Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Состояниероссийского общества вызывает у нас глубокую тревогу. Невозможно далее откладыватьразрешение таких насущных проблем, как демографический кризис, безнадзорностьдетей, алкоголизм и наркомания подростков и молодежи, оттесненность на обочинужизни многих пожилых людей, рост преступности, ничем не ограниченная пропагандажестокости и разврата, цинизма и безнравственности.
Утрата духовно-нравственныхоснов национальной жизни, потеря исторической и культурной преемственности крайнеопасны. Экстремизм, грозящий стать одним из самых страшных бедствий XXI века,есть прямое продолжение и следствие пренебрежительного отношения к духовнойсути человеческой личности.
Одна из важнейшихзадач российской школы состоит в передаче лучшего достояния отечественной духовнойкультуры подрастающим поколениям. Школьники должны не только знакомиться с шедеврамирусской литературы и искусства, но, прежде всего, обретать устойчивые нравственныеориентиры, усваивать основополагающие нормы достойной общественной жизни. Нельзястать полноценным гражданином государства и членом общества, не зная, что данныеБогом заповеди – «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй» и другие — обязательныдля всех, безотносительно к тому, верующий ты человек или неверующий. Стремлениепродолжать насильственное отделение культуры и образования от религии и от нравственныхоснований жизни общества ведет к тому, что разрушается семья, вымирает народ,ослабевает государство. Ведь не может устоять общество, в котором грех превозноситсяв ущерб добродетели.
От имени несколькихтысяч участников Рождественских чтений – представителей почти всех регионовРоссии, а также Украины, Беларуси, других стран СНГ и дальнего зарубежья, педагогов,священнослужителей, ученых, деятелей культуры, представителей различных ветвейвласти, политиков – обращаемся к вам, выражая озабоченность состоянием российскогообщества и системы образования, а также предлагая наше видение путей выходаиз кризиса.
1. Российскаясистема образования нуждается в восстановлении культурной преемственности, возрождениивоспитательных функций на основе отечественных традиций и духовно-нравственныхценностей. Сегодня школа не обеспечивает приобщения учащихся при получении общегообразования к знаниям об истории, культуре и ценностях Православия. Православнаятрадиция представлена совершенно неадекватно ее действительному значению в прошломи в современной жизни российского общества, что препятствует духовно-нравственному,семейному, гражданскому и патриотическому воспитанию детей и молодежи. При совершенствованиироссийской системы образования необходимо включать в содержание государственныхобразовательных стандартов и программ знания о наследии и традициях отечественнойдуховной культуры, прежде всего культуры Православия.
2. В развитиии поддержке государства нуждаются все формы изучения религии и религиозной культурынародов России. Ведь знания, не соединенные с верой и нравственностью, слишкомчасто употребляются во зло. Реализация права граждан на углубленное изучениеистории и культуры Православия в государственных и муниципальных школах сегодняособо востребовано обществом, ибо направлено на приобщение учащихся к богатствамнациональной и мировой культуры, на воспитание ответственного семьянина, патриотаи гражданина России, что соответствует фундаментальным целям и принципам государственнойобразовательной политики. Опыт многих регионов России, где успешно реализуютсятакого рода программы, показывает, что преподавание учебного предмета религиозно-культурологическойнаправленности «Православная культура» содействует духовному воспитанию личности,формированию должного отношения к российскому историческому и культурному наследию.Этот предмет воспитывает ориентацию на нравственные ценности, противодействуетраспространению среди детей и молодежи насилия, жестокости, половой распущенности,социальной безответственности, помогает формированию личности, обладающей высокойгражданственностью. Безосновательны административные меры, запреты и ограниченияна изучение истории и культуры Православия в российской общеобразовательнойшколе, так как это противоречит нормам российского законодательства и признаннымРоссийской Федерацией международным актам в области прав человека.
3. Важноподдержать и активизировать разработку учебных и методических пособий для изученияправославной культуры, а также подготовить нормативно-правовую базу, закрепляющуюпорядок преподавания в государственных и муниципальных образовательных учрежденияхзнаний о религиозной культуре в составе вариативной части образовательных программв форме учебных курсов по выбору. Принцип светскости государства и государственнойсистемы образования не должен трактоваться как запрет на изучение культурногои нравственного наследия традиционных религий в общедоступной государственно-общественнойшколе. Прямое обучение религии в государственных школах — наиболее распространеннаяпрактика в других странах.
4. Хотелось бы обратить внимание государственной власти на необходимость системных мер по поддержке негосударственных образовательных учреждений (организаций), реализующихобразовательные программы в соответствии с государственными образовательнымистандартами. Негосударственной школе, в том числе православным школам, гимназиями лицеям, в которых верующие имеют возможность получать образование в соответствиисо своими убеждениями, сегодня может быть нанесен большой ущерб, если на уровнефедерального законодательства не будет закреплена система мер их поддержки,принятая во всех цивилизованных странах.
5. При осуществленииреформ высшего и среднего образования важно помнить, что они не должны привестик ухудшению уровня образования нашего народа, к расслоению общества на тех,кто из-за бедности будет лишен доступа к знаниям, и тех, кому с детства будутгарантированы престижные дипломы. Нельзя разрушать классических фундаментальныхоснов русской средней и высшей школы, ее общедоступности и обращенности к человеку,особенно бедному и живущему вдалеке от больших городов. Смена форм собственностиобразовательных учреждений не должна привести к их уничтожению или к тотальномупереводу их в категорию «элитных», малодоступных.
6. Считаемважным скорейшее решение вопроса о государственном признании существующей в России системы православной духовной школы, присуждаемых ею дипломов и ученыхстепеней.
7. Серьезнуютревогу и озабоченность вызывает катастрофическое сокращение численности населенияРоссии. Демографический кризис не в последнюю очередь обусловлен духовными причинами,связанными с отходом людей от идеалов святости семейной жизни, чистоты отношениймежду мужчиной и женщиной, понимания высокой ценности человеческой жизни. Однаиз причин демографического кризиса — насаждение в обществе стереотипов потребительскогомировоззрения, попрание христианской морали с ее жертвенностью и устремленностьюк высоким идеалам, забвение Бога и следование низменным инстинктам. В школьныхпрограммах необходимо предусмотреть воспитание такого отношения к сфере отношениймежду полами, которое укрепляло бы идеалы супружеской верности, целомудрия внебрака, неприятия разврата и безответственности в сексуальных отношениях.
8. Защищатьи поддерживать семью — это прямая обязанность государства. Способствуя тому,чтобы молодые семьи не боялись заводить детей, общество и государство должныдать молодым семьям уверенность в будущем, в том числе оказывая им материальнуюподдержку. Государство должно способствовать тем программам, которые проводитЦерковь по поддержке семьи.
9. Мы полагаем,что в целях обеспечения духовной безопасности нашей страны надлежит предусмотретькомплекс мер по защите нравственности, пропаганде отечественного культурного,духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизнив сфере деятельности учреждений культуры и средств массовой информации. Всездоровые силы нашего Отечества должны активно противостоять пропаганде порока.Нас также тревожит проникновение в школу оккультных практик, суеверий, лженаукии прочих подобных явлений, эксплуатирующих духовный поиск человека в целях получениявласти над ним.
10. В делевозрождения культуры и нравственных ценностей, воспитания молодежи необходимопартнерство власти и родителей, общественных и религиозных организаций, другихинститутов гражданского общества. Системное сотрудничество государства и Церквив сфере образования и воспитания — условие выхода из кризиса, охватившего российскуюшколу. Одним из первых шагов видится возобновление работы Координационного советапо взаимодействию Министерства образования и науки с Русской Православной Церковью.
Только совместнымиусилиями Церкви, общества и государства можно справиться с негативными тенденцияминынешнего развития нашей страны. Надеемся, что все облеченные властью люди достойноисполнят свой долг перед Отечеством и народом.
Духовноепросвещение и образование – это важнейшая миссия Церкви, ибо, по слову СвященногоПисания, благовествование Христово «есть сила Божия ко спасению всякому верующему»(Рим. 1, 16).
Екатеринбург,28 января, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Проблемызащиты семьи, материнства и детства, а также государственная политика в областидемографии стали предметом обсуждения участников секции «Нравственные основыдемографического развития России», которая состоялась в рамках XIIIМеждународных Рождественских образовательных чтений. Все выступавшиена секции были единодушны во мнении, что в самое ближайшее время надо приниматьсрочные меры для преодоления демографического кризиса в России. Всестороннеразбиралась особо пагубная для России проблема абортов. Докладчики призвалик отмене программ сексуального просвещения в школах и введению вместо них предмета,посвященному подготовке подростков к семейной жизни.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.