Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (324) → 23 января — память святителя Григория, епископа Нисского

23 января — память святителя Григория, епископа Нисского

№3 (324) / 15 января ‘05

Церковный календарь

 СвятительГригорий Нисский, прославляемый ныне Церковью, был младший брат Василия Великого(р. около 332 г.

) и подобно ему получил от родителей воспитание в духе христианскогоблагочестия. Поставленный в 372 году епископом в Ниссе (в Каппадокии), Григорийсделался ревностным защитником Православия и строгим обличителем арианства,чем и возбудил против себя клеветы ариан. Так, они обвиняли его в растрате церковныхденег и самое посвящение его в епископа считали незаконным. Арианские епи-скопынезаконно осудили Григория на изгнание, в котором он провел около трех лет и возвратился лишь по смерти императора Валента, по прекращении гонения на православных.
 Жизнь святителяГригория вся протекла в постоянных трудах. В 381 и 382 годах он защищал православноеучение о Святом Духе против еретиков; в 394 г. водворил мир между двумя аравийскимиепископами, оспаривавшими друг у друга кафедру. Святитель Григорий неустаннозаботился о своей пастве: по нескольку дней кряду говорил ей поучения, писалбеседы на книги Ветхого и Нового Завета, заботился о больных и неимущих.
 СвятительГригорий, ревностный защитник Православия, поучает нас, братия, дорожить своейПравославной верою, ибо первое и высочайшее наше благо на земле есть, неоспоримо,она – наша святая, отеческая, Православная вера.
 На человекаможно смотреть с двух сторон: как на существо, высшее всех на земле по своейприроде, и как на существо, несчастнейшее всех на земле по своему грехопадению.И правильный взгляд на человека непременно должен обнимать его с обеих этихсторон.
 Что же, какоеблаго можно назвать первым для человека, как существа, превосходнейшего из всехземнородных? Первым благом может быть для нас только то, которое бы удовлетворилосамым высшим потребностям нашего существа. Какие же это потребности? Без сомнения,не потребности телесные: ибо потребности эти есть и у низших животных; значит,и блага чувственные для нас, как людей, не великой цены. Без сомнения, и не душевные потребности, которые также общи нам со всеми животными, хотя у насявляются на высшей ступени, нежели у них; значит, и душевные блага – знания,искусства и тому подобные – для нас, как людей, все еще не высшие блага. Нет,есть у нас потребности, или, справедливее, есть одна потребность – духовная,которой уже не имеет ни одно низшее животное, которая принадлежит нам собственнокак людям, превознесенным над всеми земнородными, и обща нам с бесплотными,совершеннейшими духами. Это – потребность таинственного общения и единения с Самим Богом (Ин. 16, 21), по образу Которого мы сотворены; потребность жизнив Боге, Богом и для Бога (Рим. 6, 10), благодать Которого столько же необходимадля нашего духа, сколько воздух и пища для тела, знания и закон для души. Вышеэтой потребности не только в нас, но и вообще в существах сотворенных, дажебыть не может. И этой-то высочайшей потребности нашего естества вполне удовлетворяетБогодарованная нам вера Христова; здесь всеблагой Человеколюбец Сам зовет насв благодатное единение с Собою, Сам указывает нам все нужные средства к тому.Сам вместе со Отцем Небесным приходит к нам и творит в нас для Себя обитель(Ин. 14, 23), так что христианин истинно верующий и пребываяй в любви, по истине, в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает (Ин. 4, 16), не ктомуживет сам, но живет в нем Христос (Гал. 2, 20). Этой-то высочайшей нашейпотребности удовлетворяет только она одна – вера Христова Православная, именно– вера, которая принесена на землю Сыном Божиим, истинным Спасителем человеков,проповедана в начале Его святыми апостолами, и с тех пор блюдется и проповедуется,во всей чистоте, Его Православной Церковью: Аз есмь путь и истина и живот:никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною (Ин. 14, 6), – засвидетельствовал СамХристос, Господь наш; без Мене не можете творити ничесоже; аще кто во Мнене пребудет, извержется вон (15, 5 и 6).
 Отсюда следует,что вера Православная для нас, как людей, есть не только благо первое и высшее,но и благо единственное. Только она одна возвышает нас на степень людей и даетнам возможность жить жизнью истинно человеческой; только она одна подлинно отличаетнас от низших животных и уподобляет совершеннейшим духам; только она одна делаетнас чадами Божиими, причастниками Божественного естества.
 Посмотрим ли мы теперь на себя, как на существа, несчастнейшие всех на земле по своемугрехопадению, – мы опять увидим, что и в этом отношении не только первое, но даже единственное наше благо есть та же самая Православная вера Христова. Ибов чем эти наши несчастья? В том, что грехи наши бесконечно прогневали нашегоСоздателя и удаляют нас от Него; в том, что они глубоко повредили и не-престанноповреждают более и более все силы нашего существа; в том, что они лишили насвечного блаженства и уготовляют для нас вечную погибель; короче: все наши несчастьяв самих же грехах, а все прочее необходимо уже из них вытекает. Кто же из насне знает, братия, что от этих несчастий осво-бождает и может освободить нассобственно одна лишь вера Христова, вера Православная? В святейших своих таинствахона очищает нас от всех грехов; а очищая, она в то же время и тем самым примиряетнас с Богом и соделывает сынами Его; перерождает, обновляет и освящает все нашеестество, сообщает нам все благодатные дарования для нашего последующего преуспеянияво благочестии, для нашего постепенного восхождения от силы в силу, от славыв славу. Муки вечные – оброцы греха – тогда уже не для нас, если мы пребудемистинными христианами до самой своей кончины; нет, горние престолы, небесныевенцы, вечная слава и блаженство со Христом – вот тогда удел наш! Аминь.

Протоиерей Григорий ДЬЯЧЕНКО

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
120 лет Екатеринбургской епархии

В начале века екатеринбуржцы дарили друг другу рождественские подарки и открытки, отличающиеся искусным исполнением

 Екатеринбург,5 января, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Подарки родным и друзьям — обязательный атрибут рождественских праздников.

 
Церковный календарь

24 января — память Феодосия Великого, общих житий начальника

 ПреподобныйФеодосий, память коего празднуется в нынешний день, родом из Каппадокии, получивхристианское воспитание, с детства привержен был к Священному Писанию, с любовьюизучал его и более всего дорожил посещением храма Господня, при котором, имеяхороший голос, он был определен чтецом. Всей душою любил он это дело и со вниманиемчитал и к сердцу принимал те евангельские слова, которыми заповедуется не привязываться к земному миру, а помышлять главным образом о вечной жизни и стремитьсяк ней.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс