Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №2 (323) → О чудесах Божиих

О чудесах Божиих

№2 (323) / 8 января ‘05

Чудеса

 Чудеса в Церкви были всегда, и любое чудо всегда привлекает внимание как верующих, таки неверующих. Неверующие пытаются опровергнуть его с помощью рассудка, называемогосвятителем Игнатием (Брянчаниновым) лжеименным разумом, доказать, что чудо —естественное явление, либо не известное науке, либо не объясненное пока наукой.

Верующие же видят в нем действие благодати Божией.
 Чудеса являютсясвидетельством о Боге. Цель их — обратить неверующих к Богу, верных укрепитьв вере. Но святой апостол предсказывает, что настанут времена, когда пророчествапрекратятся, языки умолкнут (1 Кор. 13, 8). Уже в IV веке святитель Иоанн Златоустговорил, что чудеса оскудели. Причина этого в том, что знамения суть не верующим,но неверным (1 Кор. 14, 22). Апостольская проповедь сопровождалась многочисленнымизнамениями. Это было необходимо, ибо она звучала в языческом мире, среди людей,не знавших Бога. Сейчас же, говорит святитель Златоуст, Евангелие проповеданопо вселенной, поэтому нужда в чудесах отпала и проповедь христианства ведетсядругими средствами. Самое действенное из них — благочестивая жизнь христиан,жительство их по евангельским заповедям. «Знамения Божии даны были в содействиеслову Божию. Знамения свидетельствовали о силе и значении слова. Существенныйдеятель — слово. Не нужны там знамения, где приемлется слово, по причине понятогодостоинства, принадлежащего слову. Знамения — снисхождение к немощи человеческой»,— пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Ставропольский.
 Необходимотрезвое отношение к чудесам. Не только Божия благодать совершает знамения. Антихристдля утверждения своей власти над миром, как известно, будет широко пользоватьсячудесами. Сатана всегда принимает вид Ангела света, и его служители — вид служителейправды (2 Кор. 11, 14–15). Среди прочих средств обольщения пользуются они и чудесами, стремясь произвести впечатление на зрителей и заставить их поклонитьсясатане. Ложные чудеса больше отталкивают, подавляют, чем приводят к познаниюнепостижимого. В Деяниях апостольских описан случай, когда одна служанка, одержимаябесом «пытливости», говорила всем, что апостолы — рабы Бога Вышнего, которыевозвещают путь спасения (Деян. 16, 16–18). Но апостол Павел изгнал беса, не желая, чтобы бесы пророчествовали. Как объясняет святитель Иоанн Златоуст, святойапостол рассуждал, что, если бес способствует проповеди, значит, готовит какую-то кознь, как в действительности и произошло. Когда демон вышел, апостолы подверглисьпобоям. Святой Златоуст говорит, что если бы беса не изгнали, обязательно случилось бы что-нибудь худшее.
 Духовныеписатели последнего времени, особенно святитель Игнатий Ставропольский, большоевнимание уделяют обличению лжедуховности, крайне умножившейся в наше время.Лжедуховность обычно стремится привлечь к себе внимание лжечудесами. Святительговорит, что это — диавольская уловка, цель которой — клевета на Православие.Но «ложь не может владычествовать долго» (свт. Игнатий). Нет ничего тайного,что не стало бы явным. Ложные чудеса рано или поздно разоблачаются, посрамляятех, кто их совершал, и соблазняя тех, кто им поверил.
 Господь обличалиудеев в суетном искании знамений и чудес: «Род сей, лукавый и прелюбодейный,знамения ищет, но знамение не дастся ему» (Мф. 16, 4). Несмотря на величайшиечудеса: десять казней египетских, разделившееся Чермное море при исходе израильтяниз Египта, огненный столп, предводивший их в пустыне, манна, падавшая с небес,падение Иерихонских стен и множество других — еврейский народ, по свидетельствуСвященного Писания, остался жестоковыйным и неверующим, а впоследствии, присовершенных Господом Иисусом Христом многочисленных поразительных чудесах, их же ин никтоже сотвори (Ин. 15, 24), отверг Мессию…
 Свойственноискать чудес людям поверхностным, для которых чудо, кем бы оно ни совершалось,является только ярким зрелищем, эффектным шоу. Им, в сущности, безразлична истина,они не захотят потрудиться в исполнении евангельских заповедей для стяжаниядобродетелей. Христианство таких людей заключается в беседах за чашечкой кофе«о высоких материях». Святитель Игнатий пишет: «Слово Божие — знамение духовное,которое, будучи даровано человеку, удовлетворяет всем потребностям его спасения,соделывает пособие от вещественных знамений ненужным. Христианин, которому неизвестнотакое свойство слова, обличает себя в холодности к слову, в незнании слова Божияили в мертвом знании по одной букве».
 Чудо не являетсялучшим способом проповеди. Бог ищет любви человека, произвольного, свободногоследования за Ним. Чудо же может явиться неким насилием над чувствами и волейчеловека. Вера, пришедшая в результате чуда, если не будет подкреплена жительствомпо Евангельским заповедям, рано или поздно станет суеверием или даже будет потеряна.Бог открывается человеку, живущему по совести, слушающему этот чудный голосв своей душе. Укрепляется в вере человек, когда жительствует по Евангельскимзаповедям. «Чтобы познать значение слова, должно исполнять его. Евангельскиезаповеди, будучи исполняемы, немедленно начинают преобразовывать, претворять,оживотворять человека, претворять его образ мыслей, его сердечные чувствования,самое тело: живо бо слово Божие и действенно, и острейше паче всякаго меча обоюдуостра, и проходящее даже до разделения души же и духа, членов же и мозгов, и судительно помышлением и мыслем сердечным» (Евр. 4, 12), — пишет свт. Игнатий.Жительствуя по Евангелию, человек достигает единения с Богом. Такое жительствонаучает человека увидеть мир, сотворенный Господом, как величайшее Божие чудо.Настоящий христианин не ищет чудес, излишни для него и гороскопы. «Тому, ктопредал себя в волю Божию, уже незачем знать будущее» (свт. Игнатий). Тщательно,с великим трудом христианиaн ищет одного — исполнения воли Божией. Воля Божиясокровенна в заповедях Божиих. Настоящие христиане ищут подлинных свидетельство Боге в примерах благочестивой жизни.
 В последнеевремя, по предсказанию древних Отцов (святитель Нифонт Цареградский), те, которыебудут поистине работать Богу, благоразумно скроют себя от людей, и не будутсовершать посреди них знамений и чудес, а пойдут путем делания, растворенногосмирением. Все истинные подвижники ХХ века так и поступали. Они тщательно скрывалисвои духовные дарования.
 Примеромможет послужить исповедник веры, удивительный подвижник, при жизни известныйлишь очень узкому кругу людей, игумен Никон (Воробьев; †1963), книга писем которогок духовным чадам под названием «Нам оставлено покаяние» (М., 1997) поистинестала духовным приношением современному христианству. Игумен Никон говорил желавшимдуховно окормляться у него, что он не считает себя ни чьим духовным отцом, что может лишь, в силу своего возраста и жизненного опыта, поделиться некоторымизнаниями. Непременным условием общения с ним батюшка ставил обязательство никомуникогда о нем не говорить и никого никогда к нему не привозить. Желавшим поселитьсярядом с ним, он, по своему великому смирению, говорил, что неполезно жить рядомс человеком, который знает, как надо жить, но не живет такой жизнью.
 Люди, бывшиев духовном общении с отцом Никоном, вспоминают, что батюшка часто повторял:«Того духовного руководства, в котором и я, и Вы одинаково нуждаемся, сейчаснет». Он никогда не требовал слушаться его во всем, высказывал свое мнение именнокак мнение, предоставляя свободу поступить иначе в случае, например, измененияобстоятельств, и никогда ничем не связывал спрашивавших у него совета. Лишьодин совет батюшка высказал категорично: «Если когда-нибудь кто-нибудь из священниковВам скажет: идите за мной, я Вас буду вести по духовному пути, — бегите от него,этот человек в прелести». Видимо, такой духовник не представляет тяжести тойответственности, которую хочет на себя взять, потому что любой человек с присущимиему немощами — это прежде всего крест для пастыря. Сам же отец Никон действительносовершал чудеса и исцеления, о чем есть свидетельства, но скрывал это тщательнейшимобразом.
 Как примерисполнения евангельских слов: «Аще кто от мертвых воскреснет, не имут веры»(Лк. 16, 31) — отец Никон приводил слышанный им в концлагере рассказ священника,бывшего до того в Саровских лагерях. Однажды летом заключенных послали что-то копать на реке, и они внезапно увидели, что на дне речки ясно изобразилась иконаСпаса Нерукотворного. Все, кто был на работах, остановились, пораженные этим,перестали копать, стояли и смотрели. Охранники прибежали разбираться, в чемдело, растолкали всех и тоже увидели икону. Тогда они приказали рыть на этомместе, чтобы снять изображение. Но оно не исчезало. Тогда его стали забрасывать…Отец Никон говорил: «Если человек не хочет поверить, то никакое чудо его не убедит».
 Не толькосвятые люди, но всякий христианин, хотящий жить благочестиво в наши непростыевремена, будет сокрывать себя, избегать начальственных должностей и видногоположения, чтобы в безвестности работать Богу, временами общаясь с небольшимкругом близких по духу лиц. Нам известны некоторые священники, преимущественноиз числа монашествующих, которые именно из этих соображений избегают учить и проповедовать, хотя казалось бы, что это их прямая обязанность. Они не стремятсяк умножению числа духовных чад, ограничиваясь теми, кого Господь уже привелк ним, а своим главным делом полагают молитву. Они считают, что пастырь — этопрежде всего предстоятель у престола Господня, совершитель Божественных Таин,молитвенник за своих духовных детей. Он настолько способен руководить другими,насколько сам преуспел в молитве и духовном делании. Святитель Игнатий пророчествовал,что в последние времена засилье фарисеев в Церкви настолько увеличится, что истинные рабы Божии, спасаясь от них, вынуждены будут скрываться, так же, как Спаситель скрылся от Ирода в безвестном малолюдном Назарете.
 Господь,прежде чем вознесся на небо, заповедал ученикам быть во Иерусалиме, дондежеоблекутся силою свыше (Лк. 24, 49). Этим обозначается таинственное пребываниевнутри себя, пребывание преимущественно в молитве и трезвении, чтении Божественныхи отеческих писаний. Оно должно продолжаться до тех пор, пока благодать Божияне осенит душу явным образом. Только тогда раб Божий, облеченный благодатью,сможет выйти на проповедь Евангелия. Проповедовать может только человек духовносильный, апостол, посланный Богом.
 «Многие,— пишет преп. Исаак Сирин, — совершили знамения, воскресили мертвых, потрудилисьв обращении заблудших, сотворили великие чудеса, привели других к познанию Бога,а после сего сами они, оживотворившие других, впали в скверные и мерзостныестрасти, умертвили самих себя… Творящих знамения, чудеса и силы в мире не приравнивай к безмолвствующим с ведением. Бездейственность безмолвия возлюбипаче, нежели насыщение алчущих в мире и обращение многих народов к поклонениюБогу», — говорит преподобный Исаак. Очевидно, что здесь заповедуется предпочестьмолитвенное делание даже тем, кто действительно способен обращать народы к Богу.
 Допустимапроповедь благочестивых мирян, которые, живя среди людей, все равно общаютсяс ними. Они не в состоянии нести монашеского молитвенного делания. Лучше говоритьо Боге, чем празднословить. Мы немощные люди, но Господь так устроил, что и мы должны что-то делать в этом мире, хотя наши дела всегда бывают несовершенныи с примесью страстей. Для человека же монашеского устроения проповедовать —очень большая ответственность, большой труд, опасный в духовном отношении. Поэтомуза некоторую деятельность лучше вообще не браться. Многие, очень многие, взявшисьпроповедовать, погибли сами.
 Жизнь Церквине есть только чудеса и знамения, духовная жизнь гораздо более глубока и многогранна.Чудеса и знамения, которыми должен прославляться Господь Вседержитель, не должныслужить на хуление имени Божия суеверными людьми.
 Мы живемв благодатные времена духовного возрождения Православной России, которое должнопо пророчествам русских и славянских святых перейти в проповедь ею слова Божиядругим народам. «Может быть, еще китайцы, индусы, японцы дадут миру и ПечерскиеЛавры, и новых Антониев и Феодосиев, и Сергиев, и Серафимов», — писал в 1925году одному из православных парижских священников известный подвижник и духовныйписатель XX века митрополит Вениамин (Федченков).
 Семьдесятлет коммунистических гонений, которые по своим масштабам и кровопролитностипревзошли все преследования Русской Православной Церкви в совокупности, былинеобходимы. В жизни любого христианина, стремящегося к духовному совершенству,по свидетельству Святых Отцов, необходим период искушения его непосредственнопадшими духами. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Искушения от лукавыхдухов обыкновенно попускаются после обучения искушениями от падшего естества,от мира и от человеков. Не вступив в брань с духами и не выдержав ее как должно,подвижник не может вполне расторгнуть общения с ними, потому не может достигнутьполной свободы от порабощения им в сем и будущем веке. Победитель в этой браниувенчивается особенными духовными дарованиями». Подобное происходит и с целымихристианскими народами. Период коммунистических преследований явился едва лине самым плодоносным в истории Русской Церкви. За короткое время он дал столькихсвятых, скольких не дала вся предшествовавшая тысячелетняя история христианствана Руси. Да и в истории Вселенской Церкви никогда не являлось столько святыхза такой короткий период.
 Не было случайными трехсотлетнее владычество язычников-татар на Руси. Как это ни парадоксально,оно промыслительно послужило к укреплению христианства, которое было принятобольшинством еще поверхностно, скорее, как обряд, о чем свидетельствовали бесконечныемеждоусобицы и остатки языческих верований среди простых людей. Народу, как и человеку, чтобы окрепнуть в вере, необходимо пройти через многочисленные страдания,искушения, испытания. Когда не на кого уповать и бессильны князи и сыны человеческие,остается только в покаянии молиться Вседержителю. Когда, волею Божией, приблизилосьокончание монголо-татарского ига, Господь послал Руси преподобного Сергия Радонежского.Послал именно тогда, когда Преподобный стал нужен России. Раньше бы его не поняли,не приняли, и при всей своей духовности и святости, он не был бы замечен на Руси, остался бы мало кому известен. Игумен земли Русской стоял у истоков объединениярусских земель, фактически у истоков Русского Государства. Именно ученики преподобногоСергия, разошедшиеся во все концы Руси, духовно подготовили народ к объединению.
 После периодапросвещения отступившей от Бога России светом Христовой веры принятие русскимнародом Православия выразится прежде всего в том, что Евангелие станет основойжизни простых людей и возрождаемые ныне храмы вновь наполнятся молящимися. Постепенноправославные, глубоко церковные люди займут подобающее место в управлении государством,встанут у истоков экономики, науки, культуры, политики, приобретут значительноевлияние на вооруженные силы. По предсказанию греческого святого XVIII века преподобномученикаКосьмы Эталосского, русские войска должны войти в Константинополь и освободитьСвятую Софию от магометан, а битва при этом будет такой, что Босфор будет краснымот крови. В 1916 году уже был утвержден Государем Императором план освобожденияКонстантинополя Черноморским флотом, которым командовал тогда великий русскийпатриот, впоследствии один из вождей Белого движения адмирал А. Колчак. Военныедействия должны были начаться весной 1917 года. Но Господь, по непостижимымсудьбам Своим, отложил исполнение пророчества.
 Видимо, тогдаи исполнятся пророчества преп. Серафима о том, что в России будет православныйГосударь. Все это, может быть, и кажется невероятным, но еще десять-пятнадцатьлет назад никто и представить себе не мог, что будут открыты храмы и монастыри,во всеуслышание зазвучит Евангельская проповедь, свободно будут издаваться православныекниги, священников будут приглашать в школы, на радио, телевидение и станетобычным делом присутствие епископа или иерея на государственном собрании и освящениеими атомной подводной лодки или космического корабля.
 Поэтому мыверим, что сбудутся слова Святых Отцов о будущем великом предназначении России.Тогда понесут русские миссионеры слово Божие народам, не знающим Бога, и для утверждения веры среди «малых сих» совершат великие знамения и чудеса. «Духдышит, идеже хощет, и глас Его слышиши, и не веси, откуду приходит и камо идет»(Ин. 3, 8).
 Аминь.

Иеромонах Сергий (Рыбко)

 

В других номерах:

№31 (592) / 11 августа ‘10

Чудеса

Это было действительно чудо!

Юлия Башкирцева

 
Чудеса

Крещенская вода (Как капитан поверил в Бога)

 Это былов 1989 году. Ко мне пришел капитан второго ранга, журналист, литератор, мойдавний друг, Борис Феодорович Кожухов.

 
Чудеса

Слепой от рождения мальчик прозрел

 ПРИГОВОР РодителиСаши — Римма и Игорь — знакомы еще с детского сада. Потом вместе учились в школе,в пединституте, а затем поженились.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс