Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Вышла в светкнига Э.Е.
Чумаковой «Бирюковы. Мирское и духовное», в которой автор подробноисследует род потомственных священнослужителей. Представители этого рода включеныв Собор новомучеников и исповедников Российских XX века, прославленных АрхиерейскимСобором Русской Православной Церкви 2000 г.
- Эмилия Евгеньевна,насколько мне известно, вы – кандидат экономических наук, доцент Уральскогогосударственного технического университета. Что заставляет таких занятых людей,как вы, часами работать в архивах, отыскивая сведения о давно ушедших поколениях?И почему вы обратились к родовым связям духовенства? Ведь архивы хранят историиразных родов.
- Преждевсего, я сама происхожу из рода Бирюковых. В детстве я воспитывалась в семьесвоего деда, священнослужителя Ивана Николаевича Бирюкова. Да, тот мир ушел…Это была совсем особая среда общения, интересов. Дети росли среди благолепияправославных храмов, впитывая с младенчества традиции Православия. Духовенствожило обособленно, но именно к служителям Церкви тянулась интеллигенция. Неповторимыевечера, самовар, трапеза, общение… Через жизни этих людей прошли сплошные перевороты:революция, гражданская война, репрессии… Перед смертью мой дед переживал, что не смог описать всего этого, чтобы оставить потомкам… Я считаю, что каждый человек,если он знает, из какого он рода, — чувствует свою ответственность перед ним.Это его нравственно обязывает, предостерегает от каких-то поступков, возвышаетдуховно.
- И вы решилисделать то, что не успел дед…
- После смертиего дочери, моей мамы, я стала просматривать бумаги, письма, отправилась в архив.И вот оказалось, что куда ни углубись в нашем роду Бирюковых – везде духовенство.Всего в роду около семисот человек. Я стала собирать сведения об уральской ветви.Составленная мною родословная Бирюковых охватывает лишь часть собранного материала.Особенно большую работу предстоит в дальнейшем проделать для поиска современныхпотомков священнослужителей Бирюковых. Общественные потрясения разбросали их не только по селам и весям, но и по континентам. В работе над генеалогией Бирюковыхмного дало общение с дочерьми Михаила Павловича Бирюкова, с которым я в двойномродстве. Долго искала я потомков Николая Васильевича Бирюкова, дочь которогобыла замужем за Флегонтом Пономаревым, некогда служившим священником в Мезенскомселе. Наконец, обратилась к настоятелю церкви Мезенского села. И церковь откликнулась,помогла. Вообще, за годы работы над родословной было много интересных встреч.
- Наверное, в разборе помогала и память о детстве?
- Конечно,представить этих удивительных людей помогает собственная память. Помню, что по характеру мой дед и бабушка Лидия Дмитриевна были полными противоположностями.Дед был жестким и очень справедливым. Бабушка постоянно поддерживала его. Онсам говорил, что без нее бы погиб. Вся семья держалась возле них двоих, онибыли неким центром притяжения. По натуре они были альтруистами, всегда готовымиотдать последнее. Для Бирюковых была очень важна именно духовная сторона жизни.Переезжая с места на место, они сохраняли тетради, дневники близких, рисункидетей, а ценности бросали. Дед с бабушкой прожили вместе 64 года. Оба они былиродом из Екатеринбургского уезда. Дед закончил Екатеринбургское духовное училище.Он учился у Павла Петровича Бажова. Павел Петрович помог в трудный час роднойсестре деда Марии Николаевне Бирюковой устроиться на работу, т. к. ее муж быларестован и жить было не на что. Бабушка закончила епархиальное училище приНово-Тихвинском женском монастыре, была пансионеркой. В книге я поместила фотографию1905 года из семейного архива. На ней – монахиня Ново-Тихвинского монастыря.Эта фотография была подарена бабушке, когда она еще была ученицей епархиальногоучилища. Бабушка училась ухаживать за больными, давала уроки в школе. Закончилаона учебу с отличием. Все годы обучения пела в хоре Ново-Тихвинского женскогомонастыря.
Много испытанийвыпало на их долю. Из Екатеринбурга деда перевели по службе в Шадринский уезд.Там к ним, как всегда, стягивались люди: в доме собирались не менее двадцатичеловек. Но семья постоянно подвергалась гонениям. Мою маму Людмилу ИвановнуЧумакову и ее брата Сергея Ивановича никуда не принимали учиться из-за их социальногоположения. Из-за преследований пришлось переехать под Шадринск, где бабушкас дедом долго учительствовали в школе. Там они оставили после себя прекрасныйсад, выращенный буквально на болоте. Этот сад поражал красотой и обилием плодов.В нем рядами росли груши, сливы. Малинники пестрели ягодой. Рос маньчжурскийорех и даже виноград. Из окна нашей квартиры видна была часть сада. Котораяобрамлялась кустами сирени. Центром сада была березовая аллея, где мы, дети,любили играть. За ней росли акации, клены, рябины, сосенки… Работая в саду,дед любил напевать любимые им мелодии Гречанинова. Он вообще всегда напевал,любил книги и музыку. Но в 50-е годы пришлось покинуть и это чудесное место.К кому-то из соседей приехали погостить родственники и узнали Бирюковых. Сразу же стало известно, что до революции Иван Николаевич служил в церкви… Немалочеловек пострадало в нашем роду. Вениамин Анатольевич Бирюков служил священникомв Шадринске. Был арестован в 1936 году по обвинению в принадлежности к контрреволюционнойорганизации. Николай Михайлович Бирюков, офицер белой армии, расстрелян в 1937году. Николай Артемьев Саровников, выпускник Пермской духовной семинарии былосужден как “враг народа” на 10 лет и отбывал заключение в лагерях Магаданскойобласти. Обо всех них я привожу сведения в книге. Дед же закончил жизнь мирно.Думаю, что он мог стать церковным писателем, тем более, что в роду у нас былизвестный церковный писатель Григорий Стефанович Плотников, которому мой дедприходился правнучатым племянником. Он был братом прабабушки деда – КалерииСтепановны, которая происходила из рода священнослужителей Плотниковых. ПротоиерейГригорий Стефанович был ректором Далматовского духовного училища. Их предокАлексей Плотников (в миру) был игуменом Далматовского монастыря. Пермские епархиальныеведомости упоминают работы Г. Плотникова: он оставил потомкам “Описание Далматовскогомонастыря”, “Историю Каменского завода” и другие труды. Он был и корреспондентомИмператорского Вольного экономического общества. Другой родственник – ЕвлампийИонович Бирюков соученик Мамина-Сибиряка по Духовной Семинарии и Духовному училищу,тоже был церковным писателем. Его жена происходила из рода Маминых. Писал своивоспоминания и дядя – Павел Иванович Бирюков, в архиве которого я и нашла многоепосле его смерти. Жаль, что отдельные бумаги – целых четыре контейнера! – выбросилаего соседка. Потом каялась…
Многое могутрассказать семейные архивы. Сохранились ноты духовных произведений, которыеприсылал деду любимый им композитор Гречанинов (дед в свое время был регентомцерковного хора). Кое-что нашлось и у меня дома. А вот могилы близких людей(многие из родственников были похоронены на Ново-Тихвинском кладбище), не сохранились…
- Но память о них живет в вашей книге. Сколько времени вы работали над ней?
- Десятьлет, и можно работать бесконечно. Хочется знать больше, проникнуть глубже. Вначалея не думала о книге, просто занималась изучением материалов о Церкви, об уральскомдуховенстве, писала отдельные статьи. Потом решила остановиться и издать то,что накоплено. Но не все материалы вошли в книгу. Хочу узнать подробнее и написатьо первом Бирюкове, который был направлен в Сибирскую епархию, в город Тобольск.Работы впереди очень много… Возможно, будет второе издание книги.
- Что ж, удачивам в вашем благородном деле. Трудно переоценить значение такого труда. Ведьбез знания истории, как говорил В. Ключевский, “мы должны признать себя случайностями,не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем жили”.
Беседовала Людмила
Косовска
Екатеринбург,8 декабря, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».6 декабря 1902 года, 102 года назад, состоялось торжественное открытие Екатеринбургскойхудожественно-промышленной школы, впоследствии сыгравшей важную роль в становлениихудожественного творчества на Урале.
Екатеринбург,12 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».В храме во имя Святого ПреподобногоСергия Радонежского рабочего поселка Троицкий Талицкого района открылась«Комната Памяти». Это стало первым шагом в начале подготовки педагогамии учениками воскресной школы к празднованию 60-летнегоюбилея Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Идея организацииэтой комнаты у руководителяшколы Тамары Петровны Долгушиной появилась по довольно печальному поводу.Когда Тамара Петровна спросили у детей, что они знают о минувшей войне, ей пришлосьс грустью и тревогой констатировать факт — ничего.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.