Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Свечу притушила, прочла молитвы на сон грядущим, сбросила монашеские облачения, улеглась инокиня Евсевия, но не скоро заснула. День предстоял ответственный: настоятельница будет работу оценивать, как научилась она юной насельницей стежить одеяла.
Послушание не из легких. Этому ремеслу девчушка в монастыре обучалась не один месяц, и надо было не подвести наставницу.
«Все-все, веки слипаются. Утро вечера мудренее. Нечего бояться! – уговаривала она себя. – А то и до греха недалеко: уныние – грех!»
Ночь убаюкала девочку и подарила сон… Деревня вся будто дремала: на улице ни души, только курицы что-то искали в дорожной пыли. Видно, зерно на мельницу опять везли в старых залатанных мешках. Мамка, развешивая чистые крынки на колья, призывала пеструшек обратно ко двору, чтобы глупую птицу не подавили телеги. Выбежала ее дочь – тогда еще Евлампия – в холщовом платье, босая, и вицей загнала дурех во двор. Мать благодарно погладила помощницу по макушке…
«Утреннее правило проспишь, Евсеюшка, молитвенный труд – обязателен для всех». – Инокиня вздрогнула – ее будила сама настоятельница. Матери своей она не помнила, разве только во сне когда привидится. По сиротству привезли девочку 12 лет в Ново-Тихвинский монастырь. Там она получила приют, в постриге –имя Евсевия и все, чему пожелала научиться. Временно проживающая в приюте для вдов и сирот, она из всех рукоделий большую сноровку имела в стежке одеял. Это потом ей очень пригодилось в мирской жизни, когда с наступлением совершеннолетия, скопив уже немного денег, она решала: уйти из монастыря или принять монашеский постриг.
В 1915 году на монастырской лошадке вернулась инокиня Евсевия в родное село Патруши. Сызмальства сиротского носила она одну фамилию со своей малой родиной. Здесь ее называли монашкой и относились уважительно. Жила она тем, что брала заказы на изготовление стеганых одеял от односельчан. Плату брала символическую, чтобы только хватало на жизнь. А коли работу свою ценила дешево, то нуждающихся в монастырском одеяльце, да по божеской цене, было хоть отбавляй. Приезжали из других деревень. Та монастырская лошадка доставила с ее нехитрым скарбом и специальные большие пяльцы, без которых в этом ремесле не обойтись. В них заправлялись несколько слоев ткани: ситец или сатин первым слоем укладывали, чтобы телу приятно было, следом слой ваты, а сверху снова ситчик или шелк для красоты. Дальше уж мастерица несколько дней, а то и неделю-другую иглой должна была поработать так, чтобы все три слоя друг к дружке крепко-накрепко да аккуратно приладить. Одеяло получалось теплым, легким и служило долго. Благодаря этому ремеслу подняла Евлампия Матвеевна троих деревенских детей-сирот, вывела в люди.
Жилось ей нелегко. Особенно в 30-е годы, когда колхоз, полный воинствующих безбожников, постановил выселить ее из дома. У нее хватило самообладания, чтобы не впасть в уныние, а добиться справедливости в этом испытании. Выдержка была завидная и решимость – она добилась возврата дома!
«Монашество выковало из нее человека высокой пробы, для которого даже ложь во спасение была чужда, – с гордостью рассказывала о своей двоюродной тете, бывшей насельнице Ново-Тихвинского монастыря Евлампии Матвеевне Патрушевой, Римма Александровна Бабушкина. – Она мне заменила бабушку, все заповеди передала. Я родилась в 1937 году. Когда она меня готовила к школе, то велела не распространяться о родственниках, хорошо учиться и выполнять общественные поручения. Всегда с иронией поговаривала о пионерах и комсомольцах: «Ну, что там еще товарищи придумали?»
С Риммой Александровной мы встретились в краеведческом музее на выставке, посвященной возрождению обители. Открылась выставка накануне празднования ново-тихвинской иконе. Вот уже 10 лет, как монастырь обрел вторую жизнь. За его 195-летнюю историю такое откровение монастырские насельницы позволили себе впервые. Здесь был представлен трогательный интерьер монашеской кельи. За ширмой, обтянутой тонкой сеткой, виднелась маленькая кроватка, покрытая тем самым стеганым одеялом, рядом стоял стул со спинкой, короб из щепы для вещей, складной стульчик, иконы…
«Тяжело было расставаться с вещами бабушки. Они прожили с нами всю жизнь. Вот на этом стуле есть ее инициалы «ЕМП», он такой удобный и прочный. Специально по росту Евлампии Матвеевны для рукоделия изготовлен. Я его лет 50 помню. Но пусть он вернется в монастырь, где когда-то и служил. Я без сожаления отдала его сестрам. Там будут организовывать музей, а для этого нужны подлинные предметы быта насельниц монастыря.
В дар будущему музею Р.А. Бабушкина передала десятки личных вещей Е.М. Патрушевой: помянник, часослов, очки в футляре, восьмигранный поднос для пасхальных яиц, швейную машинку “Зингер”, большое пасхальное яичко токарной работы, личную печать, формочки для печенья, заварную ложечку для чая, щипцы для сахара, чашку с блюдцем «В день ангела», украшения из воска, салфетки, вышитые бисером и стеклярусом, книги…
На Урале есть православный музей – при Свято-Николаевском мужском монастыре в г. Верхотурье – но не каждому удается побывать в нем из-за дальней дороги и необходимости в первую очередь посетить святыни. Если такой музей появится при Ново-Тихвинском женском монастыре в Екатеринбурге, то у местных насельниц будет еще одно послушание – проводить экскурсии. Интерес к монашеству в нашем обществе был всегда. Судите сами: в 1913 году в нашей Епархии была 591 церковь и 12 монастырей. К 2003 году – за такой короткий срок – восстановлено и вновь построено 199 церквей и 12 монастырей!
Выставка в СОКМ отчасти удовлетворила этот интерес, но только отчасти. Нужна постоянная экспозиция. Посетители подолгу задерживались у стендов, засыпали Римму Александровну вопросами, изучали архивные документы. Среди них материалы областного Госархива: дело об отводе земли под монастырь, план монастырских земель 1836 года, штат Ново-Тихвинского монастыря, утвержденный в 1822 году, проект собора во имя Святого князя Александра Невского 1811 года, материалы об истории возникновения монастыря из кладбищенской богадельни в 1796 году, фотографии и личные вещи первой и последней настоятельниц и даже ссыльные дела. Странно было читать документ 1937 года о привлечении к уголовной ответственности и вынесении смертного приговора бывшей монахине монастыря Наумовой А.Д., которая будто бы занималась шпионажем в пользу Польши. Ее скромное имущество было предписано конфисковать, а несчастная женщина была изобличена как «активная участница контрреволюционной повстанческой организации церковников».
В экспозиции были и яркие пятна. В витринах поместили практически все священные одежды духовенства, выполненные умелыми руками мастериц. Схимническое облачение — парамон и схима, вышитые стебельчатым швом, красовалось рядом с монашескими – клобуком, апостольником, подрясником, рясой, мантией. Все они из простой ткани черного цвета. Да, не каждый сможет облачиться в такие аскетичные одежды. Но современных насельниц, которых доводится видеть на территории монастыря, это ничуть не смущает и не портит (если можно так выразиться). У них такие красивые, чистые, умные, одухотворенные лица, а руки – золотые. В здешней монастырской лавке мы покупали крестик с цепочкой, иконку ангела-хранителя, крестильную рубашечку с чепчиком и ажурную шапочку для племянницы, выслали в Сибирь. Там не налюбуются в этом наряде на свою окрещенную Елизавету – просто ангелочек!
На выставке с удивлением в глазах посетители любовались золотым шитьем на красном в епитрахили и поручах, незабудками на рушнике – доказательствами возрождения золотошвейного рукоделия в монастыре. Зарождение иконописного ремесла в стенах монастыря уже увенчалось многими работами местных художниц. Сестры пишут как отдельные иконы, так и целые иконостасы для русских и зарубежных храмов и монастырей. В иконописную мастерскую поступают заказы отовсюду, и сестры успешно справляются с ними. Недавний крупный заказ – иконы для боковых иконостасов Крестовоздвиженского собора Свято-Николаевского Верхотурского мужского монастыря. Его центральный иконостас был ранее выполнен 10 сестрами, несущими иконописное послушание.
Рассказ о том, с помощью чего несут сестры это послушание (кроме постоянной молитвы), был предложен посетителям в виде россыпи образцов минералов для изготовления красок: охра красная, хлорид, вивианит, малахит. Ступки с растертыми лазуритом и малахитом, скребок, доска-заготовка для икон, у которой верхняя часть покрыта паволокой, нижняя – левкасом, показывали технологический процесс изготовления икон. А рядом – готовые иконы и диплом за участие во Второй общецерковной выставке «Православная Русь».
Удивительные по колориту меркушинские места, где располагается монастырское подворье, красовались с фотостендов. На фотографиях видна деятельность приюта для сирот в честь святой преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы Феодоровны: миловидные, нарядные малютки окружены здесь теплом и заботой, которых, к сожалению, не испытали в родном доме.
Кто-то из них так же, как и Евлампия Патрушева, потом будут принимать решение – остаться в монастыре или уйти во взрослую самостоятельную жизнь.
“Без Бога – ни до порога”, “Слово – олово”, “После бури и дождя всегда хорошая погода”, “Давши слово – держись, а не давши – крепись”, — эту науку Римма Александровна с детства впитала от бабушки.
“Я помню много ее присказок и пословиц. Даже составила целый список и передала сестрам. Она была строгая, но справедливая, с мягким юмором, с удивительной чистотой и опрятностью во всем. Даже простой дом у нее отличался от многих своим убранством, цветами. Она была человеком увлеченным, занималась пчеловодством. Ее все любили, почтения к ней было много. Она ведь потом много работала в Духовном училище. Водила детей на прогулки-экскурсии по городу, рассказывала о достопримечательностях, и дети слушали и слушались.
Вещи Евлампии Матвеевны Р.А. Бабушкина передавала Наталье Леонтьевне Стуковой, осуществляющей связь между сестрами монастыря и общественностью. В благодарность за содействие в организации выставки Римме Александровне было предложено провести день в монастыре.
«Это было незабываемо: я посетила их библиотеку, швейную мастерскую, вместе с монахинями трапезничала, читала молитвы и даже ночь провела с ними. В монашеской келье тепло и покойно делается на душе. Светлое чувство было и слезы очищения. Там я поняла, как мы отдалились от благочестивой жизни, как грешим! Мне даже в юбке непривычно ходить. В брюках, мне кажется, я больше успеваю сделать за день. Собаку выгуливать удобнее… – как бы оправдываясь за последствия эмансипации, объясняла женщина. – А ведь у нашей семьи был большой друг и духовник Евлампии Матвеевны – отец Иоанн Верхотурский. Помню, мы часто ездили к нему в Верхотурский мужской монастырь на исповедь. Он единственный монах, вернувшийся из Нарымской ссылки. Я чувствую его помощь всегда. Большую духовную подпитку получаю и от трудов Игнатия Брянчанинова. Какой образованнейший человек! Основы наши, чем русский человек живет и держится, – исходят из православия».
Эту главную мысль передала и выставка, об этом говорили на ее открытии архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий и настоятельница Ново-Тихвинского монастыря игумения Любовь (Нестеренко), сумевшая организовать вокруг себя единомышленников, для возрождения в 1994 году монастыря. За труды праведные матушка была удостоена медали и памятного знака в честь торжеств, посвященных 100-летию прославления преподобного Серафима Саровского. Эту награду и медаль за участие в переписи населения матушка пожертвовала для экспозиции, дабы явить мирянам, насколько монашество не оторвано от мирской жизни, а наоборот, пытается быть полезным обществу.
Собственно, теперь уже все убедились в этом. Благодаря трудам сестринским, постящиеся люди уже протоптали дорожку к монастырской лавке, где такие сласти и вкусности продают, что и пост стал для многих прихожан более доступным. А какие книги печатают в издательстве Ново-Тихвинского женского монастыря! Книжная лавка – просто кладезь богословской мысли. На выставке были представлены некоторые из них. Например, детский молитвослов – не просто сборник молитв на разные случаи жизни. Со страниц книги с детьми говорят на их языке и помогают ребенку увидеть красоту жизни Православной Церкви, возрасти в благочестии, сохранить живую веру. Такая книга была приятным подарком и для нашей дочери ко Дню Ангела, ведь книга к тому же великолепно издана!
В этой книжице, в рассказе о молитве Иисусовой, есть прекрасные слова: «Бдите и молитесь, да не внидите в напасть». Это значит: будьте всегда внимательны и молитесь, чтобы не случилось с вами никакое несчастье и чтобы не попасть вам в сети греха… Это очень важные для нас слова: как зеленый росточек, скрытый от солнечного света, бледнеет и чахнет, так и человек, удалившийся от Бога, не имеет силы удержаться от зла и защититься от бед”.
Наталия Рукавичникова
Сегодня,когда мы с трепетом берем в руки старые фотографии, всматриваясь в суровые,благородные лица погибших священников, трудно представить себе, что несколькодесятилетий назад эти фотографии тщательно скрывали от глаз людей. Больше того:ту часть, где изображен священник, безжалостно отрезали, а крест закрашиваличернилами… – Эта фотографиякак раз и есть такая отрезанная часть от общей, семейной, – объясняет отец НиколайПантелеев, показывая фото своего прадеда, священника Стефана Шелыгина.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.