Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (319) → Диакон Андрей Кураев: «Почему Украинская Православная Церковь поддержала Януковича?»

Диакон Андрей Кураев: «Почему Украинская Православная Церковь поддержала Януковича?»

№46 (319) / 8 декабря ‘04

Общество

Екатеринбург, 2 декабря, «Информационное агентство Екатеринбургскойепархии».

 «Однойиз необычных черт недавней президентской кампании на Украине стало открытое,активное и настойчивое участие в ней Украинской Православной Церкви МосковскогоПатриархата.


 В Россииесли Патриарх или епископы решаются как-то обозначить наличие у Церкви политическихпредпочтений, то делают это предельно осторожно, непрямо. Во время губернаторскихвыборов, когда кандидаты льнут к местным архиереям, российские епископы обычнонаходят для себя срочные дела за пределами родного региона: уезжают на лечение,в паломничество, обнаруживают неотложную потребность в нанесении братского визитакуда-нибудь в Японскую Православную Церковь…
 Но осенью2004 года на Украине церковные владыки вели себя совершенно иначе. МитрополитВладимир вернулся в Киев на самые горячие дни и не стал скрывать своей позиции.Это необычно, но если такой поступок совершен, то значит, наверное, и обстоятельствабыли на то экстраординарные.
 Глава украинскогоправославия митрополит киевский Владимир заявил, что свое благословение на участиев выборах он дал только одному кандидату. И назвал его имя — Виктор Янукович.В храмах распространялись календари и листовки в поддержку именно этого кандидата.И даже в день выборов, 21 ноября, в храмах служились молебны о даровании победыне просто рабу Божию Виктору (оба кандидата носят одно и то же имя), а именноВиктору Януковичу. Была даже составлена специальная молитва с упоминанием этогоимени в ее названии — «Молитва верных чад Украинской Православной Церквиза раба Божьего Виктора Януковича». Поскольку по церковному календарю 21ноября — день архангела Михаила, то и в этой молитве о Януковиче было сказано:«О Великий Архангеле Михаиле, сотвори враги его яко овцы, сокруши их якопрах пред лицем ветра».
 Что заставилоцерковных иерархов совершить столь однозначный и публичный выбор?
 Украина как целостное живое образование еще не сложилась. Ее многоликость, многоукладностьоказалась неожиданностью для всех. Они оказалось неожиданностью для нас, москалей,которые приезжали в Крым или Одессу и считали, что такие же настроения во Львове.Они оказалась неожиданностью и для западных политиков, которые имели дело с американо-канадской украинской антисоветской диаспорой, преимущественно галицийской,и считали, что так же на отношения с Россией смотрят и в других частях Украины.А оказалось все сложнее.
 По большомусчету единой Украины сегодня не существует. Есть шесть разных регионов с оченьразной историей, разной историко-культурной, национальной и религиозной самоидентификацией,по-разному в разных регионах оцениваются даже фундаментальные события собственнойнациональной истории. Для одной части Украины Переяславская рада, принявшаярешение о воссоединении Малороссии с Великороссией — это день предательстваи траура. Для другой части Украины это важнейшее позитивное событие национальнойистории. Причем это не разномыслии в пределах одного, скажем, научного, коллективаили редакции, а четкое региональное разделение. В России часть населения считаетКуликовскую битву великим и славным событием. Другая часть граждан Росии склоннаэто день воспринимать с горечью. Есть история России глазами русских. Есть историяРоссии глазами татар. Они не во всем совпадают. Так именно поэтому Россия и является не унитарным государством, а федеральным. Федеративно то государство,которое само заметило свою многоукладность и многоликость. Россия знает этуправду о себе. Украина пока еще не желает признать аналогичную правду о себесамой.
 Украина этипятнадцать лет не может понять, что она должна идти путем федерализма. Такая же проблема, я думаю и в Молдавии, с ее гагаузами и Приднестровьем, такая жепроблема стоит и перед Украиной.
 ТрагедияУкраины 90-х годов в том, что национальное меньшинство галичан-"западенцев»взяло в свои руки идеологический контроль над всей Украиной. К середине 90-хобозначился парадокс: экономическая власть (и — формально — политическая) в руках «схидняков», а идеологическая — в руках «западенцев».Промышленность Украины сосредоточена на Востоке (Донбасс, Харьков…). Именнопророссийские регионы являются регионами-донорами. Запад Украины экономическине самодостаточен и не конкурентоспособен (особенно на европейских рынках).Изрядная часть западноукраинского населения едет на заработки в ту самую Россию,которую так клянут их региональные газеты и учебники.
 РазличиеЗапада и Востока на Украине окрашено и в религиозные тона: католический Запади православный Центр и Восток. Ориентация украинского запада на «запад»политический привела к тому, что за последние 15 лет в религиозной жизни Украиныстало заметно и присутствие неопротестантских движений, базой которых являютсяСША. Это присутствие начинает проявлять себя и в политике.
 Так, незадолгодо президентских выборов появилось послание Виктора Ющенко христианам Украины,в котором был следующий тезис: «Как Президент сделаю все от меня зависящее,чтобы гарантировать гражданам соблюдение этого права, а Церкви свободу пасторскогослужения» . Для меня одна буква в этом тексте значила очень многое.
 В православиипринято говорить слово пастырь, а пастора — обозначение проповедников в новопротестантскихобразованиях — пятидесятников, адвентистов и т.д. Для Виктора Ющенко русскийязык — родной, он уроженец сумской области, а отнюдь не западной Украины, поэтомупредположить, что речь идет о недостаточном знании русского языка, не представляетсявозможным. Это означает, что или сам Виктор Ющенко, или же люди, которые формируютего религиозную политику, причастны к неопротестантским группам американскогопроисхождения. Так что, как видим, религиозная составляющая проявилась в деятельностипрозападного кандидата.
 Что такое«западенцы» в киевской власти, православная Церковь Украины хорошопомнит по началу 90-х годов. Это — раскол, гонения, откровенные вторженеия во внутрицерковную жизнь. Стоит заметить, что на Украине в отличие от России не был ликвидирован советский институт управления религиозной жизнью — Совет по делам религий. Так что на Украине и верующим людям очевидно, что если ты не интересуешься политикой, то однажды политика заинтересуется тобой. За два днядо второго тура выборов на стенах Спасской церкви — древнейшей церкви Полтавы— появились надписи «Так! (написано с восклицательным знаком, а это главныйлозунг выборной кампании Ющенко), а дальше — «Москалям нi!». Полтава,заметьте, не западная область.
 Таких суждениймного не только на уровне экстремистов, но и на уровне политических союзниковЮщенко. Понятно, что это ориентация на тот полюс в украинской жизни, которыйпришел к власти в начале 90-х годов, затем за период Кучмы был чуть-чуть оттеснени сейчас снова пробует взять реванш.
 Но, скажете,Ющенко, которого поддерживают западные демократии, и сам демократ и поборниксвободы совести?
 Мне бы хотелосьобратить внимание на политическую рекламу Ющенко. Главный ролик Ющенко гласит:«Осенью 1944 наши отцы и деды в 1944 году освободили Украину от фашистов. Осенью 2004 года освободим ее от бандитов при власти!». Похоже, они себясчитают уже на войне. И эту войну они ведут против людей, которые они же самиобъявили находящимися вне закона: «бандиты».
 Так украинские«западники» воспроизводят довольно-таки русский парадокс. В историиРоссии ХХ века именно либералы проявляли крайние формы нетерпимости. Люди, боровшиесяза общечеловеческие ценности, брали в руки бомбы, и приветствовали расстрелпарламента. На Украине «бомбежки» еще не начались, но все равно тревожит,что партия, которая сама себя считает демократической и прозападной, дает крайнеагрессивную рекламу. Кстати, ролики штаба Януковича были подчеркнуто нейтральныи не несли в себе запала агрессии. Полагаю, что для христиан это стало еще однимаргументом в пользу Виктора Януковича.
 Политическиеоппоненты расценили заявление митрополита Владимира как проявление «всегдашнеговизантийско-советского сервилизма».
 Но эта формулатеряет свою «очевидность» при приложении ее к современной Украинскойситуации. Где власть сейчас? У кого?
 Митрополиткиевский Владимир, глава Украинской Православной Церкви, которая ассоциированас Московским Патриархатом, высказал свою позицию по отношению к Януковичу ужепосле первого тура, уже после оглашения итогов первого тура. Если бы такое заявлениеимело место до начала голосования, то его можно было бы считать продолжениемтрадиционной линии Церкви на поддержку власти.
 Но, во-первых,в первом туре победу одержал Ющенко. И в этих условиях высказать свою позициюв поддержку Януковича было поступком. Во-вторых, это заявление сделал киевскийМитрополит, а не донецкий, запорожский или одесский. Киев — регион, которыйпроголосовал за Ющенко, а не за Януковича. Региональные власти Киева — и административнаявласть, и бизнес-элита, и интеллектуальная элита поддерживают Ющенко.
 Значит, не чужие, не «властные» интересы отстаивал митрополит Владимир, выступаяв поддержку Януковича, а своё, из-церковное видение перспективы.
 Очевидно,киевский Митрополит, зная подводные течения киевской политической жизни понимал,что означает для дальнейшего развития ситуации на Украине победа одного или другого кандидата.
 Конечно,не все граждане Украины должны делать выбор, исходя из интересов ПравославнойЦеркви. В произошедшем расколе страны непонятно другое. Идеология «западенцев»высшей ценностью считает самостийность Украины. Но отчего-то галицийские идеологиугрозу для этой самостийности видят лишь на Востоке. Связь с московским Патриархомрасценивается ими как стратегическая угроза. Подчиненность украинских католикови униатов Римскому Папе, напротив, глаза им не мозолит. Вот и в выборе между Ю. и Я. они проявили столь же странное косоглазие. Заинтересованность российскихполитиков в исходе украинских выборов возмушает «национально сведомую»часть украинцев. А вмешательство польских политиков в формирование высшей украинскойвласти их не коробит и исторических воспоминаний не пробуждает…
 Изучениеистории политических переворотов показывает, что программа действий очередноготриумфатора достаточно предсказуема. Если новый властитель желает властвоватьсвободно и долго, то первые три «дня» его правления должны быть расписанытак: Первый день — праздник. Второй день -зачистка старой номенклатуры. Третийдень — зачистка своих союзников.
 Ведь те люди,что привели его к власти, знают, как они это сделали. Они владеют технологиейгосударственных переворотов. И этот свой опыт они смогут при случае использоватьи против своего недавнего выдвиженца… Так что если новый властитель желает правитьдолго и самостоятельно, он должен избавиться и от своих недавних соратников.
 Предположим,что однажды национальные интересы Украины войдут в противоречие с интересами«политических спонсоров» Ю. или Я. Кому из них будет легче в качествепрезидента отстаивать интересы Украины в этом случае? Януковича поддерживаютнынешние политические элиты России. Но умения отстаивать национальные интересыРоссии в сложных международных интригах они пока еще не проявили. СегодняшняяРоссия — слабый и ненадежный партнер. История той же Украины показывает, что когда украинские президенты нарушали свои обещания, данные России или русскомунаселению Украины, то никаких последствий для политики России в отношении к Украине не наступало. Русским до сих пор кажется, что Украина — часть России,и поэтому все происходящее между нами есть некое недоразумение, внутрисемейныетрения. Отсюда и отсутствие азарта в полемике, отсутствие настойчивости в преследованиисвоих интересов. Братьям надо уступать и прощать…
 Совсем иныеотношения западных спонсоров с их креатурами. Уклониться от исполнения их заказоввряд ли удастся. Так что в случае победы «оранжевой революция» Украинепридется стать «банановой республикой».
 Так завершились13 лет обвинений Украинской Православной Церкви Московского Патриархата в антипатриотическойдеятельности. Именно УПЦ МП заняла позицию, которая могла бы обеспечить и сохранениецелостности Украины, и сохранение ее самостоятельности хотя бы на уровне 90-хгодов. Напротив, «национальные Церкви» вроде «Киевского патриархата»поддержали Ющенко, а, значит, высказались за демонтаж последних остатков независимостиУкраины от западного политического мира».

Обращение Виктора Ющенко к верующим всех Церквей и конфессий, ко всем гражданамУкраины. 3.11.2004. http://portal-credo.ru/site/?act=news&id=28303&type=view

© При использовании информации ссылка на 
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии"
обязательна.

 
Общество

Александр Зиновьев: «Россия все ближе к гибели и полному исчезновению»

 - Как Вы оцениваетедействия по реставрации “Великой России”, предпринимаемые командой Путина? - Совершеннобесполезные усилия. Если страна пошла в ложном направлении, то, чем успешнееона идет, тем оказывается ближе к гибели и полному исчезновению.

 
Церковный календарь

13 декабря — память святого апостола Андрея Первозванного

Святой апостол Андрей Первозванный, память коего совершается ныне, один из двенадцати апостолов, был рыбарь из города Вифсаиды. Он первый последовал за Иисусом Христом, почему называется первозванным, и привел к Нему брата своего Симона Петра.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс