Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №45 (318) → Слово на Литургии в день праздника в честь иконы Божией Матери «Знамение»

Слово на Литургии в день праздника в честь иконы Божией Матери «Знамение»

№45 (318) / 1 декабря ‘04

Духовные поучения

“Яко необоримую стену и источник чудес,
стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая,

сопротивных ополчения низлагаем”.

 Прославляясегодня Заступницу усердную рода христианского пред честным Ее образом “Знамение”,Русская Православная Церковь напоминает нам о древнем событии из истории нашегоОтечества о чудесном избавлении осажденных врагами новгородцев, которые в постигшемих тяжком бедствии обратились к Пресвятой Богородице с усердными молитвами о помощи и заступлении.
 Но и в мирныевремена Матерь Божия помогает нам “низлагать ополчения сопротивных”, то естьпобеждать невидимых врагов нашего спасения: прогонять нечистые помыслы, искоренятьпорочные навыки, противостоять греховным соблазнам, угашать “раскаленные стрелылукаваго” (Ефес. 6, 16).
 Ведь помимокровопролитных войн, происходивших и все еще, к сожалению, происходящих на земле,в мире беспрерывно совершается великая незримая, но напряженнейшая духовнаявойна, фронт которой проходит через каждое человеческое сердце. Это — всеобъемлющаяи многообразная в своих проявлениях борьба между добром и злом, между любовьюи ненавистью, между стремлением к праведности и служением греху. И в этой духовнойборьбе каждый из нас, призванный быть “добрым воином Иисуса Христа” (2 Тим.2, 3), имеет дивную Помощницу и Покровительницу в лице Божией Матери, КоторуюСвятая Церковь именует “взбранной Воеводой”, “нерушимой стеной и предстательством”,“лукавых духов Прогонительницей”.
 Вспоминаяо чудесном знамении от иконы Пресвятой Богородицы, задумаемся о самом понятии“чуда” и о значении чудес в жизни христианина. Иногда думают, что чудо — этонеобходимое средство для возбуждения веры, то есть такое сверхъестественноеявление, которое для того и совершается, чтобы поразить воображение человекаи заставить его поверить в то, чего раньше он никак не хотел признать. Так мыслящиео чудесах, и особенно люди малоцерковные, идут иногда и дальше, делая для себятакой вывод: “Поверю в чудеса лишь в том случае, если сам, своими глазами, увижучудо”.
 Вспомнимоднако, что сказал Господь Иисус Христос апостолу Фоме, удостоившемуся осязатьраны на Его воскресшем теле: “ты поверил, потому что увидел Меня: блаженны не видевшие и уверовавшие” (Ин. 20, 29). Значит, уверовать можно и не видя! И хотявидение чудесного явления поражает, конечно, увидевшего и может убедить егов действительности того, что он прежде считал невероятным, однако такое видениетелесными очами по своему нравственному достоинству уступает видению очами веры.
 Впрочем,апостол Фома хотя и говорил пред тем, что не поверит в воскресение Господа,пока не увидит на руках Его ран от гвоздей и не вложит перста своего в эти раны,но сердце его уже жаждало веры, и потому эта вера при явлении ему Спасителявспыхнула ярким огнем и вылилась в пламенное исповедание: “Господь мой и Богмой!”.
 Совсем иноеможет произойти тогда, когда чудо совершится на глазах людей, чьи сердца разъеденысомнениями, чей ум полон предубеждений и недоверия. Такими были евангельскиекнижники и фарисеи, о которых, повторяя сказанное Духом Святым чрез пророкаИсайю, св. апостол Павел говорил: “огрубело сердце людей сих, и ушами с трудомслышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеютсердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их” (Деян. 28, 27). Такого рода люди,как уверяет нас притча о богатом и Лазаре, “если бы кто и из мертвых воскрес,не поверят” (Лк. 16, 31).
 Господь не творил чудес для того, чтобы приводить в изумление скептиков и маловеров. Однаждыв Назарете Спаситель произнес проповедь о цели пришествия Мессии и возвестил,что время этого пришествия уже наступило. Но одни из слушателей соблазнилисьтем, что Он — сын плотника и родственник хорошо известных им бедных назаретскихпоселян — прилагает слова пророка Исайи к Своей деятельности; другие же далипонять, что ждут от Него чуда как доказательства Его мессианского достоинства.И вот, евангелисты сообщают нам, что Господь “не мог совершить там никакогочуда… по неверию их; только, на многих больных возложив руки, исцелил их”(Мк. 6, 5; Мф. 13, 58).
 И здесь мыподходим к самому существу понятия “чудо”. Чудо есть откровение любви Божией,явление Божественного милосердия к человеку-грешнику, смиренно надеющемуся на помощь свыше, готовому принять эту помощь с искренней верой и благодарностью.
 В разныевремена и для разных людей и человеческих поколений чудеса могут совершатьсяпо-разному. Но во всех случаях чудо – это превосходящее все ожидания человекатаинственное и благотворное воздействие силы Божией на него, на его ум, сердце,на всю его жизнь, – воздействие, которое с неопровержимой для него лично убедительностьюдает ему возможность ощутить присутствие Бога, Его близость, любвеобильное и полное отеческой заботы прикосновение благодеющей десницы Божией.
 Разве не чудом в истории человечества является само христианство – религия любви, нравственнойчистоты и высочайшего духовного совершенства! Свет Христовой истины светит ужедвадцать веков, просвещая всякого человека, приходящего в мир, светит в славеи в уничижении, и тьма греховная — по слову евангелиста — не объяла его (Ин.1, 5).
 Каждый из нас имеет полную возможность очами веры видеть чудные дела Божии в жизни СвятойЦеркви Христовой, в ее святых храмах, которым Господь благоволил даровать благодатьСвоего особенного, спасительно действующего присутствия.
 “Наши храмы,— говорит святитель Филарет, — святы тем же самым, чем дивна и небоподобна горницаТайной Вечери Господней, ибо сюда и поныне приходит Христос приобщать верующихТела и Крови Его. Здесь по-прежнему сходит на Церковь Дух Святой, освящая служителей,слова, и таинства, и тайнодействия, ими совершаемые” (Слова и речи, т. 4. –М., 1882, С. 15–16).
 В храме чудодействуети постоянно звучащее здесь слово Божие, и всецерковная молитва, в которой участвуюти бесплотные Небесные Силы, и сонм праведников, достигших совершенства, возглавляемыйПреблагословенной Девой Марией, величайшее чудо Богоматеринства, чистоту и святостьКоторой, а также чудотворную силу Ее ходатайства и заступления за просящих Еепомощи, поистине весь род христианский “недоумеет восхвалити по достоянию”.
 Но и не тольков храме, а и у себя дома, и на всяком месте православный христианин может удостоитьсячудесного озарения Божественной благодатью чрез смиренное призывание имени Божия,чрез сердечную молитву и благоговейное размышление о жертвенной к нам любвиХристовой. “Хочешь всякий день видеть чудо? — говорит святитель Тихон Задонский.— Всякий день размышляй о воплощении и страдании Христовом” (Цветник духовный.– М., 1903, С. 33).
 Вникая с молитвой и размышлением во все, с нами происходящее, каждый из нас может усмотретьв своей прошедшей жизни не одно знамение милости Божией. И чем больше мы оберегаемсвое сердце от порочных движений, чем старательнее избегаем всякой самоуверенности,нетерпеливости и ропота, тем все более и более очевидной для нас становитсячудодействующая сила Божественного о нас Промышления.
 И что особенноважно, самое спасение наше для будущей вечной жизни может совершиться толькочудесным образом. Никакими собственными усилиями не можем мы до конца победитьзапинающий нас грех и облечься в чистые одежды христианских добродетелей, без которых нельзя войти в Небесное Царство. И только Божественная благодать можеточистить, убелить и переплавить (Дан. 12, 10) все наше пораженное грехом существоради нашей веры в Искупителя и Господа нашего Иисуса Христа.
 Будем же,по слову Апостола, чаще испытывать самих себя, в вере ли мы (2 Кор. 13, 5).И если вера наша еще слишком немощна и потому мы еще недостаточно чутки к знаменияммилости Божией, то станем усерднее прибегать к непрестанно чудодействующемуво спасение наше Господу, прося Его сначала вместе с Апостолами: “умножь в насверу” (Лк. 17, 5), а затем — с богодухновенным Псалмопевцем: “сотвори со мноюзнамение во благо” (Пс. 85, 17). Аминь.

Профессор протоиерей
Ливерий Воронов

 

В других номерах:

№4 (565) / 22 января ‘10

Духовные поучения

Дружба, влюбленность, любовь

№48 (561) / 22 декабря ‘09

Духовные поучения

Должники

 

Духовные поучения

На заре жизни

 
Духовные поучения

В день памяти святой великомученицы Екатерины

Дорогие братья и сестры!  Для живущихпо плоти — день рождения плоти — самый важный день в году. Для живущих по духу— день воскресения души от вечной смерти — самый важный день, но не только в году, а во всей жизни человека.

 
Социальное служение

Врач Александр Богомолов излечивает телесные недуги, батюшка Александр — душевные боли и раны

 Екатеринбург,5 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Александр Богомолов работает врачом-гастроэнтерологом в больнице поселка УралецПригородного района.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс