Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Дорогие братья и сестры!
Для живущихпо плоти — день рождения плоти — самый важный день в году. Для живущих по духу— день воскресения души от вечной смерти — самый важный день, но не только в году, а во всей жизни человека.
Поэтому, совершая память святых, Церковь не вспоминает и не выясняет у историков, в какой день он родился, но свидетельствуетпред Богом о дне, в который он воскрес. Именно воскрес, ибо смерть ради ГосподаИисуса Христа или подвиги благочестия, которые совершали святые — это началовечной жизни, это истинное воскресение в Святом Духе прежде всеобщего воскресениятел. Над святыми смерть телесная не имеет полноты власти. Она становится лишьвременным качественным изменением жизни богоугодного человека, а от смерти вечной,которая может наступить после всеобщего суда Христова, они избавлены полностью.
Сегодня мыпрославляем святую Екатерину, в жизни которой эта тайна духовной жизни открыласьс потрясающей силой. Так, что не только она возродилась духом, но и многие вокругнее, не знавшие Единого истинного Бога, стали верными Ему. Все вы знаете житиесвятой Екатерины — 18-летней девушки из Александрии, которая, познав радостьобщения со Христом, отвергла все мирские удовольствия и наслаждения, что былидля нее — дочери царского рода, вполне доступны. Она столь решительно следовалаза Христом, что многие язычники, кратко побеседовав с нею, становились христианами-мучениками.Сначала она обратила к Богу 50 языческих философов, затем жену языческого императора— Августу, далее полководца Порфирия и 200 воинов. После этого и она предаласвою душу Богу, приняв смерть от рук мучителей.
Для современногочеловека жизнь великомученицы Екатерины — это что-то запредельное, труднопредставимое,едва ли не сказочное. Почему так? Потому что современный человек живет иначе,он порабощен комфортом. Удовольствие и наслаждение стали главными стимуламив жизни. Жизнь по вере, отказ от наслаждений ради Христа стали достоянием как бы прошлого. В житии святой великомученицы Екатерины говорится, что, когда еевели на казнь, то александрийские женщины всячески уговаривали ее быть милосерднойк самой себе и покориться языческому императору. Они явно не понимали причинее упорства, они не могли представить, как можно отказаться от того моря удовольствия,которое предлагалось ей в обмен на ее отречение от Христа. Не понимали, потомучто не имели истинной веры. Истинной не только в смысле правильной, но, преждевсего, глубокой, охватывающей всю душу, являющейся основанием и важнейшей ценностьючеловеческой жизни. Святая Екатерина попыталась им ответить и призвала их оставитьбесполезный плачь и лучше радоваться, потому что ныне она встретится со своимнебесным женихом — Христом. «Не обо мне, лучше о себе плачьте, — сказала святаяЕкатерина, — потому что за неверие ваше пойдете в огонь бесконечный мучитьсяво веки».
Не известно:были ли услышаны ее слова теми женщинами? Однако для нас важно, чтобы эти словабыли услышаны нами. Ибо очень часто наше шествие по пути духовной жизни заторможеноили вообще приостановлено из-за нашего маловерия и сластолюбия, из-за неспособностисделать волевое усилие над собой и как-то ограничить себя. Бывает часто, что вроде бы человек и умный, и тонко чувствующий, но с пораженной грехом волейостается до конца своей жизни духовным инвалидом, утопающим изо дня в день в одних и тех же грехах, ибо чтобы сделать следующий шаг на пути духовной жизни,ему необходимо переступить через «полюбившиеся» грехи, а на это силы воли не хватает. Бывает, что и помолиться об избавлении от таких грехов такому человекустрашно.
ПреподобныйСерафим Саровский, когда у него спрашивали, почему в наше время не встречаютсятакие великие подвижники благочестия, которыми изобиловала Церковь в первыевека своего существования, отвечал, что у современных верующих нет той решимостижить по заповедям Божьим, которая была у людей в древности. А Бог дает укрепляющуюблагодать свыше именно в соответствии с той решимостью, с которой человек следуетза Ним. В этом отношении святая Екатерина являет наглядный пример. Решительнооставив свой привычный образ жизни в славе и роскоши, святая Екатерина быласразу же преисполнена такой благодатной силой, что когда на камне изобразилапальцем Крест, то он тут же оказался выдавленным, как будто бы она провела своимпальцем не по камню, а на песке. И далее в своей жизни она преодолевала всеискушения не своими естественными силами, но той силой Божьей, которая действовалачерез нее. Можно сказать, что святая позволила своим мучителям убить себя, ибодо этого они многократно предавали ее смертным мукам, и она оставалась живой.
Когда мывспоминаем о ее подвигах, то невольно возникает вопрос: а почему жизнь не тольковеликих святых, но и вообще богоугодная жизнь столь многоскорбна и всегда сопряженасо страданием? Ведь Бог благ, любит всех людей; мир, созданный Им также «хорошвесьма»; люди созданы Богом по Его Образу, – тогда почему же их богоугоднаяжизнь приводит к страданиям, почему Спаситель учит, что «тесны врата и узокпуть, ведущие в жизнь» (Мф. 7, 14), почему апостол Павел говорит, что «все,желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3, 12)? Этоочень важный и не простой вопрос, и ответ на него кроется в том, что после грехопадениянаших праотцев в естестве каждого человека добро смешалось со злом. Смешениеэто настолько тесное, что жить, потакая добру и злу, стало чем-то естественным.Находясь во мраке богооставленности, человек не может различать в себе движениядобра и зла. Все ему кажется естественным, все что хочется, он стремится осуществить,не различая богоугодное дело от греха. Только при свете Евангелия, сопоставляясвою жизнь с заповедями Христовыми, верующему человеку постепенно открываетсястепень греховности его желаний и стремлений. И если он начинает жить по заповедямСпасителя, то в нем происходит это внутреннее отделение добра от зла, то духовноеочищение, о котором пишут святые отцы. Оно происходит с болью и страданием,потому что жизнь по закону греха для нас во многом стала как бы естественнойи отказ от этой жизни кажется почти противоестественным поступком. И если быблагодать Христова не укрепляла верующие души на этом пути, то очиститься от греха не смог бы никто. Поэтому все ставшие на этот путь несут его тяжесть,но другого пути нет. Чья-то душа очищается благодатью Божией в течение всейжизни, а чья-то, как, например, у святой Екатерины, в течение нескольких дней.Это уже в руках Промысла Божия. С нашей же стороны должна быть всецелая решимостьи покорность принять Его всемогущее действие в своей жизни, которое осуществляетсячерез всевозможные искушения, болезни и скорби.
Однако в жизни святой Екатерины перед нами открыта не только эта многострадальная сторонахристианской жизни, но, с гораздо большей силой открыта и другая тайна духовнойжизни — тайна воздаяния: те, кто ради веры в Господа Иисуса Христа оставилигреховные пороки и привычки, более того, оставили даже земное, гораздо большеполучили небесного. Святая Екатерина была из царского рода, и ей предлагалицарскую славу, но от Христа она получила гораздо большее – Небесное Царствои божественную славу; она была мудрой и образованной девой, но, последовав за Христом, она получила премудрость свыше и воссоздала и приукрасила в самой себеобраз Божий; она имела богатство и благородство, но, оставив все это, получилавечное блаженство и благодать навечно. Это и для нас, немощных и грешных, являетсядуховным утешением, ибо все греховное, от чего мы откажемся, стремясь жить богоугодно,будет восполнено по милости Божией гораздо большим дарованием свыше — это закондуховной жизни, и иначе не бывает. Но, чтобы это произошло, нужно поверить и совершить первыми шаг навстречу Богу, начать жить так, как заповедует Господь,как наставляет основанная Им Святая Православная Церковь. Это сделала святаяЕкатерина, это делали святые, к этому призваны все христиане — познать на опытесилу слов Христовых: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня;а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсьему Сам» (Ин. 14, 21). Аминь.
Иерей Вадим Леонов
г. Москва
Екатеринбург,22 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».«Бесплатный сыр бывает только в мышеловке» — древняя народная мудростьактуальна и сегодня.
“Яко необоримую стену и источник чудес, стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая,
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.