Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №45 (318) → Фильм «Иисус»: после просмотра — вербовка

Фильм «Иисус»: после просмотра — вербовка

№45 (318) / 1 декабря ‘04

Против темного наступления

 За последниегоды в регионах России все чаще устраиваются показы американского фильма «Иисус».Различные организации проводят их под предлогом приобщения населения к христианскимценностям.

Однако демонстрацией фильма дело, как правило, не ограничивается.Показ художественной ленты является лишь предлогом для дальнейшей вербовки гражданв различные культы. Ниже приведена краткая информация о том, как фильм используетсяв своих интересах всякого рода «церквями».

ЗАКАЗЧИК И ИЗГОТОВИТЕЛЬ

 Официальнымзаказчиком фильма «Иисус» является международная организация «Campus Crusadefor Christ» («Лагерь крестовых походов для Христа»). Она была создана в 1951году на базе студенческого городка Лос-Анджелесского университета бакалавромискусств, владельцем кондитерской фирмы Уильямом Р. Брайтом. Последний тесносотрудничал с популярным проповедником Билли Грэхемом и принадлежит, по мнениюрелигиоведов, к «ультраправому крылу американского протестантизма фундаменталистскойориентации». Главной задачей «Campus Crusade for Christ» провозглашается евангелизация— миссионерская работа по распространению религиозных взглядов с целью дальнейшегововлечения людей в те или иные «церкви». Штаб-квартира структуры расположенав приобретенном за 2 миллиона долларов бывшем отеле «Эроухед Спрингс» городаОрландо, штат Флорида.

ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛЬМА

 Само произведениеявляется документально точной экранизацией Евангелия от Луки. Для этого в лентебыло задействовано 45 главных героев, а общее количество персонажей доходилодо 5000 человек.
 Пропагандистыуверяют, что фильм является «величайшим за всю историю кино» и апеллируют к внушительной статистике показов. Однако реально кинокартина не выделяется на фоне других «новозаветных» лент, которых в мире известно более сорока. Поражаютразве что масштабные съемки в местах, где некогда жил Христос. Популярностьфильма искусственно раздута и поддерживается исключительно за счет широких PR-кампаний.

ЦЕЛИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ

 Главнойцелью демонстрации фильма является пробуждение интереса зрителей к религии с их последующим вовлечением в организации, проводящие показ.
 Главным реализаторомкинокартины остается «Campus Crusade for Christ». Во многом именно это обстоятельствоопределило быстрое развитие организации, рост популярности ее лидера. К концудвадцатого века бюджет организации составлял около 270 миллионов долларов, а сама миссия, по данным на начало 2002 года, представляла собой разветвленнуюструктуру с председателем, президентом, тремя вице-президентами, семью десяткамиподразделений по реализации различных программ, 25000 штатных сотрудников и около 553000 специально обученных добровольцев в 196 странах мира.

АУДИТОРИЯ

 Согласноофициальной статистике, с 1979 по 2001 год фильм «Иисус» в разных версиях былпереведен на 712 языков, показан в 236 странах мира, в том числе по телевидению— в 174 странах. За этот период его просмотрели 4 286 734 449 человек. При этом148 616 752 из них, как специально отмечено, «помолились после фильма молитвойпокаяния», то есть стали верующими — потенциальными прихожанами различных «церквей».
 За этот жепериод было распространено 14729 комплектов пленок фильма, 32 437 310 видеокассет,54 640 DVD-дисков, 1 247 666 VCD-дисков. Радиоверсию, переведенную на 212 языковмира, прослушали 287 199 733 человек, а версию на аудиокассетах — 89 297 860человек.
 Широко демонстрироваласьлента и в России, где была переведена на 68 национальных языков. Согласно исследованиюкомпании «Ultex Market Research», в 1999 году фильм посмотрели 14 процентовнаших соотечественников.
 Эти данные,конечно, впечатляют — однако вряд ли являются объективными даже с точки зрениясамих сторонников подобных методов. Академический декан Донецкого христианскогоуниверситета Реймонд Пригодич пишет: «Одна известная западная миссионерскаяорганизация, занимающаяся показом фильма «Иисус», в своих отчетах сообщает,что в результате к Богу обратились десятки миллионов людей. Несколько дней назадя знакомился с отчетами другой миссионерской организации о проведенных евангелизационныхмероприятиях в Москве. В этом городе живет приблизительно 10 миллионов людей.Согласно данным отчетов, в Москве покаялись 2, 3 млн. человек. Если верить этому,то четверть проживающих в Москве уже являются протестантами. Если же суммироватьданные отчетов всех миссионерских организаций, работавших в странах бывшегоСоветского Союза на протяжении последнего времени, то христиан окажется большечисленности всего населения СНГ.

РЕАЛИЗАЦИЯ В РОССИИ

 В Россиираспространением фильма «Иисус» и организацией связанных с ним кампаний занимаетсямиссия «Новая жизнь». В соответствии с соглашением от 15 мая 2001 года корпорация«Inspirational Films, Inc» передала на 10 лет миссии «Новая жизнь» права показывать,использовать в кинопрокате, предлагать на кинорынке, копировать, передавать,демонстрировать и иным способом обращаться с кинокартиной «Иисус».

ПОДГОТОВКА АКЦИИ

 Непосредственнаяорганизация мероприятия проходит в несколько этапов.
 Для началанеобходимо, чтобы в городе были религиозные объединения, решившие увеличитьчисло своих прихожан за счет вербовки после показа фильма «Иисус». Миссия «Новаяжизнь» особо настаивает на участии в подготовке акции сразу нескольких общин,полагая, что это придаст мероприятию дополнительный вес и склонит к сотрудничествуместные администрации. «Если мы продемонстрируем, что наш проект является результатомобъединения усилий всех христианских церквей, отклик властей будет отличатьсяот того, как если они увидят, что это — программа одной лишь протестантскойцеркви».
 Оргкомитетделает «нарезку» города, закрепляя конкретные территории, где будет показанфильм, за конкретными «церквями». Предполагается, что именно та община, котораяответственна за конкретное место демонстрации «Иисуса», и будет собирать там «жатву». То есть если за просмотр фильма в кинотеатре Икс берет ответственностьцерковь Игрек — она и пополнится «обработанными» здесь гражданами.
 Миссия «Новаяжизнь» требует, чтобы в каждой точке показа присутствовало не менее 5 добровольцевот той общины, которая организует просмотр. Последняя должна заранее обучитьих приемам «работы» (то есть вербовки) самостоятельно либо на специальных курсах— например, по теме «Теория и практика евангелизации и обучения новообращенных,индивидуального и в группе».
 Когда сферыбудут распределены, роли — закреплены, организаторы выходят на контакт с властями.«Налаживайте отношения с городской администрацией», — просто советует по этомуповоду «Новая жизнь». Надо заметить, что, в принципе, любой кинопоказ в учрежденияхкультуры возможен вообще без уведомления властей путем «прямой» аренды. Однакоорганизаторам важно войти в контакт с чиновниками по двум веским причинам. Первойпричиной является элементарная подстраховка — достижение договоренности, чтобыадминистрация хотя бы не мешала провести мероприятие (поскольку оснований для его запрета можно найти множество). Для этого нередко применяется ссылка на документ, не имеющий никакого отношения конкретно к показу фильма «Иисус» и последующей вербовке граждан. Речь идет об Указе Президента РФ «О подготовкек празднованию и встрече третьего тысячелетия и празднованию 2000-летия христианства».Чиновников уверяют, что мероприятие проводится как раз в русле данного документа.Как правило, власти быстро попадают в логическую ловушку, считая, что запретна демонстрацию фильма будет нарушать президентский Указ, — и соглашаются на проведение акции. Так, уже нейтральная, не выражающая симпатий позиция властейбудет публично истолкована как их поддержка начинанию («этот бесплатный фильмпроходит при поддержке мэрии»). Особенно желательным является для организаторовполучение пусть ничего не значащего, но письменного ответа администрации. Такойдокумент будет непременно показываться директорам учреждений культуры в качестведоказательства, что власти стоят на стороне энтузиастов. Самое печальное, что подобные бумаги не имеют срока давности. Они тщательно собираются, подшиваютсяи могут служить долгое время уже в качестве прецендента при убеждении чиновниковиз других регионов («В соседней области администрация нас поддержала, вот, смотрите…»).
 Что касаетсяобработки руководителей учреждений культуры — то здесь также широко применяетсяпрецедентная система («Мы проводим акцию, и директора всех кинотеатров кромеВашего, уже согласились предоставить нам площади…»).
 Надо отметить,что миссия «Новая жизнь» предлагает использовать для показов именно кинотеатры,дворцы и дома культуры, всякого вида клубы как «нейтральные», не вызывающиеподозрений. При этом выдерживается полная конфессиональная анонимность: про названия «церквей»- организаторов в приглашении — ни слова.

ТЕХНОЛОГИЯ ВЕРБОВКИ

 Безусловно,сам показ фильма должен рассматриваться лишь как удобный предлог для последующегововлечения зрителей в ту или иную религиозную организацию. Инструкторы «Новойжизни» в этом смысле весьма откровенны. Они пишут: «Такое мероприятие, как правило,собирает большие аудитории и привлекает многих, кто никогда не пришел бы на евангелизационное собрание или традиционное богослужение…
 Однако саматехнология вербовки, реализуемая при посредстве фильма, имеет специфику. Люди,наслышанные о сектах, не спешат сегодня доверяться первым попавшимся «учителям».Правоохранительные органы также научились пресекать религиозную агитацию, осуществляемуюпод прикрытием культурного мероприятия. Поэтому сам фильм, как таковой, «вербовочным»не является. Напротив: чтобы не «отпугнуть» паству, организаторов просят, по-возможности,придерживаться в ходе просмотра «Иисуса» и других приуроченных к этому мероприятийконфессиональной анонимности. «Проповеди, церковный лексикон, выступление церковныхмузыкальных групп в данном случае недопустимы», — сообщает миссия «Новая жизнь».Не должна, по ее мнению, раздаваться в ходе демонстрации киноленты и религиознаялитература.
 Главная цельзаключена в другом: сразу после фильма пригласить зрителей на так называемые«дискуссионные группы». Именно в них и происходит окончательное вовлечение людейв ряды организаций, устроивших просмотры фильма.
 «Это — одиниз наиболее критических аспектов, определяющих, принесет ли наш проект вечныйплод, — сообщает миссия на своем официальном веб-сайте в рубрике «Работа с новообращенными».— Мы должны предложить людям еще одну возможность узнать больше об Иисусе Христево время проведения дискуссионных групп. Очень важно выбрать удобное место для проведения встреч. Люди должны сидеть кругом в 6 или 8 человек. Они смотрелифильм в течение двух часов, и теперь им нужно поговорить.
 Чтобы дажена этом этапе люди не заметили подвоха, практикуется простой прием. «В приглашенияхна дискуссионные группы мы указываем время и место проведения служений каждойцеркви, в том числе и православной, – делятся опытом представители «Новой жизни».– Такой подход поднимет статус протестантских церквей в городе. Сами группыдолжны, по-возможности, проводиться «на нейтральной территории, чтобы люди,не колеблясь, могли прийти в театры, концертные залы, клубы, дома культуры».
 Таким образом,фильм «Иисус» становится лишь прикрытием для вовлечения людей в дискуссии, удобныедля вербовки. Именно с ними прямо связывают рост «церквей» и сами организаторыпросмотров фильма на территории СНГ.

СЛУЧАИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

 Безусловно,далеко не всегда население территорий, где проводятся показы фильма «Иисус»и приуроченные к ним праздники, верит, что главной целью таких мероприятий являетсяпростое «распространение Благой Вести». Поэтому нередко возникают очаги сопротивленияподобным акциям.
 В январе2001 года по инициативе местной администрации был запрещен показ фильма в учрежденияхкультуры Чеховского района Московской области. Ровно через год Кировская областнаяадминистрация приостановила показ «Иисуса», распорядившись снять даже афиши.Организаторы винили в этом Вятскую епархию, якобы оказавшую давление на чиновников.

ВЫВОДЫ

 Таким образом,можно констатировать:
 1. Фильм«Иисус» создан по инициативе фундаменталистской американской организации «CampusCrusade for Christ» («Лагерь крестовых походов для Христа»).
 2. Кинокартинаотражает Евангелие от Луки, имеет определенную художественную ценность — однаконе выделяется из ряда других фильмов на ту же тему.
 3. Имиджфильма, как «самого известного», сформирован искусственно, а статистика не отражаетуровня реальной популярности произведения.
 4. Главнойцелью организаторов показа фильма «Иисус» является последующее вовлечение зрителейв дискуссии для вербовки.
 5. В Россииреализацией фильма занимается филиал «Campus Crusade for Christ» — миссия «Новаяжизнь», имеющая разветвленную структуру в субъектах РФ.
 6. Показына местах устраивают общины, намеренные привлечь новую паству.
 7. Обработкапотенциальных верующих идет путем их приглашения после просмотра фильма на специальные«дискуссионные группы» с последующей переадресацией в конкретные религиозныеобъединения.
 8. Имеютсяслучаи, когда представители органов власти запрещали демонстрацию фильма, а верующие традиционных религий оказывали противодействие показам фильма из-за опасности прозелитизма, оскорбления религиозных чувств. Таким образом, проведениепросмотров ленты и приуроченных к этому мероприятий в субъектах федерации можетвызвать межконфессиональную рознь и обернуться эскалацией социальной напряженности.

Евгений Мухтаров, председатель
Общественного центра «Гражданская безопасность»,
секретарь Совета по проведению
государственной религиоведческой экспертизы
на территории Ярославской области

 
Образование и воспитание

Вышел в свет очередной номер газеты «Благовещение» — издания храма на Семи Ключах

 Екатеринбург,25 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Вышел в свет очередной номергазеты «Благовещение» — издания храма в честь Иконы Пресвятой Богородицы«Владимирская» на Семи ключах. Во многих материалах этого номерарассказывается о вреде тоталитарных сект, а также о том, как не попасть в лапысектантов. «Новыйкрестовый поход на Россию» — так озаглавлена передовая статья на первойполосе, посвященная организованномусектантами в Екатеринбурге показу фильма «Иисус».

 
Против темного наступления

Екатеринбургская епархия призывает жителей Екатеринбурга, чтобы не попасть в секты, не оставлять своих домашних адресов и телефонов устроителям показа в кинотеатрах города фильма «Иисус»

 Екатеринбург,22 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».«Бесплатный сыр бывает только в мышеловке» — древняя народная мудростьактуальна и сегодня.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс