Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №45 (318) → Слово пред началом Рождественского Поста

Слово пред началом Рождественского Поста

№45 (318) / 1 декабря ‘04

Рождественский пост

«Покайтесь! Ибо приблизилось Царствие Божие!»
(Мк. 1, 15).

 По милостиБожией, мы вступили с вами, дорогие братия и сестры о Господе, в период сорокадневногопоста, имеющего своей целью приготовить нас к достойной встрече великого и светлогопраздника Рождества Христова.

 Снова со всем усердием любви ко Господу вся святая Церковь Христова, все истинно верующиечада её, вступят на поприще духовных подвигов, облекутся во всеоружие Божие(Еф. 6, 13), обратят свои взоры к небу, к горнему Иерусалиму и, смиряя своетело постом, коленопреклонениями, воздержанием, усиленной молитвой, укрепляемыеблагодатию Духа Святаго, начнут восходить по лестнице христианских добродетелей.
 Так будуттрудиться и подвизаться о Господе все истинные дети Церкви Христовой: старцыи юноши, сильные духом и немощные, украшенные благочестием и добродетелями и изнемогающие под бременем грехов своих, – словом, все любящие Бога и ищущиесвоего спасения. И никому из них не откажет в своей благодатной помощи СвятаяЦерковь, которая, подобно своему Основоположнику, Господу Иисусу Христу, “всемхощет спастися”, всех питает и греет, всех врачует и усовершает, дабы представитьГосподу “не имеющими пятна, или порока, или чего-либо подобного (Еф. 5, 27).
 А как будемжить и вести себя в эти святые дни мы с вами?
 Примем лии мы участие в тех трудах и подвигах поста и молитвы, которые будет совершатьнаша общая матерь — святая Церковь Христова?
 Или опятьстанем отлагать дело нашего исправления и покаяния, придумывать всякие лукавыеоправдания нашей беспечности и нерадения?
 Как частои как хитро уловляет нас диавол, этот непримиримый враг Божий и человекоубийцаискони, в свои коварные сети!
 Одному оннапомнит о его немощах и недугах. И человек, послушавшись льстивого голоса диавола,скажет себе: «Я слаб здоровьем и не могу питаться грубой постной пищей, или класть земные поклоны».
 Другой скажет:«Я живу в семье и должен питаться тем, что едят и пьют остальные».
 А иному бесстыдныйи недремлющий враг нашего спасения вложит в сердце и еще более лукавую мысль:«Ведь ты не монах и не подвижник. Посмотри, сколько людей живет вокруг тебятаких, которые не только не молятся и не постятся, но и вообще не веруют в Бога.Неужели же они все погибнут? А чем же ты хуже других?»
 Что можносказать о такого рода самооправданиях и самоизвинениях? Скажем, лучше всего,словами святого первоверховного апостола Петра: “Братие! Трезвитесь, бодрствуйте,потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить”(1 Петр. 5, 8).
 Истиннаяпричина той беспечности, с которой мы относимся к богопреданным уставам СвятойЦеркви, лежит, без сомнения, в том, что мы даже и не представляем себе своегобедственного духовного состояния.
 По множествугрехов, страстей, нечистых влечений, привычек, скверных мыслей мы более всегонапоминаем собой тех несчастных прокаженных, которые были с ног до головы объятысплошной неисцельной язвой и по закону Моисееву должны были находиться вне населенныхмест и предупреждать всякого проходящего криками: нечист! нечист!
 БлагодатьБожию, подаваемую нам в храме во святых Таинствах и других священнодействиях,мы принимаем не с благоговением, как величайшую милость Божию, которой мы недостойны,а как нечто должное и обыкновенное, без всякого смирения и страха Божия.
 Мы не чувствуемживой потребности в исправлении, в покаянных слезах, в очищении души нашей от греховной нечистоты, в тщательном приготовлении себя к вечности.
 А между тем,может быть, и к нам применимы грозные слова обличения, сказанные некогда Господомчерез святого апостола Иоанна Богослова возгордившимся грешникам из Лаодикийскойцеркви: “Знаю твои дела: ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоденили горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из устМоих. Ибо ты говоришь: “я богат… и ни в чем не имею нужды”; а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ, и слеп, и наг” (Откр. 3, 15–17).
 Братие! “Испытывайтесамих себя, в вере ли вы?” – говорит в послании к Коринфским христианам апостолПавел (2 Кор. 13, 5).
 В вере лимы? Т.е. действительно ли можем назваться христианами, верными чадами ЦерквиХристовой, сынами Божиими по благодати?
 Или нашавера не простирается далее внешних знаков и наружного благочестия?
 Великий молитвенники подвижник Земли Русской, приснопамятный протоиерей Иоанн Кронштадтский с такимисловами обращается к совести каждого христианина:
 “Ты принадлежишьк Церкви Божией, или обществу верующих во Христа.
 Эта Церковьесть единое Тело Христа, и Христос Бог есть Глава.
 Достойный ли ты член? Свято ли живешь? Каешься ли всегда? Исправляешь ли сердце и жизньсвою, нравы свои, помыслы, чувства, намерения, стремления, все поведение свое?
 Живой тычлен или мертвый?
 Примут литебя святые, когда ты перейдешь от этой жизни временной в вечную? Не отвергнут ли тебя, как гнилой член, смердящий, непотребный?
 Не будет ли твоя участь с отверженными от Бога? Спеши поправить дело, исправить все своеповедение.
 Тебе данона то время!”
 Братие и сестры о Господе! В повседневной жизни нашей мы даем иногда друг другу различныеобещания.
 Если мы не исполняем того, что обещали, то нам перестают верить, считают нас непостоянными,не господами своего слова.
 Если же приэтом мы сознательно обманываем тех, кому дали обещание, то приобретаем репутациюфальшивого, бесчестного человека.
 Случаетсянам иногда, особенно в несчастии, давать обещания и Богу. Отслужить молебен,поставить свечу перед образом, пожертвовать что-либо бедным или на храм Божий.
 И неприятнобывает на душе, когда почему-либо мы не исполняем данного обещания. Совестьупрекает нас, не дает покоя … Мы чувствуем, что и по отношению к Богу, Которомумы так всем обязаны, мы поступили нехорошо, бесчестно…
 А ведь есть,дорогие мои, у всех нас с вами такие обеты пред Богом, которые мы беспрестанно,и притом самым бесстыдным образом, нарушаем и попираем.
 Мы даже никогдане вспоминаем о них. А между тем они торжественно даны каждым из нас, перед лицом Бога Живаго, в Его святом храме.
 Обеты этистоль необходимы, что дать их потребовала святая Церковь, прежде чем смогладопустить нас в свое благодатное общение.
 Обеты этистоль важны, что не соблюсти их — значит не только опечалить, но и оскорбить,и прогневать Бога, значит лишить себя всякой надежды на спасение.
 Я говорюоб обетах, данных нами во святом Крещении. Когда мы были еще младенцами, то наши восприемники, наши крестные, произнесли за нас, от нашего имени, троекратноеотречение от сатаны и всех дел его, а затем – троекратное же обещание сочетатьсяХристу и быть верным Ему во все дни нашей жизни.
 Сохранили ли мы с вами эти святые обеты?
 Но быть можеткто-либо скажет: “Я не произносил этих обетов, потому что был тогда еще неразумныммладенцем”.
 Хорошо. Пустьтак. Но зачем же ты пользуешься теми высокими правами, которые святая Церковьдает только тем, кто сораспялся Христу и нерушимо хранит свою верность Ему?
 Зачем жеты произносишь молитву Господню и называешь своим Отцом Всемогущего и ВсеблагагоБога?
 Как же тыдерзаешь приступать к Бессмертной и Животворящей Трапезе Тела и Крови Христовых,если не считаешь обеты, произнесенные за тебя и по любви к тебе восприемниками,своими собственными нерушимыми обетами?
 Если ты пользуешьсявсеми правами истинного христианина, то не забудь и о его высоких и святых обязанностях.
 Крещениесв. апостол Петр называет и “обещанием Богу доброй совести” (1 Петр. 3, 21).
 И вот это-то обещание мы нарушаем ежедневно, ежечасно, ежеминутно.
 Спроси себя,возлюбленный о Господе брат и сестра:
 Носишь литы на груди своей данный тебе при крещении нательный крестик?
 Молишься ли утром и вечером своему невидимому наставнику — твоему Ангелу-хранителю?
 Подражаешь ли в твоей жизни подвигам и добродетелям того св. угодника Божия, имя которогоносишь?
 Вспоминаешь ли в молитвах давших за тебя обеты Богу твоих восприемников?
 Спроси себя,наконец, воистину ли ты сочетался Христу? Не изменил ли Ему, не ниспал ли опятьв скверное и мерзкое рабство диаволу?
 Спроси себя,и тебе станет ясно, что не напрасно святая Церковь учредила святые посты как время покаяния, слезного сокрушения о нашем падении, как время исправления.
 “Обратитесько Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании,— говорит Господь устамипророка Иоиля. – Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к ГосподуБогу вашему” (Иоиль 2, 12–13).
 Перестанемже, возлюбленные, истощать и искушать долготерпение Божие. Проникнемся сознаниемнашего крайнего духовного убожества и недостоинства. И в предстоящие дни постаобновим нашу душу глубоким и сердечным покаянием в наших безчисленных грехах.
 Пусть каждыйиз нас от всего сердца скажет Распятому за нас Господу Иисусу Христу:
 “Согреших,беззаконновах и неправдовах пред Тобою, Преблагий Владыко! Преступих спасительнаяТвоя заповеди и священные обеты моя, яже во святем крещении пред св. Твоим жертвенником,пред Ангелы же и человеци сотворих. Преобидех честную Кровь Завета Твоего, еюжеосвятихся… Духа благодати обезчестих, страшнаго же и пре-естественнаго сыноположениянебрегох…” (из акафиста Иисусу Сладчайшему).
 “Милостивбуди ми, Владыко и Судие мой. Не отрини мя от лица Твоего, но всесильною Твоеюрукою Сам мя к Тебе обрати и на путь истинного покаяния настави…” (молитваГосподу Иисусу Христу Распятому из акафиста Божественным страстям Христовым).
 Скажем такжеи Споручнице нашего покаяния Пресвятой и Пречистой Деве Марии:
 “Не попущай,Пречистая, отныне воли моей совершатися, не угодна бо есть. Но да будет воляСына Твоего и Бога Моего”, благая и совершенная, и во мне грешней. Аминь.

 
Архипастырь

Послание архиепископа Викентия ко дню города Екатеринбурга — Дню Святой Екатерины

Екатеринбург, 30 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургскойепархии». «Екатерины память ныне празднуем: та во истинно всявражия силы, и словом же и делом низложи крепко, и риторское противление.

 
Рождественский пост

В канун Рождественского поста в храме Преображения Господня деревни Ключи совершена Божественная литургия

 Екатеринбург,25 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».По благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия летом2004 года, в день святых апостолов Петра и Павла в старинном Преображенском каменном храме деревни Ключи Сысертского района возобновилисьбогослужения.  Литургическиепеснопения прозвучали в этот день в церковных стенах впервыечерез 67 лет после закрытия храма большевиками в 1937 году.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс