Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (317) → 3 декабря — память святителя Прокла, архиепископа Константинопольского

3 декабря — память святителя Прокла, архиепископа Константинопольского

№44 (317) / 22 ноября ‘04

Церковный календарь

 СвятительПрокл, архиепископ Цареградский, память коего совершается в нынешний день, былученик святителя Иоанна Златоуста и во время его святительства жил в одном помещениис этим великим отцом Церкви. Однажды ночью, подойдя к двери келии святителяИоанна, Прокл увидел, что святитель Иоанн Златоуст пишет, а позади его стоитблаголепный муж и говорит ему что-то на ухо.

Прокл удивился этому, зная, что никто не может войти к святителю Иоанну без того, чтобы Прокл сам не ввел, когонужно, к своему учителю. Так продолжалось три ночи, и во все это время святойПрокл постоянно видел этого мужа, на ухо что-то говорящего Иоанну. Наконец,святой Прокл сказал о том своему учителю, и когда получил ответ, что ночью у святителя Иоанна никого не было, и что он ни с кем не беседовал, то святой Прокл,описавши наружность этого человека, взглянул на образ святого апостола Павла,висевший на стене у стола, где писал Иоанн Златоуст свои толкования на посланиесвятого апостола Павла, и воскликнул: “Вот кто говорил с тобою, его я виделпо ночам!” Тогда оба познали, что являлся им св. апостол Павел, и возблагодарилиБога — святитель Иоанн Златоуст за тайное внушение и наставление от апостолаПавла, а Прокл — за видение, которого сподобился.
 По кончинесвятителя Иоанна Златоуста святому Проклу пришлось много ратовать против ересиНестория, патриарха Константинопольского, который был осужден III-м ВселенскимСобором Ефесским в 431 году. Несторий был низложен и изгнан и на его место назначендругой. Вместо этого-то последнего вступил на престол святой Прокл. При неми по его убеждению мощи святителя Иоанна Златоуста, умершего в изгнании, былиперенесены торжественно в Константинополь.
 В святительствоПрокла случилось в Константинополе страшное землетрясение, — церкви, дома и каменные городские стены падали и разрушались. Весь народ пришел в ужас. СвятительПрокл устроил Крестный ход и торжественно совершил всенародное, на открытомвоздухе, молебствие. Все плакали, горячо молились и вслух восклицали: “Господи,помилуй! Господи, помилуй!”, прося помиловать от постиг-шего бедствия. Вдругиз среды молящихся внезапно восхищается на воздух один отрок; скоро тою же невидимоюсилою он был опущен на землю, нимало не поврежденным. Он объявил, что он былна небе и слышал там ангелов, которые пели: “Святый Боже, Святый Крепкий, СвятыйБессмертный!” Все начали повторять эту песнь с прибавлением слов: “помилуй нас”,— и землетрясение кончилось. Бог помиловал народ Свой. С этих пор эта священнаяпеснь введена в употребление при богослужении. Поют ее и за Литургией, поюти на утрени в заключение великого славословия, и за редкой церковной службойне поют. Запоют ее, или, лучше сказать, ее-то больше всего и будут петь тогда,когда по смерти нашей наше грешное тело понесут из дома во храм и из храма на вечный покой.
 СвятительПрокл мирно скончался в 446 году.
 Много уроковпредставляет нам жизнь святителя Прокла, архиепископа Константинопольского.
 Прежде всегомы узнаем из нее, что писания святых отцов Церкви были составлены не без озарениясвыше, как то мы видели на явлении святого апостола Павла святителю Иоанну Златоусту,писавшему толкование на послание святого первоверховного апостола. Это уже однопоказывает, что творения святых отцов заслуживают глубокого нашего вниманияи изучения. Действительно, эти творения составляют богатейшую сокровищницу истинхристианской веры и чистейший и обильнейший источник православного Богословия.
 Понятно послеэтого, как важно для нас почерпать знание учения веры непосредственно из творенийсвятых отцов. Святые отцы действуют на ум и сердце христианина тою внутреннеюсилою учения Христова, по которому оно, как непреложная истина, удовлетворяясущественным требованиям человеческого духа, само свидетельствует о своем божественномдостоинстве и вполне покоряет себе сердце человеческое. Оттого и самый слогих творений отличается особенною силою и выразительностью. К ним в известноймере можно отнести то, что говорили о себе первые провозвестники христианскойрелигии: “возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученнымиот Духа Святаго, соображая духовное с духовным” (1 Кор. 2, 13); т.е., говоряо духовных предметах, святые отцы излагали их духовно.
 Из жизнисвятителя Прокла мы узнаем далее, что Трисвятое есть песнь ангельская. Посемувеликое благоговение и внимание требуются от нас при пении этой ангельской песни.Как благоговейно, усердно должны молиться при пении ее предстоящие! Именно должнымолиться, выражая молитвенное настроение и внешними знаками — крестным знамениеми поклонами. Но очень грустно бывает видеть, когда при пении этой ангельскойпесни иные стоят недвижимо, не хотят сделать поклона, — просят Бога о помилованиии не кланяются. Но ведь если человека, подобного вам, будете о чем просить,и то кланяетесь ему: как же не кланяться низко, благоговейно, когда Бога проситео помиловании, — о помиловании здесь и там — от бед, скорбей, болезней в этойжизни и от вечных мучений в жизни будущей?
 Наконец,из жизни святителя Прокла мы узнаем о древности установления Крестных ходов.Вот когда еще существовали Крестные ходы — 1500 лет тому назад, и что они благоговейнов то время совершались, видно из того, что во время Крестного хода совершилосьтакое чудо — восхищение на небо отрока, и произошло откровение такой великойтайны, каково пение ангельское. Честь и хвала тем, которые участвуют в самомкрестном шествии, — и идут за крестами и иконами, в молитвенном настроении и с радостью неся труды Крестного хода.
 Будем, братия,к Крестным ходам относиться разумно и благоговейно, помня, что мы идем в преднесениисвященных знамений нашей веры, в сопутствии святых угодников Божиих, иконы коихнесут в Крестных ходах. Если хотите участвовать в Крестном ходе своим шествием,то непременно будьте во все время в молитвенном настроении. Тогда истинную пользуполучите от Крестного хода.

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Церковный календарь

2 декабря — память преподобных Варлаама и Иоасафа, Царевича Индийского

 Ныне воспоминаемпреподобного Варлаама и Иоасафа, царевича Индийского. Начало христианству в Индии было положено апостолом Фомой, который принял там и мученическую кончину.

 
Церковный календарь

Дни памяти святых

 1 декабря Мч. Платона(302 или 306). Мчч. Романа диакона и отрока Варула (303). Св. Николая исп.,пресвитера (1948).

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс