Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (317) → 2 декабря — память преподобных Варлаама и Иоасафа, Царевича Индийского

2 декабря — память преподобных Варлаама и Иоасафа, Царевича Индийского

№44 (317) / 22 ноября ‘04

Церковный календарь

 Ныне воспоминаемпреподобного Варлаама и Иоасафа, царевича Индийского. Начало христианству в Индии было положено апостолом Фомой, который принял там и мученическую кончину.

Но, вследствие недостатка в учителях, христианство в Индии после Фомы началоослабевать, а затем усилиями царей языческих и совсем искоренилось. Особенноревностно преследовал христианское учение, пресвитеров и иноков царь Авенир.Одни из христиан добровольно отдавали себя на мучение, другие бежали в пустыни;были и отпадавшие от веры. У царя родился сын Иоасаф. Царь собрал своих волхвови спрашивал их, какая судьба ждет его сына. Волхвы отвечали, что Иоасаф будетмогущественнейшим из всех царей; один же из волхвов прибавил: “Думаю, что онпримет христианскую веру, которую ты гонишь”. Авенир опечалился этим предсказаниеми, чтобы помешать его выполнению, хотел воспитать своего сына в совершенномуединении, чтобы ниоткуда не могла проникнуть к нему мысль о христианстве. Иоасафжил в прекрасном дворце, окруженный воспитателями и придворными; обязанностьих состояла в том, чтобы никого из посторонних не допускать к Иоасафу и чтобывсе печальное было удалено от глаз, его: смерть, болезнь, старость, печаль.Ум Иоасафа постоянно был занят разнообразными предметами, лишь бы эти предметыне печалили его. Царь очень любил сына и часто посещал его. В одно из такихпосещений Иоасаф начал жаловаться ему на свое уединение и усиленно просил отца,чтобы он позволил ему выходить из дворца. Авенир наконец ему это позволил, давприказание прислужникам, чтобы они, сопровождая царевича, не допускали его видетьили слышать ничего печального. Пользуясь дозволением отца, Иоасаф выходил из дворца очень часто. Однажды увидел он прокаженного и слепого и спросил, что это за болезни и со всеми ли бывают болезни? Ему отвечали, что болезни постигаютпо преимуществу того, кто излишне пользуется благами жизни. Виденное и слышанноеочень опечалило царевича. В другой раз он увидел старика, сгорбленного, седого,беззубого и говорившего с трудом. Сопровождавшие Иоасафа объяснили ему, что этому старику много лет, что силы человека со временем ослабевают, и что такаяучасть ожидает всякого. Эта встреча еще более огорчила Иоасафа. “Как печальнанаша жизнь, – сказал он, – кто может быть счастлив, если каждого ожидают болезнии смерть, наступление которой никому не известно. Так и я умру. Неужели же с этой жизнью все для нас кончается, и нет по смерти иной жизни и иного мира?”Иоасаф не говорил отцу о своих сомнениях, но часто спрашивал воспитателей, не знают ли они людей, которые могли бы рассказать ему обо всем этом и подкрепитьего ум. “Отец твой, – сказал ему один из воспитателей, – многих мудрых людей,живших в пустыне, одних убил, других прогнал, и теперь мы не знаем в нашем государственикого из таких”. Еще больше опечалился Иоасаф, услышав такой ответ. В то времяжил в Сеноридской пустыне благо-честивый инок, по имени Варлаам. Странствуяпо индийскому царству, он слышал много о царевиче и об образе жизни его. Варлаамобратился к воспитателям, говоря им, что он купец, торгующий драгоценными каменьями,и имеет при себе прекрасный камень, который хотел бы показать царевичу. “Этоткамень – неоцененный, – говорил Варлаам, – он дает свет слепым, слух глухим,язык немым, здоровье больным, умудряет глупых и всем дает счастье. Я хотел быпоказать царскому сыну это сокровище”. Иоасафу воспитатели рассказали о купце,и Иоасаф пожелал видеть его камень. “Прежде чем показать тебе мое сокровище,– сказал ему Варлаам, – я должен знать, как ты примешь его, и тогда только откроютебе тайные свойства его, когда увижу тебя готовым к этому. Я ради тебя принялвеликий труд и долгий путь, чтобы показать тебе, чего ты никогда не видел, и научить тебя тому, чего ты не слыхал никогда”. Иоасаф отвечал, что он оченьхочет слышать новые слова и ответы на некоторые вопросы и просил Варлаама рассказатьему все, что знает.
 Тогда Варлаамначал ему говорить о едином Боге, Создателе вселенной, потом рассказал ему о сотворении мира и человека, о грехопадении первых людей, о пришествии ИисусаХриста на землю для спасения погибавших людей, о страданиях и воскресении Его.Речь Варлаама сильно подействовала на царевича; он понял, что драгоценныйкамень, обещанный Варлаамом, есть истинная вера. Он начал спрашивать о другихистинах христианства, о том, какую жизнь следует вести христианину, о пустынникахи иноках, и Варлаам подробно описал ему жизнь святых, отрекшихся от мира и посвятившихсебя на служение Богу. Несколько раз беседовал Иоасаф с Варлаамом и, наконец,решился оставить мир и идти в Пустыню.
 Варлаам скончался100 лет от роду и был похоронен Иоасафом в пустыне. Иоасаф скончался на 60 годуот рождения, в иночестве же жил 35 лет.
 ПреподобныйВарлаам в беседе с царевичем Иоасафом назвал христианскую веру драгоценным камнем,имеющим чудодейственную силу. На это желательно обратить ваше внимание; именнона то, что вера наша есть для нас неоцененное сокровище, разумеется не для плоти,но для духа, ибо в вере для души заключается все, что только для нее потребно.
 Свет верысообщает душе самое истинное познание о самых нужнейших и важнейших для неепредметах; дает душе и жизнь бессмертную, и крепость, довлеющую на все ее действияи борьбу; и успокоение веры приносит душе мир, радость и блаженство, как средибурь настоящей жизни, так и на всю вечность в жизни будущей. Какое ж человекможет придумать себе сокровище, высшее и драгоценнейшее веры!

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Церковный календарь

1 декабря — память мучеников Романа диакона и отрока Варула

 Святыемученики Роман и Варул отрок пострадали при Максимиане, в начале IV века. КогдаМаксимиан воздвиг гонение на христиан, то Роман, встретив епарха Асклипиада,шедшего на идольский праздник с толпою народа, начал убеждать всех оставитьидолов и обратиться ко Христу.

 
Церковный календарь

3 декабря — память святителя Прокла, архиепископа Константинопольского

 СвятительПрокл, архиепископ Цареградский, память коего совершается в нынешний день, былученик святителя Иоанна Златоуста и во время его святительства жил в одном помещениис этим великим отцом Церкви. Однажды ночью, подойдя к двери келии святителяИоанна, Прокл увидел, что святитель Иоанн Златоуст пишет, а позади его стоитблаголепный муж и говорит ему что-то на ухо.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс