Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В основахсоциальной концепции Русской Православной Церкви, принятой на юбилейном АрхиерейскомСоборе РПЦ в 2000 году, изложены базовые положения позиции Церкви по вопросамее отношений с государственными структурами, а также по ряду других современныхобщественно значимых проблем. Сферой сотрудничества Церкви и государства, согласнодействующей концепции, являются духовное, культурное, нравственное и патриотическоеобразование, воспитание народа; христианское попечение о воинах и сотрудникахправоохранительных учреждений; труды по профилактике правонарушений среди населения,духовное окормление людей, находящихся в заключении.
Вместе с тем, согласно Конституции РФ Церковь отделена от государства. Но кто может отделитьЦерковь от общества? Если трактовать это положение формально, то куда деть тысячелетнююисторию Православной Церкви в государстве Российском?
Для сравненияи в качестве примера: в Соединенных Штатах Америки, которые зачастую выставляютсянам сегодня чуть ли не в качестве образца для подражания и которые изначальнопредставляли собой многоконфессиональное государство, утвердился принцип радикальногоотделения Церкви от государства, предполагающий нейтральный по отношению ко всем конфессиям характер властной системы. Однако решительное большинство жителейСША, несмотря на имеющую место в либеральных и “желтых” СМИ тотальную проповедьатеизма, оккультизма, “толерантности” и т.п., даже в настоящее время составляютименно христиане. Эта реальность по-прежнему отражена, в частности, в церемонииприсяги президента на Библии, наличии официального выходного дня в воскресеньеи т. д.
Еще болеетесное взаимодействие между христианскими Церквями и государственными учреждениямиимеет место в Европе. Например, при формально декларируемом в конституциях всетом же принципе “отделения” де-факто, а по ряду позиций и де-юре, в Италии,Польше, Испании, Германии, Греции и некоторых других странах государственнымирелигиями являются, соответственно, католицизм, протестантизм, православие.
Поэтому естественнойвыглядит служба духовенства в погонах (капелланства) в США и других странахблока НАТО. Это явление уже давно стало признаком цивилизованности той или инойстраны, где заботятся не только о материальном, но и о духовном благополучиивоеннослужащих, полицейских и других представителей силовых структур. При рассмотрениивопроса о вступлении стран в блок НАТО в обязательном порядке учитывается наличиеинститута военного духовенства (капелланов) в армии государства, подавшего заявку.
В России,по статистике, 84 процента населения являются русскими. По всем международнымнормам такая страна должна считаться мононациональной. По мнению экспертов ЮНЕСКО,для таких выводов достаточно всего 60 процентов. А русские, как известно, практическивсе, за редким исключением, исповедуют Православие.
Таким образом,по меньшей мере странными являются доводы “правозащитников”, либеральных СМИи поддерживающих подобную публику некоторых чиновников о том, что сегодня в общественной и государственной жизни страны якобы имеет место чуть ли не “засилиеПравославия”, что православные учебные курсы в исправительных и образовательныхучреждениях, присутствие священнослужителей в воинских частях и других военизированныхструктурах и т.п. якобы противоречат насаждаемому принципу все той же пресловутой“толерантности” и каким-то непонятным образом “ущемляют” права представителейдругих конфессий. Безусловно, такие доводы, по меньшей мере, несостоятельны.
Для решениявышеназванных проблем и для создания правовой основы для взаимодействия и сотрудничествас силовыми структурами на территории Свердловской области за последнее десятилетиеЕкатеринбургской епархией было подготовлено и подписано 16 соглашений с руководствомдислоцированных в нашем регионе структур федеральных силовых министерств и ведомств.
К сожалению,подписанные соглашения о сотрудничестве и взаимодействии с отдельными подразделениямина протяжении нескольких лет остаются декларациями взаимного уважения и не имеютпрактических результатов в виде конкретных дел. Инерция мышления отдельных руководителейданных структур, атеистические стереотипы, и все тот же сомнительный постулатоб отделении Церкви от государства, — все это служит препятствием перевода многихпунктов соглашений с бумаги в реальную жизнь.
К сожалению,в настоящее время в реализации подписанных соглашений доминирует личностныйфактор. Это отрицательно сказывается на разработке перспективных программ, диагностикепроблем, определении основных приоритетов на перспективу.
Вместе с тем, священники Екатеринбургской епархии РПЦ принимают посильное участие в духовно-нравственномвоспитании представителей Вооруженных Сил и других ведомств, а также граждан,находящихся в сфере профессиональной деятельности этих ведомств. Динамика выполняемойработы и взаимоотношений между Екатеринбургской епархией и подразделениями федеральныхсиловых структур изображена на приведенных таблицах.
В рамкахподписанных Екатеринбургской епархией соглашений о сотрудничестве с силовымиструктурами, священнослужителями Екатеринбургской епархии по состоянию на 28октября 2004 г. духовно окормляется 423 войсковых части и подразделения правоохранительныхучреждений.
В том чиле:войсковых частей — 112; военных госпиталей и поликлиник — 6; военная комендатура— 1; штабов — 4; управлений — 5; учреждений исполнения наказаний МЮ РФ — 57;военно-учебных заведений Министерства обороны РФ — 2 (Екатеринбургский артиллерийскийинститут и Екатеринбургское Суворовское военное училище); учебных заведенийМинистерства внутренних дел РФ — 1 (Екатеринбургский юридический институт МВДРФ); учебных заведений Министерства по чрезвычайным ситуациям -1 (Екатеринбургскийфилиал Академии государственной противопожарной службы МЧС РФ); учебных заведенийФСБ — 1 (Институт переподготовки и повышения квалификации сотрудников ФСБ);подразделений ГУВД Свердловской области — 93; подразделений СреднеуральскогоУВД на транспорте -12; подразделений ГПС ГУ ГО и ЧС Свердловской области — 69;военных комиссариатов Свердловской области — 59.
Количествосвященников, окормляющих войсковые части и подразделения МО, МВД, МЧС РФ составляет205 человек.
На Архиерейскомсоборе 2004 года Святейший Патриарх отметил: «Основной задачей в области взаимодействиякак с Вооруженными Силами и правоохранительными структурами, так и с системойисправительных учреждений должно стать укрепление имеющихся позиций».
Таким образом,перед нами поставлена задача – улучшить в качественном отношении все то, что уже сделано в течение 10 лет.
Полковник И. Новожилов, руководитель
Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами
и право- охранительными учреждениями
Екатеринбургской епархии
Адрес: 620086, г. Екатеринбург, пр. Ленина, 11-а.
Отдел Екатеринбургской епархии по взаимодействию
с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями.
Тел.: (343) 377–00–14. Тел./факс: (343) 269–75–37.
Тел. сотовый: 8–9222952739.
В тихойСлободе на крутом живописном скалистом берегу реки Чусовой стоит храм, словнопаря над землей, взлетая в небо крыльями крестов, напоминая нам про путь Христов. Храм ГеоргияПобедоносца.
«Когда нуженспасательный круг» – так называлась статья, опубликованная в «Православной газете»в августе с.г.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.