Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
“Образование”– какое конкретное, четкое и емкое слово. Кажется, стоит только вникнуть в егосмысл, снять шелуху затасканного штампа, и обнажится суть понятия, суть целии даже путь к ней: образовывание человека, раскрытие в нем образа (Божия), работапедагога по раскрытию способностей и дарований, заложенных в человеке Богом.
Так же можно осмыслить слово «воспитание»: восстановление питания… Обычноэти два слова идут рука об руку в любой педагогической или научной работе, гдепредлагаются, изучаются и описываются всевозможные пути и решения “образовательныхи воспитательных задач”. Ученые-педагоги пишут большие трактаты о приемах и методах воспитания и образования подрастающего поколения и спорят о преимуществахтой или иной программы. Самый верный способ скрыть истину – это скрыть ее за несуществующими, фальшивыми определениями и фразами, не отражающими сути выражаемогоявления. Любой второклассник, разобрав эти слова по составу, приблизится к пониманиюсути лучше, чем ученый, написавший целую монографию. Все истинное – просто.
Известныйпсихолог А.Леонтьев охарактеризовал образование ХХ века как “процесс обогащенияинформацией при обнищании души”, но человек все же представляет прежде всеголичность духовную, и душа – не мешок, который необходимо наполнять, а “нечто”,требующее взращивания, питания для приближения к тому образцу (образу), которыйимеет данная личность в своем сознании как эталон, идеал, цель и смысл существования.
Много линадо иметь знаний, чтобы определиться человеку в вопросе бессмертия его души?Задайте этот вопрос себе сейчас. И ответьте на него здесь…
Итак – “Я умру, и все для меня кончится. Жизнь только здесь и сейчас”. Это Ваше убеждение?
“Во мне живет непреодолимое чувство, ощущение вечности моей души, и жизнь здесь– это только часть чего-то большего”. Вы подписываетесь под этим утверждением?
Два мнения– два мировоззрения – два смысла жизни, каждое из которых определяет ежесекундныйвыбор человека между добром и злом. Все несчастье человека заключается в том,что, имея внутреннее убеждение (первое или второе), он поступает в своих внешнихпроявлениях несоответственно этому внутреннему голосу. Он страдает от несоответствиямежду тем, кем он хочет быть, и теми поступками, которые совершает.
То критическоесостояние в педагогике, которое все сейчас наблюдают, есть понимание недостаточностипредметно-информационной парадигмы образования и необходимости создания новогомировоззрения, способного включить в свою систему взглядов, систему анализапонятия не только “цели в жизни”, но и “цели жизни”. Если сами родители не придаютдолжного внимания нравственному здоровью своих детей, не подставляют со всейответственностью свое плечо, ребенок чаще всего оказывается один на один с проблемамии обычно ломается, не дотягивая до требований, предъявляемых его совестью. Такиеподростки легко находят друг друга и создают свой особенный мир – свое общество,в котором им хорошо и они хорошие тоже. И это очень важно – они чувствуют, что они хорошие тоже! Невозможность “быть” хорошим толкает их в иллюзию “казаться”хорошим, хоть для кого-нибудь в этом мире быть нужным и “своим”.
Чего же такоготак не хватает мятущейся душе, чтобы понять, зачем ей хочется быть хорошей?Ведь поняв это, человек обретет силы для преодоления зла в себе, он приобрететволю и мужество поступать по совести, т.е. в соответствии со своим убеждением.Какого краеугольного камня не хватает нашим педагогам, родителям, вообще взрослымдля того, чтобы их труд — построение здания личности ребенка — не был замкомна песке? Еще Фома Аквинский писал: “В каждой душе живет тяготение к счастьюи смыслу”. “Поэтому так важно, чтобы знания, получаемые в школе, были полными,то есть содержали в себе, в первую очередь, самое главное – истину о назначениичеловека в этом мире”.
В русскихнародных сказках (и не только) есть образ мертвой и живой воды. Мертвая водасоединяет части тела, а живая – оживляет его. Школа – это мертвая вода, семья– живая. Готова ли семья к такой ответственности? Есть ли варианты возможногопути спасения своего ребенка от произвола улицы и “искусственного рая”? С чегоначать? За что зацепиться? Может быть, стоит все-таки признать за главную потребностьребенка (и вообще человека) – потребность быть хорошим. Быть, а не казаться.Хорошим, а не плохим. Никто не скажет, что воровать, обманывать, сквернословить,обижать слабых, не помогать нуждающимся — хорошо. Это внутреннее знание. И этоне просто авторитетное и убедительное нравственное учение, – оно оставалось бы бессильным и бесплодным, если бы не находило для себя твердых точек опорыв самой нравственной природе человека. Поэтому и Саши, и Маши, и Паши из соседнейшколы хотят быть хорошими — честными, добрыми, благородными, красивыми, любимымии любящими. Внутренний голос – совесть – подсказывает настойчиво, тихо, шепотом,но в самое ухо.
А общество?Что, общество не нуждается в честных, порядочных, ответственных гражданах? Нуждается!Еще как! С этим все согласны. И сколько желательны и дороги честные люди и честныеграждане, столько же желательны и верные приемы и методы воспитания честныхлюдей. Где же они? Где эти способы воспитания честных людей? Наука и образованиеума, насколько известно, не спасают от бесчестных поступков. Но ведь можно преподатьребенку и юноше твердые правила чести и нравственности, и может быть из неговыйдет честный человек? Но зачем преподавать ему эти правила, раз они уже присутствуютв нем? Что толку, если мы еще и еще раз будем напоминать ему, говорить, повторятьв виде бесед, лекций или нотаций: «Это делать нельзя, это плохо. Надо делатьтак – это хорошо». Да он и так об этом знает. А то, что ему повторяют десяткираз одно и то же, может вызвать лишь озлобление. Озлобление от бессилия. Онне знает, «зачем» он должен (и хочет) поступать хорошо, по совести. Ведь явно,на поверхности, лежит прямая выгода от его “плохого” поступка. Внутренние угрызениясовести, без знания цели и смысла притушевываются самооправданием и саможалением.Уж что-что, а себя пожалеть — это мы умеем. И виноватым оказывается не сам человек,а обстоятельства, внешние причины, все, что угодно, и «…я не смог иначе…».Заметьте, даже после плохого поступка человек все же старается отодвинуть егоот себя, интуитивно открещивается от него, сопротивляется и не признает егосвоим, даже вопреки здравому смыслу. С каждым разом это достается ему все легчеи легче, и скоро наступает момент, что ему уже достаточно того, чтобы его плохоедеяние никто из людей не видел и не знал об этом. Но даже и тогда он печетсяо том, каким его считают окружающие. Он все равно хочет, чтобы другие думалио нем, как о порядочном человеке. Вот насколько крепко сидят в нас эти «прописныеистины». И повторять их сами по себе – значит наливать в уже полные ведра.
Педагоги,воспитатели, родители, читающие эти строки, как отвечаете Вы на вопрос о бессмертии?
Педагоги,воспитатели, родители, соответствует ли Ваша помощь в образовании личности Вашегоученика, воспитанника, ребенка тем смыслам, которые Вы сами носите в себе?
Нынешнеепоколение взрослых людей, уже оторвавшееся от идеологии сугубого материализмаи, по причине своей взрослости, обязанное обучать и воспитывать подрастающеепоколение, само находится в состоянии вопрошающем, нежели утверждающем. Взорыобращаются к Церкви — исконной хранительнице высочайших идеалов. Но чаяния во многом содержат в себе просьбу, мольбу или даже требования чуда. Забывая приэтом, что чудеса даются по вере. “Царство Божие внутри вас есть”. Увидеть этоЦарство возможно всем, и оно принесет человеку понимание и ответы на самые главныевопросы: “для чего” и “зачем”. Придет видение “образа Божия” в каждом и в себе.Придет рассудительность о путях образования юного человека. Состоится встречасебя – внутреннего и себя – внешнего. Уйдет страх раскрытия другими твоей фальши,потому что цельность, которую ты получишь, будет гораздо больше той суммы твоихразрозненных частичек, которыми ты так дорожил раньше. И чудо состоится. Оносостоится в твоей обновленной душе. И только такой душой ты можешь соприкасатьсяс юными душами, неся им Свет, Образ и Пищу.
Одному тяжело.Огромные силы разделяют нас и пытаются властвовать над нами. В разделении нашебессилие и наше поражение.
Педагоги,ученые, воспитатели, те, кому небезразлична судьба наших детей, нашей родины,встают на путь объединения. Просветительские центры, воскресные школы, православно-педагогические,библейские и миссионерские курсы, духовные институты и различного рода лектории,семинары и конференции уже имеют место быть в нашем обществе. Это радует и обнадеживает.Приходит время приносить плоды — свои конкретные дела на ниве образования.
Обществоправославных педагогов при храме во имя Святого благоверного Великого КнязяАлександра Невского, под небесным покровительством Святого Праведного СимеонаВерхотурского, создается из участников трех групп семинаров личностного ростадля педагогов общеобразовательных школ г. Екатеринбурга “Образование и будущееРоссии”. Общество направляет свои усилия на объединение педагогов для просвещенияи развития отечественного образования на основе традиций Православия, являющихсяоснованием русской культуры.
В конце сентябряОбществом были проведены первые Симеоновские чтения, посвященные проблеме сотрудничестваЦеркви и образовательных учреждений города в деле образования и воспитания детейна основе православных ценностей. В начале ноября планируется продолжение первойступени (1–3 ноября 2004 г.) семинара личностного роста «Образование и будущееРоссии» для руководителей, завучей, педагогов образовательных учреждений г. Екатеринбурга, а также организация второй (4–6 ноября 2004 г.) и третьей ступенейэтого семинара. Цель семинара – совершенствование личности в духовно-нравственнойнациональной традиции.
Приглашаем всехзаинтересованных людей к сотрудничеству.
Информацию об Обществеправославных педагогов и семинарах «Образование и будущее России» вы сможетеполучить в просветительском центре храма Александра Невского (Зеленая Роща,1). тел: 2 (57) –32–76; 8 (904) 385–34–94.
Екатеринбург,2 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Несколько духовных бесед на разнообразные темы провел для воинов 42-йТагильской ракетной дивизии настоятель прихода во имя святого Благоверного КнязяДимитрия Донского поселка Свободный иерей Александр Мехоношин. В один из дней батюшка пришел к воинам-ракетчикам, для того, чтобы побеседовать с офицерамии членами их семей на тему «О жизни христианской».
(Окончание. Началов № 41) Христосучил любви. Но именно любовь, замечает Ильин, подъемлет жертву неправедности.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.