Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №41 (314) → Ответы архиепископа Викентия на вопросы уральцев в студии радиостанции екатеринбургской епархии «Воскресение» (телепрограмма «Архипастырь» 16 и 23 октября 2004 года)

Ответы архиепископа Викентия на вопросы уральцев в студии радиостанции екатеринбургской епархии «Воскресение» (телепрограмма «Архипастырь» 16 и 23 октября 2004 года)

№41 (314) / 1 ноября ‘04

Архипастырь

Екатеринбург, 4 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургскойепархии».

 -Владыка, благословите.


 - Бог благословит!
 - Просим ответитьна вопросы, что пришли к нам за последние несколько дней.
 «Владыка, – спрашиваетраба Божия Анна, – как найти духовника?»

 - Очень многиезадают такой вопрос: как найти духовника. Думаю, проще всего постоянно ходитьв ближайший храм. Там человек будет регулярно исповедоваться у того священника,что ближе его душе. Если будет исповедовать один и тот же священник, то он будетзнать душу человека и таким образом станет его духовником, духовным наставником.Каждый священник способен быть таким наставником, так как ему дана особая благодатьБожия в Таинстве Священства, и он сможет руководить человеком ко спасению.
 - Раб Божий Андрейспрашивает: «Хочу продать телевизор, но боюсь, что он может быть соблазном для других людей. Что делать?».
 - Если естьтакая боязнь, то, может быть, лучше оставить его у себя.
 - «При жизнимоя мама была старообрядкой. Можно ли за нее молиться и подавать записочки в наших храмах?»,– интересуется раба Божия Валентина.
 - Да, проблемастарообрядчества существует. Многие старообрядцы были далеки от Православнойверы и как-то даже враждебно относились к ней. Они не хотели даже думать и слышатьо Православной вере. А сейчас получается, что мы как бы заставляем человекауже после смерти молиться в нашей Православной Церкви.
 Можно молиться,если родственники, друзья и близкие примут Православие, будучи в прошлом старообрядцами,будут молиться за своих сродников, которые когда-то недопонимали, хулили или презрительно и подозрительно относились к Православной вере. Общая и усерднаямолитва всех сродников спасет душу и поможет ей в потустороннем мире.
 - Есть такойвопрос: «Сын отказался от отца из-за того, что он верующий. Стоит ли за такихлюдей молиться?» – спрашивает Алексей Васильевич.
 - Конечно,нужно молиться, потому что мы знаем, Сам Иисус Христос, молился за тех, ктоЕго распинал. Многие святые мученики, подражая своему Учителю, молились за своихмучителей: «Господи, прости их, ибо не ведают, что творят». Тем более за родственниканадо молиться, чтобы Господь вразумил его и, может быть, когда-нибудь Он просветитчеловека и тот познает веру Христову, и станет жить по заповедям Божиим.
 - Сергей Николаевичспрашивает: «Мой брат был старообрядцем, умер. Хотели отпеть его в храме РождестваХристова, что на Уралмаше, но нам отказали. Как поступить?».
 - Вопросповторяется. Этот человек был старообрядцем и не хотел быть и жить в Православнойвере. Конечно, мы не отказываемся молиться за него. Желательно, чтобы и близкиеродственники молились за него и познали, что нужно жить в Церкви, в Православнойвере, если они до сих пор исповедуют старообрядчество. Приняли бы Православие,чтобы молиться за себя и за своих родственников в храме Божием, чтобы Господьпростил их. Участвовали бы в Таинствах Божиих, жили по заповедям Христовым,болели бы душой за своих сродников, чтобы помочь им чем-нибудь. В любом случаенаша молитва будет им полезна.
 - ОбращаетсяТатьяна: «У меня больная внучка, ей назначили операцию. Владыка, благословите,чтобы все прошло успешно».
 - Бог в помощь,пусть Господь поможет ей, чтобы операция прошла благополучно. Чтобы она быласильна, крепка и здорова, полезна для нашего общества и спасалась в этой земнойжизни.
 - «Будут ли возобновленыслужбы в храме Святых Царственных Страстотерпцев в поселке Студенческом Белоярскогорайона? Они не совершаются с 28 августа – нет священника».
 - Там нетпостоянного священника, но есть окормляющий священник, который приезжает, совершаетбогослужения. Но, конечно, в такие большие праздники как Успение Пресвятой Богородицыон не мог пребывать в этом храме, так как имеет множество приходов и во всехне успевает побывать. Сейчас надо потерпеть, когда Господь пошлет ставленника,кандидата во священники, которого рукоположим и направим на этот приход. Еслиесть такие ставленники и кандидаты, то мы готовы их принять и подготовить к рукоположению.
 - Анна из поселкаПышма интересуется: «За что священнику снимают крест? Является ли это наказанием,обязателен ли крест для священника, и что он означает – украшение или награду?».
 - Крест –это напоминание священнослужителю о том подвиге крестоношения, который он долженнести в пастырском служении. Это великое служение, которое вручается ему по милости Божией, даром Божиим, и он должен нести свой пастырский крест оченьвысоко, очень ответственно. Бывают случаи, когда священник нарушает некоторыеправила пастырской деятельности, и один из способов наказания – снятие крестана время. Пока священник не исправится и не оправдает доверие для возврата и дальнейшего ношения креста, не оправдает того, что он достоин этого ношения.У нас есть первый – белый крест, когда рукополагают. Второй – желтый, позолоченныйнаперсный – это уже награда за труды, за многолетнее служение Церкви в такомдостоинстве.
 - «Можно ли за границей в православной церкви молиться и причащаться? Например, в Чехии естьправославные храмы».
 - Естественно,в любой стране, где есть православные храмы, можно прийти помолиться, исповедатьсяи причаститься. И продолжать свою церковную, православную жизнь.
 - «Нужно ли креститься,когда мы заходим в католический храм на экскурсиях?».
 - Не помешаетто, что храм католический, – там ведь тоже есть изображения Христа Спасителя,изображения Божией Матери. Будет даже очень полезно, если мы перекрестимся и проявим благочестие.
 - ИнтересуетсяВладимир: «Куда нужно обращаться, чтобы получить помощь православного психолога?».
 - У нас естьв Епархии православный психолог при Миссионерском отделе, который находитсяна проспекте Ленина, 11-а. Психолог постоянно принимает, и можно подойти к немуна консультацию.
 - Антоний спрашивает:«Во время великого входа по Херувимской песне произносится возглас: «Вас и всехправославных христиан да помянет Господь Бог наш». Одни начинают выкрикивать:«И вас!», другие наклоняют голову, а третьи молчат. Как правильно поступатьв этой ситуации?».
 - Священникпоминает всех тех, кто находится в церкви, кто приходит в церковь, всех православныххристиан, даже тех православных, которых нет в церкви, в то же время и народдолжен быть отзывчивым на эту молитву. Молитву, обращенную к Богу о всех нас,чтобы Он помянул всех в Своем Царстве Небесном. Было бы неплохо, если бы люди,громко или тихо, можно про себя, произносили слова молитвы, поминая в ней тогосвященнослужителя, что поминает в этот момент народ.
 - Раба БожияТатьяна спрашивает: «Чем отличается земной поклон от поясного? И в каких случаяхих надо класть?».
 - Земнойпоклон – когда мы кланяемся до земли, иногда даже касаясь ее лбом, а поясной– когда только рукой достаем до пола. Земные поклоны совершаются на Евхаристическомканоне, нужно следить за батюшкой и повторять за ним. Есть такой обычай, что люди во время «Милости мира» стоят на коленях и молятся все это песнопение.Также делаются земные поклоны, когда совершается Великое Таинство превращениявина и хлеба в Кровь и Тело Христовы. Это является кульминацией всего православногобогослужения. Тогда мы молимся, чтобы Господь ниспослал нам Духа Своего Святогона эти Дары и совершил чудо: хлеб превратил в пречистое Тело Христово, а вино– в честную и животворящую Кровь Христову. Это очень важный момент в богослужении,и люди должны вести себя крайне благоговейно. В этот момент нельзя ходить по храму, разговаривать, поворачиваться, тем более уходить из храма, что, к сожалению,многие делают. Понятно, что не все понимают, что происходит в это время. Есличеловек сильно торопится и не может присутствовать до конца службы, то хотя бы до этого момента нужно постоять и помолиться, так как именно в момент исполнения«Милости мира» происходит это Великое Таинство, изливается особая благодатьна священнослужителей и на всех присутствующих в церкви. А после него можнои уйти, но только в том случае, если человек опаздывает и не может находитьсяв храме. Нужно относиться благоговейно, и важно, чтобы люди, зная такие моменты,оставались бы и со страхом Божиим находились в храме.
 - Раба БожияТатьяна интересуется: «Всегда ли нужно просить прощения друг у друга, даже послеразговора по телефону: «Прости меня Христа ради», «Я тебя прощаю», «Господьтебя простит». Мой знакомый за весь разговор повторяет эту фразу раза три-четыреи говорит, что так нужно, так правильно. Что это за обычай?».
 - Это оченьхорошо, что мы сознаем себя грешными и просим друг у друга прощения. В любом,даже суетном разговоре мы, бывает, позволяем себе какие-то вольности, прегрешения,кого-нибудь осуждаем, – мы не всегда следим за собой. Поэтому из чувства сознаниясвоей греховности мы просим прощения Христа ради. Для того, чтобы не остатьсявиновным, как перед человеком, так и перед Богом, за содеянные грехи.
 - Владимир спрашивает:«Можно ли человеку замолить грех убийства?».
 - Конечно,можно. Нет на свете таких грехов, которых нельзя было бы вымолить у Бога. Онвсе прощает. Единственное, что Господь не сможет простить, так это нераскаянныйгрех самоубийства. В любом грехе, который совершит человек, он может раскаяться,может просить у Бога прощения. Также может подвизаться принести добрый плодпокаяния, и Господь за это очищает и омывает. Есть примеры, когда разбойников,что всю жизнь совершали убийства, кражи, грабежи, занимались развратом, – вдругкасалась благодать Божия. Они оставляли свою развратную жизнь и уходили в пустыни,в монастыри, усердно молились, подвизались в подвигах самоотречения от своейволи, чем достигали совершенства, и за это Господь прощал их грехи.
 - «Есть такаятрадиция: по умершему человеку ставить сорок дней стакан воды и кусок хлеба.Можно ли так делать?».
 - Может быть,и есть в этом какой-то смысл. Похоже, что это взято из тех древних обычаев,которые были еще при жизни апостолов. Когда Спаситель вознесся на небо, то ученикиимели такой обычай: на том месте, где когда-то сидел Христос, клали кусочекхлеба и после трапезы возносили молитву Спасителю: «Господи Иисусе Христе, СынеБожий, помилуй нас», – и потом раздавали всем этот кусочек хлеба. Тем самымпоказывая, что тайно, духовно с нами находится Сам Господь Спаситель. И послеУспения Божией Матери они тоже так делали. В монастырях подобная традиция существуети до сих пор, совершается чин панагии. Есть специальная просфора, которая находитсяна трапезе, на столе у возглавляющего эту трапезу, а после трапезы говорят слова:«Пресвятая Троица, спаси нас», или «Пресвятая Богородица, спаси нас», или «ГосподиИисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас». А потом возглавляющий трапезу раздробляетпросфору и дает каждому монаху и всем участвующим в трапезе. Тем самым мы до сих пор сохраняем эту традицию и веру, что на этой трапезе присутствовал СамГосподь. Также подтверждая, что трапеза телесная является продолжением богослужения,но в этом случае подкрепляются силы физические.
 - Александр Коксавинспрашивает: «На Красной площади, в сердце России, в Москве, до сих пор в мавзолеележит труп некоего революционера Ленина, он подобен гниющей занозе в сердценашей страны. У нас в Екатеринбурге, в центре города и области, стоит истукантого же Ленина. И Главный проспект также носит его имя. Ну разве это не мерзостьперед Богом? Я считаю, что необходимо составить молитвы о выносе тела Ленинас Красной площади, о переносе истуканов из центров населенных пунктов, о переименованииулиц и так далее. И читать их ежедневно на богослужениях, чтобы Господь внялнашим словам и наконец-то вразумил власти сделать то, что давно должны былисделать».
 - На самомделе это не совсем церковный вопрос. Он больше касается нашей власти, котораядолжна решать эти вопросы. Может, так и надо сделать, но постепенно, и попытатьсяне раздражать остальных людей, ведь есть такие, которые думают по-другому, не так, как вы, Александр. Так, чтобы не нести в общество раздражение, недовольствои ненависть, – то, конечно, можно молиться, и дома, и в церкви, чтобы Господьвсех вразумлял. Но есть и еще один способ: каждый, кто имеет те или иные вопросык предержащей власти, может прийти на прием или написать.
 - СпрашиваетИрина: «Нельзя ли в храме Всех Святых, что на Михайловском кладбище, сделатьбогослужения не с 16.00, а с 17.00 часов? Люди после работы не успевают прийтив храм и помолиться».
 - Конечно,можно. Для этого вам нужно обратиться к настоятелю храма, отцу Владимиру. Думаю,он примет к сведению вашу просьбу о службе и разрешит совершать службы чуть-чутьпопозже, чтобы люди могли успевать.
 - Раиса и Фотиниянедоумевают: «Почему в храме Всех Святых, что на Северном кладбище, не проводитсяремонт? В храме сыро, течет крыша, а когда идет дождь, то приходится подставлятьведра. Все это мешает сосредоточиться на молитве».
 - Мы будемстараться найти возможность и тех, кто помог бы финансировать этот ремонт, и будем устранять эту проблему.
 - Далее вопрос:«Что такое детский лунатизм? Есть ли этому объяснение с православной точки зрения?Куда можно обратиться за помощью?».
 - Эти отклонениябывают из-за какого-то греха родителей. Пусть они будут более прилежными к молитве,церковной и духовной жизни, чтобы помочь своему ребенку. Что касается самогомалыша, то его надо как можно чаще причащать, приводить в храм на богослуженияи просто помолиться. Думаю, что с Божией помощью и Его благодатью, что ребенокполучает в церковных Таинствах, эти отклонения устраняются. Нельзя допускать,чтобы это в ребенке укоренилось. Пока он является младенцем, то нужно обязательноприменять эти духовные лекарства. Когда это укореняется, то бороться с недугомстановится очень и очень тяжело.

 Программа«Архипастырь» выходит на «10-м канале» по субботам, в 15.30, и по воскресеньям,в 20.00.
 На телеканале «ТВЦ»– по вторникам и пятницам в 07.00, в четверг – в 17.30.
 На телеканале «Отечество»(в области) – в четверг, в 07.00, и в воскресенье, в 18.30.
 На епархиальнойрадиостанции «Воскресение» – в 14.20 и 20.20 по вторникам.
 Свои вопросы ВладыкеВикентию вы можете задать, позвонив на телестудию Епархии по телефону (343)217–93–38.
 Храни вас Господь!

 С архиепископом Викентием беседовала журналист Валентина ЕФРЕМОВА. Расшифровкааудиозаписи — Татьяна ПЕПЕЛЯЕВА.

 
Первосвятитель

Святейший Патриарх Алексий удостоил Ордена Святого Преподобного Сергия Радонежского III степени настоятеля Крестовоздвиженского монастыря Екатеринбурга иеромонаха Флавиана (Матвеева)

 Екатеринбург,29 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».27 сентября Православная Церковь торжественно воспоминала обретениеЧестного и Животворящего Креста Господня и Его Воздвижение. В честь этогопраздника во всех храмах Екатеринбургской епархии прошли праздничные богослужения. Этот праздникявляется престольным для храмов Верхотурья, Тугулыма, Нового села, Черёмухово,а также Крестовоздвиженскогомонастыря Екатеринбурга, где и совершил Божественную литургию Владыка Викентий.

 
Архипастырь

Архиепископ Викентий заложил камень в основание фундамента храма Святого Георгия Победоносца на территории областного призывного пункта

 Екатеринбург,29 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Вчера Правящий Архиерей Екатеринбургской епархии Владыка Викентия заложил первыйкамень в основание фундамента храма во имя Святого Великомученика Георгия Победоносца,который будет воздвигнут на территории областногопризывного пункта. Ленточныйфундамент будущей церкви, на двадцать метров в длину и восемь метров в ширину,был полностью заложен еще накануне важного события. В присутствии всех офицеровпризывного пункта и нескольких десятков первых призывников нового набора архиепископЕкатеринбургский и Верхотурский совершил чин освящения церковного основания,установил и освятил Памятный крест, воздвигнутый на месте алтаря нового храма.Восемь венцов будущего храма (он будет построен в деревянном исполнении) во имя Святого Великомученика Георгия Победоносца уже готовы, находятся неподалеку.После освящения фундамента храма, их можно уже устанавливать на место.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс