Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Приложение № 5 к докладу митрополита Крутицкого и КоломенскогоЮвеналия, Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, на АрхиерейскомСоборе Русской Православной Церкви. 3–8 октября 2004 года.
Отношенияцарской семьи к Г. Е.Распутину нельзя рассматривать вне контекста исторической,психологической и религиозной ситуации, сложившейся в российском обществе в начале XX столетия, феномен Распутина, о котором говорят многие исследователи,едва ли можно понять вне исторического фона тогдашней России.
Как бы отрицательнони относиться к личности самого Распутина, мы не должны ни на минуту забывать,что его личность в полной мере могла раскрыться в условиях жизни российскогообщества накануне катастрофы 1917 года.
Действительно,личность Распутина является во многом типологическим выражением духовного состоянияопределенной части общества начала XX века: «Не случайно в высшем обществе увлекалисьРаспутиным, — пишет в своих воспоминаниях митрополит Вениамин (Федченков), —там была соответствующая почва для этого. А потому не в нем одном, даже скажу,не столько в нем, сколько в общей атмосфере лежали причины увлечения им. И этохарактерно для предреволюционного безвременья. Трагедия в самом Распутине былаболее глубокая, чем простой грех. В нем боролись два начала, и низшее возобладалонад высшим. Начавшийся процесс его обращения надломился и кончился трагически.Здесь была большая личная душевная трагедия. А вторая трагедия была в обществе,в разных слоях его, начиная от оскудения силы в духовных кругах до распущенностив богатых».
Как же моглослучиться, что столь одиозная фигура как Распутин могла оказывать значительноевлияние на царскую семью и на российскую государственно-политическую жизнь еговремени?
Одним из объяснений распутинского феномена является так называемое «старчество» Распутина.Вот что об этом пишет бывший товарищ обер-прокурора Святейшего Синода князьН.Д. Жевахов: «Когда на горизонте Петербурга показался Распутин, которого народнаямолва назвала «старцем», приехавшим из далекой Сибири, где он якобы прославилсявысокою подвижническою жизнью, то общество дрогнуло и неудержимым потоком устремилоськ нему. Им заинтересовались и простолюдин, и верующие представители высшегообщества, монахи, миряне, епископы и члены Государственного Совета, государственныеи общественные деятели, объединенные между собою столько же общим религиознымнастроением, сколько, может быть, и общими нравственными страданиями и невзгодами.
Славе Распутинапредшествовало много привходящих обстоятельств и, между прочим, тот факт, что известный всему Петербургу высотою духовной жизни архимандрит Феофан будто бынесколько раз ездил к Распутину в Сибирь и пользовался его духовными наставлениями.Появлению Распутина в Петербурге предшествовала грозная сила. Его считали еслине святым, то, во всяком случае, великим подвижником. Кто создал ему такую славуи вывез из Сибири, я не знаю, но в обстановке дальнейших событий тот факт, что Распутину нужно было пробить дорогу к славе собственными усилиями, имеет чрезвычайноезначение. Его называли то «старцем», то «провидцем», то «Божьим человеком»,но каждая из этих платформ ставила его на одинаковую высоту и закрепляла в глазахпетербургского света позицию «святого».
В самом деле,появившись в Петербурге, Распутин, еще совсем недавно проводивший жизнь в буйствеи пьяных разгулах — об этом, во всяком случае, свидетельствуют его односельчане— имел уже репутацию «старца» и «провидца». По всей вероятности, в 1903 годупроисходит его знакомство с ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии епископомСергием (Страгородским), который представляет Распутина инспектору Академииархимандриту Феофану (Быстрову) и епископу Гермогену (Долганову). Особенно благоприятноевпечатление Распутин произвел на архимандрита Феофана, духовника царской семьи,который испытывал глубокую симпатию к этому сибирскому мужику-проповеднику и видел в «старце Григории» носителя новой и истинной силы веры. При посредничествевеликого князя Петра Николаевича и его жены Милицы Николаевны 1 ноября 1905года произошло роковое знакомство с царской семьей, о чем мы читаем в дневникеИмператора Николая II: «Пили чай с Милицей Николаевной и Станой. Познакомилисьс человеком Божьим — Григорием из Тобольской губернии».
Первые двагода после знакомства Распутин не стал для царской семьи тем «дорогим Григорием»,для которого были открыты их души. Они с радостью встречались и слушали других«Божьих людей». Так, Император записал в своем дневнике 14 января 1906 года:«В 4 часа к нам пришел человек Божий Димитрий из Козельска около Оптиной пустыни.Он принес образ, написанный согласно видению, которое он недавно имел. Разговаривалс ним около полтора часа».
До конца1907 года встречи императорской семьи со «старцем Григорием» были случайнымии довольно редкими. Между тем возрастала и молва о «сибирском старце», но по мере роста его известности достоянием гласности становились и вовсе нелицеприятныефакты его безнравственного поведения. Быть может, они и остались бы фактамибиографии Распутина и в лучшем случае вошли бы как курьез в историю петербургскогообщества, если бы не совпали с началом периода систематических встреч Распутинас царской семей. В этих регулярных встречах, проходивших в царскосельском домеА.А. Вырубовой, принимали участие и царские дети. Поползли слухи о принадлежностиРаспутина к секте хлыстов. В 1908 году по указу Императора Тобольской ДуховнойКонсисторией было проведено расследование о принадлежности Распутина к хлыстовству.В заключение следствия было отмечено: «при внимательном рассмотрении следственногодела нельзя не видеть, что перед нами группа лиц, объединившихся в особое обществосо своеобразным религиозно-нравственным мировоззрением и строем жизни, отличнымот православного… Самый уклад жизни последователей Григория Нового и личностьего самого как будто близко подходят… к хлыстовству, но твердых начал, на основании которых можно было бы утверждать, что мы здесь имеем дело с хлыстовством,в рассмотренном следствием делопроизводстве нет», поэтому следствие было отправленона доследование, которое, по неустановленным причинам, так и не было закончено.Однако в опубликованных недавно воспоминаниях о Распутине В.А. Жуковской вновьставится вопрос о принадлежности Распутина к крайней форме хлыстовства. В этихвоспоминаниях приводятся свидетельства (распутинской фразеологии и его эротическихрадениях) о принадлежности «старца Григория» к хлыстовской секте.
В чем жеразгадка тайны Распутина? Как могло в нем соединиться несоединимое — поистинесатанинское буйство и молитва? Очевидно, противоборство этих двух начал происходилов его душе годами, но в итоге темное все же одолело. Вот что писал в своих воспоминанияхмитрополит Евлогий (Георгиевский): «Сибирский странник, искавший Бога в подвиге,и вместе с этим человек распущенный и порочный, натура демонической силы, —он сочетал в своей душе и жизни трагедию: ревностные религиозные подвиги и страшныеподъемы перемежались у него с падением в бездну греха. До тех пор, пока он ужасэтой трагедии сознавал, не все еще было потеряно; но впоследствии дошел до оправданиясвоих падений, — и это был конец». Еще более резкую оценку противоречивой натуреРаспутина дал бывший воспитатель великого князя П.Жильяр: «Судьба хотела, чтобытот, которого видели в ореоле святого, был бы в действительности существом недостойными развратным… нечестивое влияние этого человека было одною из главных причинсмерти тех, кто верил, что найдет в нем спасение».
Так почему же все-таки Распутин оказался так близок к царской семье, почему так верилиему? Как заметила А.А. Вырубова в своих показаниях ЧСКВП в 1917 году, Николайи Александра Федоровна «верили ему как отцу Иоанну Кронштадтскому, страшно емуверили; и когда у них горе было, когда, например, наследник был болен, обратилиськ нему с просьбой помолиться».
Вот именнов этом последнем и следует видеть причину «роковой связи», соединившей Распутинас царской семьей. Именно в конце 1907 года Распутин оказался рядом с заболевшимнаследником, впервые помог улучшению здоровья Алексея Николаевича. ВмешательствоРаспутина неоднократно изменяло в лучшую сторону течение болезни наследника— сохранилось довольно много упоминаний об этом, но конкретных, подлинно документированныхданных почти нет. Кто-то что-то слышал, кто-то что-то знал от кого-то, но никтоиз числа людей, оставивших письменные свидетельства, ничего сам не видел. Не случайно Пьер Жильяр пишет о том, как он неоднократно «имел возможность убедитьсяв том, какую незначительную роль играл Распутин в жизни Алексея Николаевича»,но, повторяем, слухов в этой области всегда было больше, чем надежных фактов.
Именно случайисцеления царевича явился поворотом в отношении Александры Федоровны к Распутину,к этому, по ее словам «человеку Божьему». Вот что пишет уже упоминавшийся намиП.Жильяр о влиянии Распутина на Александру Федоровну через болезнь сына: «Матьухватилась за надежду, которую ей давали, как утопающий хватается за руку, которуюему протягивают, и она уверовала в него со всей силой своей души. Давно она,впрочем, была убеждена, что спасение России и династии придет из народа, и онавообразила, что этот смиренный мужик был послан Богом… Сила веры сделала остальноеи, благодаря самовнушению, которому способствовали случайные совпадения, Императрицапришла к убеждению, что судьба ее сына зависит от этого человека. Распутин понялсостояние души этой отчаявшейся матери, сокрушенной в борьбе и дошедшей, как казалось, до пределов своего страдания. Он вполне усвоил, что мог извлечь из этого, и с дьявольским искусством он достиг того, что его жизнь до некоторойстепени являлась связанной с жизнью цесаревича».
Именно болезньсына оказалась определяющим моментом в отношении Александры Федоровны и Распутина,— он стал надеждой и опорой ее семьи, более того, она верила, что под защитойэтого человека ее семье и России не угрожает опасность — она знала это точно,она чувствовала это всем своим сердцем, «которое никогда не обманывало».
Поэтому привсей неприглядности разных слухов и сплетен, окружавших Распутина, АлександраФедоровна видела его лишь с одной стороны. По словам дворцового коменданта В.Н.Воейкова, Александра Федоровна смотрела на Распутина как «на своего человека»,игравшего в ее семье роль наставника-утешителя, — и как нам не понять исстрадавшейсяматери, сына которой спасает от смерти этот человек? Она была убеждена, что Распутин — посланец от Бога, его заступничество перед Всевышним дает надеждуна будущее…
Свое пониманиероли Распутина Александра Федоровна излагала в письмах мужу. Так, в июне 1915года она писала: «Слушайся нашего Друга: верь ему, сердцу дороги интересы Россиии твои. Бог недаром его послал, только мы должны обращать больше внимания на его слова — они не говорятся на ветер. Как важно для нас иметь не только егомолитвы, но и советы». В другом письме мужу она писала, что «та страна, Государькоторой направляется Божьим Человеком, не может погибнуть». Мы видим, как постепенноиз «старца-утешителя» Распутин превращается во влиятельную политическую фигуру.Будучи умным и сообразительным, он, несомненно, понял, что уклоняться от ролисоветчика «мамы земли русской» он не может, иначе потеряет расположение царскойсемьи. Именно в этом драматическом смешении ролей Распутина была трагедия последнегоцарствования. Императрица предназначила «простецу и молитвеннику» роль, которуюон ни при каких обстоятельствах не имел права играть, да и не имел возможностиудачно ее исполнить.
Все попыткиближайших родственников, друзей, церковных иерархов предостеречь АлександруФедоровну от влияния Распутина заканчивались разрывом, отставкой, полной изоляцией.В письмах императору Николаю от 15 июня 1915 года Александра Федоровна писала:«Самарин, несомненно, пойдет против нашего Друга и будет на стороне тех епископов,которых мы не любим, — он такой ярый и узкий москвич». Хорошо известно, чемкончились выступления против Распутина священномученика митрополита Владимира,епископов священномученика Гермогена и Феофана. Полный разрыв произошел у АлександрыФедоровны и со своей сестрой – преподобномученицей великой княгиней ЕлисаветойФеодоровной, которая в письме императору от 26 марта 1910 года писала о пребыванииРаспутина в духовной прелести.
Отношениясамого Императора и Распутина были более сложными: восхищение «старцем» сочеталосьу него с осторожностью и даже с сомнениями. Так, после первой встречи с Распутинымв 1907 году он сказал князю Орлову, что нашел в Распутине «человека чистой веры».Председателю Государственной Думы М.Родзянко он так характеризует Распутина:«Он хороший, простой русский человек. В моменты сомнений и душевной тревогия люблю с ним беседовать, и после такой беседы мне всегда на душе делается легкои спокойно». Но все же Император испытывал беспокойство по поводу Распутина— ведь его не могли не тревожить сообщения доверенных лиц о скандальном егоповедении. Император многократно пытался избавиться от него, но всякий раз отступалпод давлением Императрицы или из-за необходимости помощи Распутина для излечениянаследника. Вот что об этом пишет П.Жильяр: «Сначала он терпел его, не решаясьнанести удар вере Императрицы, которую Императрица имела в него и в которойона находила надежду, дававшую ей возможность ждать. Император опасался удалитьРаспутина, потому что если бы Алексей Николаевич умер, то Император в глазахматери, несомненно, являлся бы убийцей своего ребенка».
Подводяитог анализу причин влияния Г. Е. Распутина на царскую семью, в заключение хотелось бы отметить, что Император оказался не в состоянии противостоять воле Императрицы,истерзанной отчаянием из-за болезни сына и находившейся в связи с этим под зловещимвлиянием Распутина, — как дорого пришлось впоследствии заплатить всей семьеза это!
Библиография
1. БохановА.Н. Сумерки монархии. – М., 1993.
2. Вениамин(Федченков), митрополит. На рубеже двух эпох, б/м, 1994.
3. Дневникиимператора Николая II. – М., 1991.
4. Евлогий(Георгиевский), митрополит. Путь моей жизни. – М., 1994.
5. ЖеваховН.Д., князь. Воспоминания, том 1. – М., 1993.
6. ЖильярП. Тринадцать лет при Русском Дворе. – Paris, б/г.
7. ЖуковскаяВ.А. Мои воспоминания о Григории Ефимовиче Распутине, 1914–1916 гг. // Российскийархив. История Отечества в свидетельствах и документах XVIII — XX вв., тома2–3. – М., 1992. – С. 252–317.
Приложение №4 к докладу митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. 3–8 октября 2004 года.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.