Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №38 (311) → Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых

Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых

№38 (311) / 8 октября ‘04

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. 3–8 октября 2004 года

В этой теме:

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. 3–8 октября 2004 года
Послание Освященного Архиерейского Собора клиру, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. 3–8 октября 2004 года
Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Ваше Святейшество! Ваше Блаженство!
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!

 Мой докладбудет касаться работы Синодальной Комиссии по канонизации святых за межсоборныйпериод с 2000 года до настоящего времени, а также предложений к общецерковномупрославлению четырнадцати подвижников благочестия, ранее прославленных как местночтимыесвятые, и обозначения ряда проблем в современной церковной жизни, связанныхс вопросами канонизации.

I

 1.1 Четырегода назад в жизни Русской Православной Церкви произошло одно из важнейших историческихсобытий — канонизация на Юбилейном Архиерейском Соборе новомучеников и исповедниковРоссийских ХХ века, поименно известных и доныне миру неявленных, но ведомыхБогу. Было также определено: «В послесоборное время поименное включение в составуже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершатьпо благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительныхисследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых» (Деянияо канонизации новомучеников и исповедников Российских, пункт 14).

 В послесоборноевремя состоялось 19 заседаний Комиссии. На них обсуждались материалы, поступившиеиз различных епархий, касающиеся новомучеников и исповедников Российских ХХвека, а также других подвижников минувших веков.
 Итоги работыКомиссии обсуждались на 17 заседаниях Священного Синода. За обозреваемый периодв состав поименно прославленного Собора новомучеников Определениями СвятейшегоПатриарха и Священного Синода включены имена 478 подвижников, материалы о которыхпоступили из 35 епархий и 1 ставропигиального монастыря.
 На сегодняшнийдень в Соборе новомучеников поименно прославлено 1588 святых.
 1.2 Согласноканонической практике имена общецерковно прославляемых святых сообщаются ПредстоятелямПоместных Православных Церквей для включения в их Святцы. Святые, прославленныев других Поместных Православных Церквях, включаются в Месяцеслов Русской ПравославнойЦеркви.
 В межсоборныйпериод Священный Синод рассмотрел сообщения по этим вопросам Предстоятелей Константинопольской,Александрийской, Грузинской, Сербской и Польской Православных Церквей. В результатев Месяцеслов Русской Православной Церкви были включены имена 22 святых и установленытри соборные памяти мучеников, в различное время убиенных.
 1.3. За этовремя Комиссия рассматривала материалы и к прославлению местночтимых святых.Святейшему Патриарху было доложено, что члены Комиссии не нашли препятствийдля прославления в лике местночтимых святых подвижников, сведения о которыхбыли представлены от следующих епархий:
 - от Астраханской:архиепископа Феодосия (†1607), первого святителя Астраханского,
 - от Воронежской:архиепископа Воронежского и Задонского Антония (Смирницкого; 1773–1846),
 - от Вятской:иеросхимонаха Стефана (Куртеева; 1830–1890),
 - от Екатеринбургской:монаха Василиска Сибирского (сер. XVIII в. — 29 декабря 1824) и схимонаха Илии(Чеботарева; 1829 — 30 ноября 1900),
 - от Костромской:иеромонаха Тимона, старца Надеевского (1763–1840),
 - от Львовской:архидиакона Никифора (Кантакузена; †1599),
 - от Московской:иеромонаха Филарета (в схиме Феодора; Пуляшкина, 1758–1842) и иеросхимонаха Аристоклия(Амвросиева; 1846–1918),
 - от Мурманской:116-ти мучеников братии Печенгского монастыря вместе с преподобномучеником ГуриемПеченгским в 1589 году убиенных,
 - от Нижегородской:Христа ради юродивых блаженных Пелагии (Серебренниковой; 1809–1884), схимонахиниПараскевы (Паши Саровской, † 1915) и Марии (Фединой, †1931),
 - от Псковской:иеросхимонаха Симеона (Желнина; 1869–1960),
 - от Самарской:протоиерея Александра Юнгерова (†1900),
 - от Уфимской:архимандрита Моисея (Чигвинцева; 1913–1982) и Варвары Архангельской (1890–1966),
 - от Хустской:схиархимандрита Алексия (Кабалюка; 1877–1947).

II

 По благословениюСвятейшего Патриарха и Священного Синода в Повестку дня настоящего Собора внесенвопрос об общецерковном прославлении четырнадцати подвижников, канонизированныхранее как местночтимые святые: преподобных Афанасия Высоцкого, Феодора Санаксарского,Василиска Сибирского, Зосимы Верховского и Пимена Угрешского, праведного воинаФеодора (Ушакова), Христа ради юродивого блаженного Андрея Симбирского, преподобныхжен Дивеевских Александры, Марфы и Елены, Христа ради юродивых блаженных Пелагии,Параскевы и Марии и блаженной Матроны Московской.
 2.1 Как МитрополитКрутицкий и Коломенский, представляю вопрос об общецерковном прославлении преподобногоАфанасия Высоцкого, Серпуховского чудотворца (†1395, память 12/25 сентября).На мое имя поступили обращения пяти Преосвященных архиереев, поддерживающихэту инициативу: архиепископа Астраханского и Енотаевского Ионы, архиепископаТомского и Асиновского Ростислава, епископа Липецкого и Елецкого Никона, епископаБиробиджанского и Кульдурского Иосифа, епископа Шацкого Иосифа, викария Рязанскойепархии. Множество чудес происходит при обращении к преподобному Афанасию. СерпуховскийВысоцкий монастырь, где почивают мощи святого, ежедневно посещает большое количествобогомольцев, со всех концов страны поступают в обитель прошения совершить молебенперед мощами святого. Почитание его как святого сомолитвенника преподобногоСергия Радонежского в Московской епархии началось еще в глубокой древности и теперь приобрело общецерковный характер.
 2.2 ПреосвященныйВарсонофий, архиепископ Саранский и Мордовский, представил на имя Его Святейшестваматериалы о почитании в Русской Православной Церкви преподобного Феодора Санаксарского(Ушакова; 1719–1791, память 19 февраля/4 марта и 21 апреля/4 мая) и праведноговоина Феодора (Ушакова; 1745–1817, память 23 июля/5 августа и 2/15 октября),прославленных в лике местночтимых святых Саранской епархиисоответственно в 1999и 2001 году. Ходатайство архиепископа Варсонофия поддержали 6 Преосвященныхархиереев: митрополит Кубанский и Екатеринодарский Исидор, митрополит Оренбургскийи Бузулукский Валентин, архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл, архиепископСамарский и Сызранский Сергий, архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон,архиепископ Пензенский и Кузнецкий Филарет. По свидетельству Преосвященногоархиепископа Варсонофия, мощи преподобного Феодора Санаксарского по прошениямпереданы более чем 70-ти епархиям Русской Православной Церкви общим количествомоколо 500 частиц. Святые мощи преподобного запрашивали также Грузинская, ЧешскихЗемель и Словакии и Японская Православные Церкви и со Святой горы Афон. Мощиправедного воина Феодора по прошениям переданы более чем 80-ти епархиям РусскойПравославной Церкви общим количеством около 570 частиц. Святые мощи праведногозапрашивали также Элладская, Грузинская и Чешских Земель и Словакии ПравославныеЦеркви, а также Русская Зарубежная Православная Церковь. Велико почитание воинаФеодора среди военных моряков.
 2.3 Совместнос Преосвященным архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием ходатайствуюоб общецерковном прославлении двух сподвижников, великих делателей Иисусовоймолитвы преподобных Василиска Сибирского (†1824, память 29 декабря/11 января)и Зосимы (Верховского; 1768–1833, память 24 октября/6 ноября). Преподобный Василискпрославлен в лике местночтимых святых Екатеринбургской епархии в январе 2004года, а преподобный Зосима в лике местночтимых святых Московской епархии — в 2000 году. Святость их жизни и высота совершенного подвига засвидетельствованамногими современниками. Память о преподобных старцах с благоговением почитаетсяв различных местах нашего Отечества, где они совершали свои подвиги: в Рославльскихи Брянских лесах, в Рождества Богородицы Коневском монастыре, в Кемеровскойепархии. По свидетельству Преосвященного архиепископа Кемеровского и НовокузнецкогоСофрония, на место подвигов преподобных, находящееся в глухом таежном урочище,в 50-ти верстах к северу от города Новокузнецка, постоянно совершается паломничествоправославных Кузбасса, Сибири и других регионов России. Жития преподобных Василискаи Зосимы были переведены на английский и греческий языки и получили широкоераспространение среди православных в Греции, на Кипре, а также в Северной Америке,где, например, житие преподобного Зосимы было издано уже три раза.
 2.4 Преосвященныйархиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл ходатайствует об общецерковном прославленииХриста ради юродивого блаженного Андрея (Огородникова; †1841; память 21 мая/3июня и 27 ноября/10 декабря). Прославление святого в лике местночтимых святых,тогда Ульяновской, а ныне Симбирской епархии, состоялось в 1998 году. В Комиссиюс прошениями в поддержку просьбы Преосвященного архиепископа Прокла обратилисьсемь Преосвященных архипастырей: митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин,архиепископ Уральский и Гурьевский Антоний, архиепископ Самарский и СызранскийСергий, архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон, архиепископ Саранскийи Мордовский Варсонофий, епископ Курганский и Шадринский Михаил, епископ Хустскийи Виноградовский Иоанн.
 2.5 ПреосвященныйВениамин, епископ Люберецкий, викарий Московской епархии, представил на имяЕго Святейшества материалы о почитании в Русской Православной Церкви преподобногоПимена Угрешского (Мясникова; 1810–1880, память 17/30 августа), прославленногов 2000 году в лике местночтимых святых Московской епархии. Ходатайство епископаВениамина поддержали 9 Преосвященных: митрополит Челябинский и ЗлатоустовскийИов, митрополит Луганский и Старобельский Иоанникий, архиепископ Иваново-Вознесенскийи Кинешемский Амвросий, архиепископ Самарский и Сызранский Сергий, архиепископКемеровский и Новокузнецкий Софроний, архиепископ Уфимский и СтерлитамакскийНикон, архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан, епископ Йошкар-Олинскийи Марийский Иоанн, епископ Бакинский и Прикаспийский Александр. В 2 епархиях(Вологодской и Иваново-Вознесенской) имеются приделы, посвященные преподобномуПимену.
 2.6 Церковнымнародом с особой любовью почитаются преподобные жены и Христа ради юродивыеСвято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря, жизнь и служение которых протеклипод особым водительством и молитвенным заступничеством преподобного СерафимаСаровского.
 Канонизацияпреподобных жен Дивеевских Александры, Марфы и Елены в лике местночтимых святыхНижегородской епархии состоялась в декабре 2000 года. Мощи подвижниц пребываютв Богородице-Рождественском приделе Казанской церкви Дивеевского монастыря,на поклонение которым ежедневно приходят сотни паломников. Почитание первоначальницыДивеевской обители схимонахини Александры (Мельгуновой; †1789; память 13/26июня), а также схимонахини Марфы (Милюковой; 1810–1829; память 21 августа/3сентября) и монахини Елены (Мантуровой; 1805–1832; память 28 мая/10 июня) былоначато еще при жизни преподобного старца Серафима и завещано всем его почитателям.Со дня своей праведной кончины преподобные жены Дивеевские пользуются непрекращающимсянародным почитанием.
 Особую известностьСерафимо-Дивеевский монастырь получил и благодаря сонму святых жен, подвизавшихсяв подвиге юродства ради Христа: блаженных Пелагии (Серебренниковой; 1809–1884;память 30 января/12 февраля), схимонахини Параскевы (Паши Саровской; †1915;память 22 сентября/5 октября) и Марии (Фединой; †1931; память 26 августа/8 сентября).
 Из всех подвиговхристианского жительства — подвиг юродства ради Христа один из самых трудных.Священномученик Серафим (Чичагов) в составленной им «Летописи Серафимо-Дивеевскогомонастыря» о служении дивеевских блаженных сказал: «…Назначение блаженныхв обители: спасать души монашествующих от натисков врага человечества, от искушенийи страстей, им ведомым по прозорливости…». Смирение, с которым блаженные Пелагия,Параскева и Мария пронесли подвиг Христа ради юродства, обильные благодатныедары Духа Святого, явившиеся в них преизобильно, чудеса по их молитвенному предстательствупри жизни и после кончины, — все это дало основание для их канонизации.
 Вопрос о прославлении дивеевских блаженных в лике местночтимых святых Нижегородской епархиирассматривался Комиссией 1 октября 2001 года. Дав положительное заключение,члены Комиссии тогда отметили, что «есть основания ставить вопрос об их и общецерковномпрославлении на ближайшем Архиерейском или Поместном Соборе».
 СвятейшийПатриарх благословил совершить прославление дивеевских блаженных как местночтимыхсвятых Нижегородской епархии во время празднования 250-летия со дня рожденияпреподобного Серафима и освящения восстановленной Казанской церкви Свято-ТроицкогоСерафимо-Дивеевского монастыря, что и было совершено сонмом архипастырей 31июля с.г.
 2.7 Благословениерассмотреть вопрос о причислении к лику общецерковных святых блаженной МатроныМосковской (Никоновой; 1881–1952, память 19 апреля/2 мая), местночтимой святойМосковской и Тульской епархий, исходит от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Ее прославление в лике местночтимых святых Московскойепархии состоялось в 1999 году. С тех пор почитание блаженной приобрело общецерковныйхарактер. Ежедневно Покровский монастырь в Москве, где покоятся мощи праведницы,посещает около 5000 паломников, а в дни памяти святой — не менее 20 000 человек.На поклонение святой едут из многих стран. Почти во всех храмах Русской ПравославнойЦеркви имеется ее образ, многие епархии и монастыри обратились к СвятейшемуПатриарху с просьбой получить частицы святых мощей блаженной Матроны. В самойПокровской обители собраны многие сотни свидетельств о чудесной помощи, полученнойбогомольцами по молитвам к святой старице.
 Посколькукритерии канонизации местночтимых и общецерковных святых одинаковы, разницалишь в границах почитания святого, учитывая, что чин их канонизации уже былсовершен, предлагается, в случае общего соборного согласия на причисление сихподвижников к лику общецерковных святых, вторично этого чина не совершать.

III

 3.1 Считаюнеобходимым остановиться на начавшейся еще в 1990-е годы кампании вокруг именцаря Ивана Грозного и Григория Распутина, сторонники которой настойчиво требуютканонизации этих лиц в сонме святых.
 Образы ИванаГрозного и Григория Распутина преподносятся как символы особой «народной» религиозности,которая противопоставляется «официальной религиозности» Церкви.
 Инициаторыэтой канонизации не могут не сознавать, что само обсуждение такого прославленияспособно вызвать (и уже вызвало) смущение среди православных верующих, ведетк соблазну и дискредитации самой идеи канонизации святых.
 Сторонникамипочитания Ивана Грозного и Григория Распутина свойственны деление деятелей прошлогона «своих», «чужих» и «заблуждающихся» («обманутых»), предвзятость в освещениисобытий и в интерпретации исторических источников. Их выводы далеко не соответствуюттому, что известно о жизни этих лиц.
 В течениеминувшего времени Синодальная Комиссия по канонизации святых изучала данныйвопрос. В Приложении № 4 к данному докладу помещена обширная историческая справкаКомиссии «К вопросу о канонизации царя Ивана Грозного и Г. Е. Распутина».
 Оцениваяобщие итоги пропагандистской кампании в поддержку канонизации царя Ивана Грозного,можно сделать следующие выводы.
 Во-первых,сторонникам канонизации не удалось представить ни одного нового источника, опираясьна который можно было бы поставить под сомнение сложившуюся в исторической наукетрадицию в целом отрицательного изображения царствования и личности Ивана Грозного.
 Во-вторых,в среде почитателей Ивана Грозного не появилось исследований, которые могли бы опровергнуть наличие традиционно инкриминировавшихся Ивану Грозному злодеянийи пороков. В данном случае прежде всего имеются в виду многотысячные и чащевсего безвинные жертвы опричного террора, разрушавшая страну внутренняя и внешняяполитика второй половины его царствования, гонения и убийства, в том числе и впоследствии канонизированных священнослужителей Церкви, а также собственногосына. Речь также идет и о многоженстве, в результате которого последние десятьлет своей жизни царь был отлучен от причастия Святых Христовых Таин.
 В-третьих,сторонники канонизации Ивана Грозного навязывают церковному народу идею о святомцаре, ставшем жертвой невиданного в мировой истории четырехвекового «клеветническогозаговора», участниками которого объявляются иностранные дипломаты и опричники,русские летописцы и агиографы и опиравшиеся на них в своих исследованиях всекрупнейшие русские церковные и светские историки последних трех веков.
 В-четвертых,почитателям Ивана Грозного не только не удалось найти в Русской Церкви «прикровенно»совершившейся канонизации «оклеветанного» царя, но и обнаружить достоверныесвидетельства его почитания как святого в русском церковном народе.
 Подробнои тщательно изучив все доводы сторонников канонизации царя Ивана Грозного, Комиссияпришла к выводу о том, что нет оснований ни для его прославления, ни для опроверженияавторитетных общепризнанных выводов исторической науки.
 3.2 Подобноеследует сказать и о кампании в поддержку канонизации Григория Распутина.
 Во-первых,немногочисленные сочинения, приписываемые Распутину, свидетельствуют не толькоо богословском невежестве сибирского «старца», но и о его приверженности духовнымнастроениям, свойственным сектантам мистическо-харизматического толка.
 Во-вторых,материалы незавершившегося консисторского следствия по делу о принадлежностиГ. Распутина к секте «хлыстов» оставляют открытым вопрос о его непосредственныхсвязях с сектантами и о степени мировоззренческого влияния на него сектантскойидеологии. При этом неоднократно отмечавшиеся современниками гипнотические способностиГригория Распутина, которые в конце петербургского периода своей жизни он совершенствовалпод руководством профессионального гипнотизера, могут свидетельствовать не о благодатной одаренности Г. Распутина, а о влиянии на него псевдомолитвенной,экстатической религиозности мистических сект.
 В-третьих,безнравственность Г. Распутина, выражавшаяся в безудержном пьянстве и разврате,была неоднократно и неопровержимо засвидетельствована многочисленными и весьмаавторитетными современниками. Наиболее выразительные из подобного рода свидетельствможно найти в воспоминаниях митрополитов Евлогия (Георгиевского; †1945), Вениамина(Федченкова; †1961) и протопресвитера Георгия Шавельского (†1951), они нашлисвое отражение и в дневниках митрополита Арсения (Стадницкого; †1937). Такое же отношение к Г. Распутину разделяли священномученики митрополит Владимир (Богоявленский;†1918) и епископ Гермоген (Долганев; †1918), преподобномученица великая княгиняЕлисавета Феодоровна (†1918), мученик Михаил Новоселов (†1938), а также архиепископФеофан (Быстров).
 Среди обличителейГ. Распутина оказывались также многие выдающиеся государственные деятели, такие,как: обер-прокурор А.Д. Самарин, председатели совета министров П.А. Столыпини В.Н. Коковцев, министр внутренних дел А.А. Макаров и министр двора граф В.Б.Фредерикс, а также опиравшиеся на беспристрастную и объективную информацию агентурывысокопрофессиональные руководители российских спецслужб, начальники санкт-петербургскогоохранного отделения генералы А.В. Герасимов и К.И. Глобачев.
 В своих обращенияхна епархиальных собраниях к клиру и приходским советам города Москвы СвятейшийПатриарх Алексий II неоднократно касался этой темы. В частности, он указывал:«В последнее время появилось довольно много цветных, прекрасно изданных, с позволениясказать, «икон» царя Ивана Грозного, печально известного Григория Распутинаи других темных исторических личностей. Им составляются молитвы, тропари, величания,акафисты и службы. Какая-то группа псевдоревнителей Православия и самодержавияпытается самочинно, «с черного хода», канонизировать тиранов и авантюристов,приучить маловерующих людей к их почитанию.
 Неизвестно,действуют ли эти люди осмысленно или несознательно. Если осмысленно, то этопровокаторы и враги Церкви, которые пытаются скомпрометировать Церковь, подорватьее моральный авторитет. Если признать святыми царя Ивана Грозного и ГригорияРаспутина и быть последовательными и логичными, то надо деканонизировать священномученикамитрополита Московского Филиппа, преподобномученика Корнилия, игумена Псково-Печерскогои многих других умученных Иваном Грозным. Нельзя же вместе поклоняться убийцами их жертвам. Это безумие. Кто из нормальных верующих захочет оставаться в Церкви,которая одинаково почитает убийц и мучеников, развратников и святых?…» (Из Обращения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру и приходским советам храмов г. Москвы на Епархиальном собрании 15 декабря 2001года // Цит. по «Царь Иван Васильевич: Грозный или святой». – М., ИздательскийСовет РПЦ, 2003. — С. 34.).
 «Перед намине внутрицерковная дискуссия, — говорится в другом Обращении Святейшего Патриарха.— Все более очевидными становятся намерения организаторов — внести разделениев церковную среду. Противопоставить старчество — иерархии, белое духовенство— монашеству, самочинно переписать русскую церковную историю, в угоду сегодняшнимидеологическим пристрастиям провести ревизию столетиями складывавшемуся соборурусских святых. Несомненно, что все это говорит о серьезном повреждении церковногосознания, опасные последствия которого очевидны каждому пастырю» (Из ОбращенияСвятейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру и приходскимсоветам храмов г. Москвы на Епархиальном собрании 25 марта 2003 года // Цит.по «Царь Иван Васильевич: Грозный или святой». – М., Издательский Совет РПЦ,2003. — С. 45.).
 Наша общаязадача и ответственность – не допустить расшатывания церковного корабля.

Заключение

 В завершениесвоего доклада отмечу, что в вопросах почитания святых встретились определенныепроблемы, на которые реагировал Священный Синод. На заседании 26 декабря 2002года было принято Определение об упорядочении в епархиях Русской ПравославнойЦеркви практики, связанной с канонизацией святых (Журнал № 104). Оно касаетсясбора и публикации материалов о жизни и подвигах клириков и мирян Русской ПравославнойЦеркви, предостерегает от использования нецерковных методов, с помощью которыхнекоторые лица добивались канонизации, в том числе и недавно скончавшихся клирикови мирян. Рассматривался и вопрос об обретении мощей подвижников, прославленныхЦерковью.
 В январеэтого года в Москве проходили XII Международные Образовательные Рождественскиечтения, посвященные подвигу новомучеников и исповедников Российских ХХ века.Для этого общецерковного форума мною был подготовлен доклад, посвященный канонизациисвятых в Русской Православной Церкви. Предлагаю этот документ как справочныйматериал.
 Пользуясьвозможностью, я хотел бы высказать слова искренней благодарности Его СвятейшествуСвятейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, членам Священного Синодаи всем Вам, возлюбленные архипастыри, за высокое доверие, которое оказываетсяСинодальной Комиссии по канонизации святых.

 
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. 3–8 октября 2004 года

Определение Архиерейского Собора о вопросах внутренней жизни Русской Православной Церкви

 1. ОсвященныйАрхиерейский Собор возносит хвалу Господу за продолжающееся всестороннее возрождениецерковной жизни на канонической территории Русской Православной Церкви.

 
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. 3–8 октября 2004 года

Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви по докладу Синодальной комиссии по канонизации святых

 1. Одобритьдоклад Преосвященного Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, ПредседателяСинодальной Комиссии по канонизации святых, и деятельность комиссии.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс