Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №37 (310) → 12 октября — память преподобного Кириака Отшельника

12 октября — память преподобного Кириака Отшельника

№37 (310) / 1 октября ‘04

Церковный календарь

 ПреподобныйКириак, память коего празднуется ныне, родился в Карфагене и был сыном священника.С малых лет Кириак пристрастился к чтению книг.

 От утра и до вечера он сиделза книгами, из которых узнавал о делах Божиих, направленных ко спасению человека.Он изучил библейскую историю и приступил к чтению житий святых. Это чтение окончательноутвердило его сердце, он выучил многие жития на память и захотел в своей жизниподражать им. Он удалился в пустыню и провел всю жизнь в подвигах.
 Читайте,братия, жития святых, и вы, подобно Кириаку, найдете для себя много примеров,достойных подражания. Пример святых наставит и ободрит вас на добрые дела.
 Велика и,можно сказать, неисчислима польза от чтения житий святых.
 Уже одното, что на чтении житий св. мучеников и других подвижников благочестия воспитывалисьдревние христиане, отличавшиеся таким высоким благочестием, что мы даже дивимсяих святости жизни, — что чтение спасительных житий святых, в которых изображенывысокие подвиги благочестия, многих грешников заставляло призадумываться над своей порочною жизнью и обращало их на путь христианской жизни, — что чтениежитий святых было любимым чтением наших предков, почерпавших из них и страхБожий, и любовь к Богу, и сострадание к ближним, и полную преданность ПромыслуБожию, и дивное терпение в перенесении самых тяжких испытаний, посылаемых им,уже одно это говорит о великой, несравненной пользе чтения духовных повествованийо жизни святых.
 Прекрасноговорит о воспитательном влиянии житий святых один глубокий знаток духовнойписьменности. «В сих книгах Церковь ежедневно указует нам, — говорит он, — на высокие образцы духовного совершенства, стараясь пробудить в нас дух святогоподражания святым людям; изображает деяния древних христиан, дабы смирить гордыйдух века и нашей природы; выводит пред очи наши примеры строжайшего покаянияи самоотвержения, дабы, с одной стороны, предохранить нас от ежедневных грехопадений,с другой — опытно вразумить, как восставать нам от грехопадений, с глубокимсокрушением сердечным, но без отчаяния.
 Ее священныесказания по местам обширны, дабы насыщать душу, в которой раскрылся ненасытимыйвкус к духовному; по местам кратки, дабы не обременить души ленивой; по местамразноображены краткими словами нравоучительными, дабы деяние находило свою основув отвлеченном правиле и истине, а истина отвлеченная тотчас же подтверждаласьдеянием и примером; они почти всегда просты, потому что истинны, и люди, собиравшиеэти сказания, обыкновенно поставляли себе правилом изречение: не буди ми лгатина святыя, в некоторых местах удивительно как простодушны, потому что люди,в них изображенные, были дети не света, а Царствия Божия, упростившие природусвою до невинной природы младенческой, по слову Спасителя: аще не обратитеся,и не будете яко дети, не внидете в Царствие Божие, повсюду назидательныи для благочестивого человека приятны, несмотря на простоту формы, на язык безыскусственный,заботящийся не о том, как он рассказывает, а о том, что повествует. Светскийвкус, конечно, не найдет в них того огня, той живости и занимательности, какиелюбит находить в повествованиях мирских; но зато они не учат тому тонкому нечестнои благовидному разврату, которыми часто дышит плотская и страстная повесть света».
 Но как нам,братия, надо читать жития святых и что следует соблюдать, чтобы чтение житийбыло и благоугодным, и душеполезным? Жития святых, братия, — не простое светскоеписание, а духовное и спасительное, а потому и читать их нужно не только со вниманием, но и благоговением.
 Неспешночитая, нужно прежде всего созерцать, т.е. живо напечатлевать в уме и сердцедивные подвиги земной жизни и славу небесного прославления святого, а затемчаще останавливаться и предаваться благоговейному размышлению по поводу прочитанного.Необходимо, далее, углубляться внутрь себя и чутко прислушиваться к голосу совести,обличающей нашу греховность, зорко присматриваться, какое мы ничтожество и какаяу нас нищета духовная, в сравнении с этими богатырями духа, исполинами веры!…
 После того,братия мои, здесь же неотложно возбуждайте в себе и укрепляйте добрые намеренияидти по стопам святых наставников в вере и добродетелях.
 Нельзя не привести здесь некоторых советов святителя Тихона Задонского касательно чтениявообще книг православно-христианского содержания.
 «Нет никакойпользы, — говорит он, — книгу читать и не делать того, чему книга учит. Поэтомучитающему книгу должно исполнять нижеследующее: должен читать наипаче СвященноеПисание, а по нем — и другие христианские православные книги, — читать не многолистов и страниц, ибо много перечитавшему не можно все уразуметь и в памятисодержать. Мало прочитывать и много рассуждать, что читается, ибо так лучшечитаемое понимается и в памяти углубляется, и тем ум просвещается. Смотреть,что из читаемого в книге понятно или непонятно. Когда понимаешь, что читаешь,хорошо; а когда не понимаешь, оставь и вперед поступай (т.е. читай). Непонятноеили от следующего чтения изъяснится, или повторенным другим чтением, с помощьюБожией, пояснится. Чего учит книга уклоняться, чего учит искать и делать, о том старайся, чтоб самым делом исполнять. От зла уклоняйся и твори доброе: семувсякая христианская православная книга учит. Когда ум от книги будешь толькоострить, а волю не будешь исправлять, то от чтения книги злейший будешь, нежелибыл. Понеже злейшие бывают ученые и разумные глупцы, нежели простые невежи.Помни, что лучше любить по-христиански, нежели разуметь высоко; лучше красножить, нежели красно говорить. Разум кичит, а любовь созидает. Чему самс помощью Божией научишься, тому и иных при случаях любовно учи, дабы семя посеянноеросло и плод творило, достойный Небесного Царствия».
 Молитвамипреподобного отца нашего Кириака да даст нам Господь и любовь к чтению душеполезныхжитий святых, и подражание им!

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Церковный календарь

11 октября — память преподобного Харитона Исповедника

 В деньныне прославляемого в церковных песнопениях и чтениях преподобного Харитона,достигшего Царствия Небесного узким путем сначала страданиями за Иисуса Христапри императоре Аврелиане и затем делами любви к Богу и ближним и строгим подвижничествомв основанных им монастырях, уместно побеседовать о том, почему путь в ЦарствиеНебесное, указываемый Евангелием, должен быть тесным и узким, т.е.

 
Церковный календарь

14 октября — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

В день ныне прославляемого в церковных песнопениях и чтениях преподобного Харитона, достигшего Царствия Небесного узким путем сначала страданиями за Иисуса Христа при императоре Аврелиане и затем делами любви к Богу и ближним и строгим подвижничеством в основанных им монастырях

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс