Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В деньныне прославляемого в церковных песнопениях и чтениях преподобного Харитона,достигшего Царствия Небесного узким путем сначала страданиями за Иисуса Христапри императоре Аврелиане и затем делами любви к Богу и ближним и строгим подвижничествомв основанных им монастырях, уместно побеседовать о том, почему путь в ЦарствиеНебесное, указываемый Евангелием, должен быть тесным и узким, т.е.
трудным и скорбным.
Путь в ЦарствиеНебесное узок, ибо он не дает прохода нашим страстям и нашим порокам.
Евангельскийпуть вам кажется слишком узким? Вы хотите его расширить? Каким образом? Всякийжелает, чтобы дали волю любимым склонностям: один — его честолюбию, другой —его стяжательности, третий — его преступным привязанностям, четвертый — егозлопамятству и злорадству, а все вместе — их тайному идолопоклонству. Ничтоне раздражает вас более евангельского заявления, что самоотречение без оговорокесть единственное разумное служение Богу христианскому.
Попытаемся же расширить путь, и пусть исполнится ваше желание. Создадим нравственное учениевам по сердцу. Вы теперь им удовлетворены. Но кто поручится мне, что вы будетеим удовлетворены и завтра? Кто скажет мне, что ваши страсти, все более и болеевыходящие из пределов и ничем не удовлетворяющиеся, не потребуют от Евангелияновых уступок? И если, именно вы сумеете положить им предел, то кто уверит меня,что другие сумеют остановиться, подобно вам, и не приступят, во имя широты,к разрушению остальных преград, еще противостоящих их прихотям? Нет более узкости,— скажут хором все страсти и вожделения! Дайте нам широкий путь! Прочь религиозныепредрассудки, эту пустую добросовестность боязливых душ и все эти цепи, слишкомдолго нас обременявшие! Для нас наслажденье; для нас настоящий час со всемиего радостями, для нас, — чтобы омочить наши запекшиеся губы, — чаша удовольствий,из которой счастливцы без нас уже утолили свою жажду! И в ужасном хаосе всехэтих вожделений, без сомнения, останется победа на стороне самого дикого самолюбия,самого животного эгоизма. Вот последнее слово человеческой широты! Итак, остаетсявыбирать или широкий путь порочных страстей, приводящий к аду, или узкую дорогусвятости, вводящую в рай.
Сделаем ещешаг далее. Путь Евангелия узок потому, что он – путь смирения.
Я показал,что он не мог дать прохода нашим страстям и нашим порокам; теперь же я утверждаю,что он закрыт для гордости, даже честной и великодушной. Смиряться, искренносознавать свое недостоинство перед Святым Богом, слагая с себя свои добродетелии заслуги, и, таким образом, принимать спасение как дар, составляет единственноприличное для нас положение. Но как оно прискорбно для естественного человека!По этой-то именно причине Евангелие является слишком узким для современных людей.Насколько охотнее заплатили бы они за свое спасение самыми блестящими жертвами,если б это спасение было делом их рук, если б этим они могли умилостивить небо!Милость, т.е. совершенное прощение! Милость, без которой Евангелие было бы болеенепреклонным, чем закон синайский! Сколько возбуждает она сопротивления! И,между тем, это единственный путь, по которому существа падшие могут войти в общение со святым Богом.
В то время,когда мы слышим, что и самые святые люди, каких только знал мир, содрогаютсяпри мысли о своем недостоинстве и взывают о милости; в то время, когда мы недоумеваемнад смятением даже праведных душ, нам нужно сделать над собой некоторое усилие,чтобы представить следующее зрелище. Вот люди, добродетельная жизнь коих естьпред лицом Божиим целая ткань незримых проступков и неблагодарности; вот люди,имеющие, подобно вам и мне, в своей жизни скрытые страницы, которых они не желали бы дать прочесть ни одному человеческому взгляду. Предположим, что они отталкиваютпомилование, как нечто слишком для них унизительное, и негодуют на то, что импредлагают прощение. Они говорят о своих добродетелях, о своих добрых делах,не думая, что уже одна их гордость уничтожает всю заслугу их добрых дел пред вечным правосудием, соединяющимся с понятием о возмездии. Так идут они навстречусмерти, помышляя только о справедливости, и это пред лицом креста, предлагающегоим милосердие и прощение. Они отходят требовать своего законного места в обществесвятых, в этом беспорочном и неприступном свете, где живет Господь. Они идути не знают, что единый взгляд праведного Судии, осветив страшным светом глубинуих тайной жизни, был бы достаточен, чтобы их осудить. О! Будем благодарить Бога,братия, если Он рассеет наше ослепление и смутит нашу плотскую уверенность.
Дай нам всем,Господи, по молитвам преподобного Харитона и других праведников, пойти по этомупути, чтобы нам достигнуть той истинной жизни, в которой мы будем возрастатьв познании, в святости и в любви. Аминь.
Екатеринбург,20 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Архиепископ Викентий встретился в своей резиденции с новым начальникомУральской железной дороги, недавно назначенным на эту должность ШевкедомНургалиевичем Шайдуллиным. Целью встречи было определение дальнейших взаимоотношениймежду Епархией и Железной дорогой.
ПреподобныйКириак, память коего празднуется ныне, родился в Карфагене и был сыном священника.С малых лет Кириак пристрастился к чтению книг.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.