Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №33 (306) → 5 сентября — память священномученика Иринея, епископа Лионского

5 сентября — память священномученика Иринея, епископа Лионского

№33 (306) / 1 сентября ‘04

Церковный календарь

 Ныне ублажаемыйсвященномученик Ириней, родом из Смирны, получил высшее образование в языческихшколах, но когда услышал учение святого Поликарпа, епископа Смирнского, то сделалсяего учеником, принял от него святое Крещение и был послан им на проповедь в Галлию, где проповедовал уже в это время епископ лионский Пофин, бывший такжеучеником святого Поликарпа.
 Поставленныйепископом Пофином в пресвитера, Ириней был ревностным помощником ему в распространениихристианской веры в Галлии, где до того времени мало было известно об успехахевангельской проповеди.

Ириней же и Пофин положили основание Церквам в городахЛионе и Вьенне. И так прочно утверждены были ими эти Церкви, что они не поколебалисьдаже во время жестоких гонений от язычников, с яростью восставших в защиту своихбогов; а гонение это было ужасно, особенно в 177-м году, когда оно выразилосьцелым рядом допросов, пыток и казней. В это время вместе со многими из своейпаствы мученически скончался и сам епископ лионский Пофин.
 Когда этогонение, среди которого Бог сохранил Иринея, несколько приутихло, то христианелионские избрали Иринея в преемники свя-тому епископу Пофину (в 178 г.). И с усердием проходил он свое епископское служение. «В короткое время он проповедьюпреобразовал весь город в город христианский». Еретиков преследовал он и устнымии письменными обличениями. Более всего настаивал Ириней на обращении к простойвере в слово Божие и к руководству Церкви. «Здравый, идущий безопасным путемразум, — говорит он, — занимается только тем, что Бог дал во власть человекуи подчинил нашему ведению; а это есть то, что перед нашими глазами, что открытои ясно выражено в священном Писании. Лучше быть невеждою, а любовью приближатьсяк Господу, нежели многосведущим быть, а вместе — врагом Божиим».
 Восставаяпротив умствований еретиков, Ириней видит одно спасение в руководстве Церкви:«Церковь, — говорит он, — рассеяна по всей вселенной, но соблюдает веру, как будто занимает она один дом. Она одинаково верует, как будто имела одно сердце,одну душу: проповедует единогласно, как будто у нее одни уста. Как солнце —творение Божие одно и то же во всем мире, так одна и та же проповедуемая верасияет повсюду, всех просвещает, приводя к познанию истины». В другом месте святительИриней пишет: «Не должно у других искать истины, которую легко заимствоватьот Церкви; ибо в нее, как бы в богатую сокровищницу, апостолы в полноте положиливсе, что принадлежит истине, так что каждый желающий может принимать от неепития жизни. Она есть дверь жизни».
 И так до конца подвизался великий пастырь Ириней, напрягая все свои силы, чтобы распространятьистину и истребить ложь и заблуждения. Наконец праведную жизнь свою запечатлелон мученической кончиною во время жестокого пятого гонения на христиан в 202-мгоду: святитель Ириней был обезглавлен вместе с многими тысячами (до 19000)христиан мучеников.
 Обратим,братия, внимание на слова священномученика Иринея о святой Церкви Божией, своеймученическою кровью засвидетельствовавшего истинность их.
 Только в Церкви Православной есть истина, только чрез нее, как дверь, можно войти в ЦарствиеБожие и наследовать жизнь вечную. Вне же Церкви — заблуждение, ложь, грех и погибель вечная.
 И слово Божие,и свидетельства святых отцев, и история Церкви, и соображения разума, — всеубеждает нас в том, что вне Церкви нет спасения.
 Иисус Христос,по изречению святого апостола Павла, есть глава Церкви, и Он же Спаситель тела;следовательно, дабы иметь участие в Его спасении, необходимо быть членом Еготела, т.е. быть членом святой Православной Церкви (Еф. 5, 23).
 Святой апостолПетр учит, что Крещение спасает нас по образу Ноева ковчега. Все, спасшиесяот всемирного потопа, спаслись единственно в ковчеге праведного Ноя; так и все,получившие вечное спасение, обретали его в единой Православной Церкви.
 Обращая вниманиена историю Церкви, мы видим, что только в Православной Церкви есть святые угодникиБожии, святые мощи, святые чудотворные иконы, от коих источаются многообразныечудеса милости Божией. «Наша Православная Церковь есть истинная, — говорит одинархипастырь и учитель отечественной Церкви, – потому, что Сам Бог прославилмногих святых членов ее нетлением мощей их и многими чудодейственными силами.Эти чудодейственные силы многих членов нашей святой Церкви совершались в древниевремена, как то видим в писаниях святых отцов, совершались во времена средние,как о том повествует не ложная история святой Церкви, совершались во временановейшие и ныне совершаются, как то можете спросить в лавре Печерской, в лавреСергиевской, в Воронеже и весьма многих других местах».
 Обращая,далее, внимание на историю Церкви, мы поражаемся тем замечательным фактом, что почти все гонители Церкви Божией, если не раскаивались, были свыше наказаныи нередко умирали мучительною смертью.
 И здравыйразум убеждает нас, что только в союзе с Церковью можно получить спасение, а вне этого союза вечная и неизбежная гибель. Прежде всего нужно признать, что всякий человек рождается с Адамовым (или прародительским) грехом и после тоговесьма много совершает различных грехов. Между тем в Священном Писании сказано,что «ничто скверное не может войти в Небесное Царство». А совершая грехи, ончувствует в совести своей тяжесть и беспокойство, которые делают его несчастливым.Кто же может снять с него эту тяжесть и успокоить его совесть? Кто вообще можеточистить его от греховной скверны, которая закрывает ему вход в Небесное Царство?Не другой кто, как только Церковь в Таинствах Крещения и Покаяния, установленныхГосподом для христиан. Кроме Церкви никто и ничто не в силах сделать этого.
 Далее — мывидим и знаем, что все находящиеся вне христианской Церкви большею частью живутдурно, не по совести, не так, как следует жить разумному существу — человеку;знаем также, что они и не могут жить иначе, так как не имеют надежного и высшегоруководителя — Святого Духа, наставляющего на всякую истину. Хотя и между христианамивстречаются, к прискорбию, живущие не по-христиански, но, во всяком случае,только в христианской Церкви мы имеем возможность проводить вполне благочестивуюжизнь и достигать величайшей степени святости, как показывают жития святых.Здесь мы имеем и высочайший образец жизни в лице безгрешного Богочеловека (ХристаСпасителя), и верного и великого руководителя в святой жизни и просветителяв лице Духа Святаго.
 Братия! Будем же твердо держаться святой Православной Церкви, вне общения с которой ожидаетнас вечная гибель. Да будет в памяти нашей всегда слово святителя Иринея Лионского:«Те, кои не прибегают к Церкви, не причастны действия Духа Святаго, и потомулишают себя блаженной жизни».

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Церковный календарь

3 сентября — память апостола от 70-ти Фаддея

 Прославляемыйныне святой Церковью апостол Фаддей был из 70-ти апостолов, происходил из г. Едессы.

 
Церковный календарь

Дни памяти святых

 1 сентября Мч. АндреяСтратилата и с ним 2593 мучеников (284–305). Св. Николая исп., пресвитера (1933).Свт. Питирима, еп. Великопермского (1456). Мчч. Тимофея, Агапия и Феклы (ок.304). Донской иконы Божией Матери (празднество установлено в память избавленияМосквы от татар в 1591 г.). 2 сентября

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс