Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбург, 27 августа, «Информационное агентствоЕкатеринбургской епархии».
-Владыка, поступил звонок: «Акафисты читаю сидя, так как стоя не могу по состояниюздоровья.
Насколько это допустимо, можно ли так читать?».
- В силутого что здоровье не позволяет, конечно, можно. Главное, читать внимательно,с полным углублением в слова молитвы.
- «Владыка, мыхотим обвенчаться, но брак регистрировать не хотим – нам это просто не надо.Можно ли обвенчаться без регистрации? – спрашивает Наталья. – И когда это можносделать?».
- Это неправильно.Есть особый порядок. Даже в дореволюционное время брак сначала регистрировали,а уже потом венчались в церкви. Правда, в те времена регистрировали прямо в церкви. Но все равно: сначала регистрация, а только потом венчание. И сегодняэтот порядок не изменился, надо сначала регистрировать брак в органах власти,а потом уже идти в церковь. Надо следовать древнему порядку и не вводить новыепорядки. Пожалуйста, вы можете в один день зарегистрироваться и повенчаться.Можно еще прийти в ЗАГС, подать заявление, а за два-три дня до регистрации прийтив храм, показать священнику документ, удостоверяющий, что вы скоро зарегистрируетесь,– в этом случае вас тоже повенчают.
- Звонок на радио:«Владыка, я, когда работаю в саду, то включаю на аудиокассетах акафисты СимеонуПраведному, святителю Николаю и другим. Можно ли так делать?».
- Да, можно.Это очень даже хорошо.
- «Владыка, знакомаявступила в связь с двоюродным братом. Священник ей сказал, что это грех, но она отнеслась скептически. Грех ли это? И как ей объяснить?».
- Это оченьбольшой грех. Это преступление против воли Божией, нарушение Его заповеди. Как еще объяснить, если это не угодно Богу, а мы делаем по своей воле? Ведь христианепризваны к тому, чтобы свою волю подчинить воле Божией. А если мы этого не делаем,то лишаем себя счастья в этой жизни и будущей. Женятся или выходят замуж для того, чтобы была счастливая семейная жизнь, а как она будет такой, если мы нарушаемБожию волю? Потом ситуация может стать очень тяжелой. Если между супругами не все хорошо, а что же дети? Господь может наказать их, подумайте об этом. Поэтому,для того чтобы семья была крепкая и сильная, нужно выполнять волю Божию по отношениюк брачному союзу. Если мы все это будем исполнять, то будет у нас меньше неприятностей,меньше станет разводов, меньше будет сирот или таких детей, у которых нет отцаили матери. Это все печальные следствия нарушения заповеди Божией о браке.
- Спрашиваетраб Божий Александр: «Последнее время все чаще читаешь в «Православной газете»про глобализацию, про микрочипы. И складывается ощущение, что последние временаесли не наступили, то вот-вот наступят. А ведь мы молодые, нам хочется и детейрастить, и дом построить… Зачем же, Владыка, так много писать об этом? Ведьможно и в уныние впасть».
- Об этихвещах мы должны знать. Мы должны знать ситуацию, складывающуюся вокруг нас,чтоб предотвратить ее, чтобы предотвращать распространение этих явлений. Я всегдаговорю, что это является предупреждениями Божиими, о том, что рано или позднодолжно исполниться. Мы должны знать, что причиной этого приближения к приходуантихриста является отступление человека от Бога, от нравственной жизни, от духовной жизни. За все это и попустит Господь приход антихриста, и будут великиетрудности в это время. Это не секрет. И знание об этом должно нас еще большепобуждать к духовной жизни, исполнению воли Божией. Если мы видим или слышимпризнаки страшного пришествия, то мы должны усугубить свои труды по укреплениюсебя в вере, по укреплению себя в нравственной жизни. Чтобы мы жили по вереБожией, а не так, как нам захочется. Жизнь по страстям ведет нас к этим страшнымявлениям, что ожидает человечество.
- Вера спрашивает:«Что такое четки, и нужны ли они простому верующему человеку — не священникуи не монаху?».
- Четки –это принадлежность монаха, как одно из средств внимательной молитвы, чтобы онпо четкам мог отмечать число раз прочитанной Иисусовой молитвы и не сбиватьсясо счета. Чтобы он не отвлекался на запоминание того, сколько раз уже было прочитано,а был внимателен к словам молитвы.
Сейчас оченьмного священников, простых верующих, простых мирян, которые носят четки, скорейвсего, по благословению своих духовников, для упражнения в молитве, но нехорошоносить четки просто так, для красоты. К этому нужно относиться очень серьезно.
- Вопрос от Максимакороткий, но очень объемный: «Владыка, что, значит – быть православным?».
- Быть православнымозначает правильно славить Бога. Это значит, что свою жизнь мы должны сверятьс Евангельскими Заповедями, и подчинять свою волю воле Божией, и жить не для себя, но для ближнего. Господь сказал: возлюби Господа Бога своего всем сердцемтвоим, всем разумением твоим, всем помышлением твоим; и ближнего как самогосебя. Мы должны уделять ближнему своему больше времени, помочь ему как духовно,так и материально. Одно из важных направлений в жизни – привитие любви к Церкви,к Богу – и есть тот путь, что должен иметь христианин.
Мы не должнызабывать, что в Таинстве Крещения нам присвоено высокое имя – христианин. Этозначит, мы носим имя Христа в своем сердце. Также это означает, что мы должныносить это имя не просто так, а демонстрировать верность ему своими делами,поступками. Человек должен соответствовать своему имени, своему названию. Так,например, те, кого называют химиками, должны соответственно знать этот предмет,эту науку, очень хорошо. Так и мы, если взяли себе имя христианина, то и должнысоответствовать ему везде и всюду. Не достаточно думать, что «душа моя христианка».Этим не надо хвастаться, это надо выполнять.
- Звонок: «Раньше,по традиции, христианин отдавал десятину от своего материального достатка. Сегодня,находясь в храме, мы покупаем свечи, книги и так далее, в церковном киоске.Входит ли эта денежная поддержка в отдачу десятины?».
- Свечи,иконочки, книги в храме – это то, что Церковь предлагает человеку пожертвоватьв виде милостыни для спасения своей души и на помощь храму, чтобы Господь, видяэту жертву, помиловал нас. Это тоже часть той десятины, что человек должен отдавать.Но некоторые, купив свечку, вкладывают как раз ту десятую часть, как в Евангелиибедная вдовица, положив свои последние две лепты. Господь посчитал, что онаположила больше всех, по сравнению даже с самыми богатыми людьми, а некоторые,зная свой достаток, могут и в кружечку бросить, и свечу купить, душеполезнуюлитературу. Мы должны соизмерять наши возможности, наши доходы с той десятойчастью, что мы можем вкладывать для своей души, для Церкви, для Бога. ПустьОн не судит нас Своей правдой, а милостью покрывает нас на Страшном Суде.
- СпрашиваетАнтонина: «Можно ли освящать квартиру в третий раз? Первый раз нам ее освящалабабушка. Но после этого в семье стало еще хуже, пошел разлад с мужем. Потоммы пригласили священника, он тоже освятил. Мы с мужем покаялись, пособоровались– вроде все на лад пошло. А теперь опять становится неуютно, и опять ссоры.Можно ли снова провести освящение? Или подскажите, что нам делать?».
- Если в семье становится все плохо, то в первую очередь нужно упорядочить свою духовнуюжизнь. Не забывать, что для каждого христианина есть правило – ходить в церковьпо субботам и воскресным дням, отдавать Богу эти дни. Нужно выполнять и другиетребования к христианину: соблюдать однодневные и многодневные посты, регулярноисповедоваться, причащаться. Это послужит укреплению семейных уз. Но если случиласьбеда, то повторное освящение дома, квартиры не возбраняется. Можно пригласитьсвященника, чтобы он окропил дом святой водой, прочитал акафист. Человеку, чтобысохранить после освящения святость жилища, ту благодать, которую посылает Господьв Таинстве Освящения, нужно жить благочестиво и богоугодно. Нужно читать молитвенноеправило, стараться не ссориться, решать вопросы мирным путем, в свободное времячитать духовную литературу. Укрепляться в духовной жизни на практике святыхотцов. Именно таким образом сохранится благодать от освящения, будет мир, благополучие,радость и согласие в этом доме.
- «Муж пересталходить в храм. Говорит, что Бог у него в душе. Я настаиваю, что в храм надоходить обязательно, он – ни в какую. Начинает сердиться и вообще крест с себяснимает. Что делать, как быть?».
- Очень печально,когда человек перестает ходить в церковь. Храм – это не просто здание, это лечебницадля души, училище благочестия, источник благодати Божией, которая укрепляетнашу душу и тело. Только в доме Господнем мы получаем ту одухотворенность, что помогает нам быть ближе к Богу. Если человек не ищет Бога, это мертвый человек,то есть он умирает духовно. Это очень и очень печально.
Что касаетсявашего мужа, то нужно усердно за него молиться, чтобы Господь поскорее его вразумил,даровал ревность к спасению.
Вера – этоталант, который должен приносить плоды, не надо прятать ее в своем сердце. Еевсегда надо приумножать, воплощать в жизнь и никогда «не зарывать в землю».Ведь когда человек, подобно этому мужу, так мыслит, так думает о своей вере,о своей Церкви, не живет полноценной жизнью, которая может возвышать его от силы в силу, – к сожалению, такой человек пропадает.
- Поступил звонок.Паломники из Нижнего Тагила хотели бы выразить свою особую благодарность за чудесное проведение и организацию Крестного хода, за организацию праздника.«У нас нет слов, чтобы все выразить. Все было продумано до мелочей, все для человека, чтобы мы там чувствовали себя как на празднике души. Огромное Вамспасибо за то, что Вы для нас сделали, я передаю благодарность от всех паломниковиз Нижнего Тагила, – то, что накопилось на душе».
- Спаси Господи.
- «После ТаинстваКрещения я пошла домой и потеряла крестик. Может ли это означать, что Господьменя не принял?» – позвонила нам Елена.
- Нет, этоне может означать, что Господь вас не принял, это просто халатность, невнимательность.Мы должны винить себя в этом, а Господь принимает всех. Каждого Он готов принятьв Свои объятья как милостивый Отец, будет помогать людям и давать благодать,что нужна людям. В данном случае стоит приобрести новый крестик, прийти в храми попросить батюшку, чтобы тот вновь возложил на вас крестик и в дальнейшемносить его не снимая. Также постараться не терять эту святыньку.
- «Владыка, дайтесовет: как правильно ходить в храм? Нужно обязательно в один, или можно в разные?И можно ли, когда в других храмах архиерейские службы, ездить туда, или надообязательно быть в своем? Мне очень нравятся архиерейские службы».
- Ничто не препятствует человеку быть в том храме, где ему нравится. Раньше была такаятрадиция: люди шли в тот храм, где отмечался престольный праздник, чтобы порадоватьсяторжеству с прихожанами этого прихода. Архиерейские службы в основном бываютв те дни, когда у храма престольное торжество, поэтому здесь ничего не нарушается.Тем более, что мы знаем: в день престольного праздника по молитвам Церкви, по молитвам небесного покровителя, в честь которого был освящен храм, посылаетсяособая благодать находящимся в этом приходе. Поэтому люди идут за этой благодатьюБожией, за радостью духовной, приходят в этот храм. Пожалуйста, приходите.
- У Жанны оченьсерьезный вопрос: «Многие говорят, что скоро придет антихрист. А как узнать,антихрист это или нет?».
- Как говорятсвятые отцы, мы узнаем его, если будем жить благочестиво, жить богоугодно, житьпо заповедям Христовым, в глубокой вере Божией. Тогда Господь откроет нам этовремя. Признаки пришествия злого антихриста Он уже открыл нам в своем Евангелии:это отступление от Бога, от нравственности, от жизни по вере; когда из-за умножениябеззакония иссякнет любовь. Это и есть особые признаки, которые показывают времяприближения антихриста на землю. Если мы не хотим этого, то нам надо постаратьсяжить благочестиво, духовно и по заповедям Божиим, только тогда мы сможем максимальноотдалить это страшное время.
- Наталья спрашивает:«На ВИЗе есть старообрядческая церковь в честь Рождества Христова. Хочу узнатьо ней побольше – можно ли туда ходить?».
- Вы самиответили на этот вопрос – старообрядческая церковь. У нас в городе, слава Богу,много православных храмов, можно идти в любой и там молиться. Раньше эта церковьбыла единоверческая, имела евхаристическое общение с Русской Православной Церковью,ныне она не входит в евхаристическое общение с Православной Церковью, с МосковскимПатриархатом, и поэтому у нас такое разделение. Что касается храма в этом микрорайоне,то мы надеемся, что вскоре у нас что-нибудь получится. То здание, где находитсяхлебозавод, мы попробуем восстановить, и тогда у визовчан появится свой православныйприход, где мы впоследствии будем совершать богослужения.
- «Муж не крещен.Очень тяжело болен. В реанимации. Я за него молюсь, ставлю свечи. Слышит лиБог мои молитвы? Можно ли мужу как-то помочь? Что делать?».
- Пока онеще жив, было бы очень хорошо его крестить. Можно пригласить священника прямов реанимацию, где он совершит Таинство Крещения. Тогда Господь посетит болящегоСвоей благодатью, Своей милостью и исцелит его от этого недуга. Конечно, Богслышит молитвы близких, родных за некрещеного и нередко помогает им, но, конечно,лучше поскорее крестить этого человека. Также у супруга появится духовный покровитель– его святой.
- «Много летходила к одному священнику. Он очень хороший человек. Я от всей души написаластихи о нем и его семье. Прочитала ему, а он меня очень строго одернул. Я сильнообиделась и теперь не хожу в храм. Как быть?».
- Надо смиряться.Священник одернул вас по той причине, что не желает себе славы. Через это прославлениене хочет потерять Божию благодать, те силы, что Господь дает нам для смирения.Если он потеряет эту благость, есть вероятность, что он возгордится и потеряетвсе. Именно поэтому он так строго обошелся с прихожанкой. Обижаться не надо,надо понять и простить, а еще лучше – самой попросить прощения. А храм забрасыватьне надо, ведь это очень опасно для жизни человека, так как человек без благодати,без силы Божией ничего не сможет сделать. В Священном Писании сказано: «Без Мене не можете творить ничесоже». Что же мы можем сделать без Бога, если Онсам говорит, что мы ничего не можем. Конечно, мы можем сделать много плохого,а к хорошему нам надо усилия. Не ходить в церковь – это совсем не правильно.
- «Почему в православныххрамах священник видит исповедующегося? Нельзя ли сделать так же, как в католических,– чтобы в отдельной кабинке, а не «лицо в лицо»?».
- В некоторыххрамах делаются такие перегородки, чтобы не видели кающегося. Но когда человекисповедуется искренне, то он никого не видит и не слышит, так как кается от всего сердца, чтобы облегчить душу. Он готов кричать во всеуслышание, чтобытолько облегчить эту боль, терзание души.
Первоначальноисповедь была перед народом: человек стоит перед священником и народом и исповедуетсвои согрешения. Но потом эту практику прекратили, потому что многие совершалитяжкие грехи, которые вводили людей, не помышлявших о подобных согрешениях,в соблазн. Эта практика была прервана, и решили, чтобы исповедь была тайной,непосредственно перед духовником. В данном случае могу сказать, что есть храмы,где можно исповедаться таким образом – наедине, не видя друг друга. Но еслимы хорошо готовимся к исповеди, то обычный способ не мешает людям хорошо исповедоваться,и они не будут бояться, что их кто-то услышит, осудит, не так подумает. Всемпонятно, что у каждого есть какие-то грехи, какие-то недостатки, и мы должнырадоваться, что человек идет очищаться, каяться, нам должно быть это в радость.
Программа«Архипастырь» выходит на «10-м канале» по субботам, в 15.30, и по воскресеньям,в 20.00.
На епархиальнойрадиостанции «Воскресение» — в 14.20 и 20.20 по вторникам.
Свои вопросы ВладыкеВикентию вы можете задать, позвонив на телестудию Епархии по телефону 217–93–38.
Храни вас Господь!
С архиепископом Викентием беседовала журналист Валентина ЕФРЕМОВА. Расшифровкааудиозаписи — Татьяна ПЕПЕЛЯЕВА.
17 августасостоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Помимо текущихвопросов Священный Синод принял очень важное решение, поддержав позицию священноначалияв диалоге с органами государственной власти, в том числе по таким важным вопросам,как деятельность антицерковных сил, намеренно пытающихся ограничить социальнуюактивность Церкви, загнать ее в прокрустово ложе требоисполнительства черездискриминационные Земельный и Налоговый кодексы.
Екатеринбург,19 августа, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Сегодня весь православный мир воспоминает светлоеПреображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Накануне этого двунадесятогопраздника архиепископ Викентийсовершил всенощное бдение в Преображенском храме на Уктусе, отмечавшем свойпрестольный праздник. Это девятыйпрестольный праздник старинной церкви, возвращенной православным уральцам в 1995 году. Когда ее вернули, то в городе мало кто верил в возможность восстановленияхрама — ведь в нем десятилетия размещался один из цехов Завода эбонитовых изделий.Здание было полуразрушено, перестроено, обстроено и мало походило на храм. Многиедаже говорили, что остатки церкви проще снести и отстроить здание заново, чемвосстанавливать то, что от церкви осталось.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.