Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбург, 18 августа, «Информационное агентствоЕкатеринбургской епархии».
-Владыка, как прошли в Верхотурье торжества в честь 400-летия Свято-Николаевскогомужского монастыря, перенесения из Меркушино в Верхотурье святых мощей праведногоСимеона? Какие у Вас остались впечатления от праздника?
- Это великоеторжество включало в себя несколько событий: 400 лет Свято-Николаевскому храмуи со дня образования монастыря; 300 лет перенесения мощей и 310 лет со дня прославлениясвятого праведного Симеона Верхотурского.
МилостьюБожией, мы встретили это торжество в восторге, в радости и в вере. Люди с особымвоодушевлением шли Крестным ходом от Меркушино до монастыря. Хоть и был дождик,каждый из паломников хотел внести свой труд, чтобы получить благословение Божиепо молитвам святого праведного Симеона. Господь испытывал нас через климатическиеусловия, поэтому не будем роптать, будем радоваться и принимать все – как от руки Господней.
Невозможнопередать словами, что испытывала душа от впечатлений во время Крестного хода.Еще раз хотелось бы поздравить всех с прошедшим юбилеем в нашей Епархии.
- Почему торжествапрошли не в сентябре, а в августе, и будут ли Симеоновские дни отмечаться 25сентября?
- Это былосвязано в первую очередь с погодными условиями. Но 25 сентября обязательно будутпроводиться празднования в честь Симеона Верхотурского. Это будет своеобразноепродолжение торжеств, посвященных 400-летию монастыря и 300-летию перенесениямощей. Богослужения совершатся и в Меркушино, и в Верхотурье.
23 сентябряв Меркушино вечером пройдет всенощное бдение, 24 утром — Божественная литургия.24 сентября в 15.00 – молебен с акафистом в монастыре Верхотурья, а затем всенощноебдение. Утром 25 сентября будет совершаться праздничная Литургия. Приглашаемвсех, чтобы продолжить радость от посещения и соприкосновения со святыней нашейЕпархии.
- Те, кто былив Верхотурье, обратили внимание на огромное количество охраны, милиции и другихсиловых служб. У Вас не сложилось впечатления, что их было чересчур много? И зачем это было сделано?
- Было сделанообращение ко всем силовым структурам, чтобы они наводили порядок: люди приезжаютразные, и их очень много. Мы просто подстраховали себя на тот случай, если что-то случится, или кому-нибудь станет плохо. МВД, пожарные, медицинская служба и все-все очень серьезно отнеслись к этому великому событию, с пониманием, что к людям надо относиться очень бережно, чтобы был порядок.
Охраны быломного. Но мы должны радоваться, что были военные в форме. По долгу своей службыони не имеют возможность прийти к этим святыням. Для них это своего рода тожепроповедь. А здесь они смогли совместить работу с посещением богослужения, тожемолились, крестились, интересовались, благословлялись, спрашивали…
- Владыка, какоеимеет значение почитание святых вообще, и святого праведного Симеона в частности?
- Святыеугодники Божии – это такие же земные люди, как и мы, но более совершенные нравственно,за что Господь прославил их на небе. Для нас их жития являются примером для подражания в нашей жизни.
Мы можеммного знать, читать Евангелие, но применить на практике удается не всегда. Когда же берем жития угодников Божиих и смотрим, как они терпели сложности, преодолевалиискушения, – это нас воодушевляет на подвиг и придает нам сил.
Например,у Симеона Верхотурского можно поучиться кротости, терпению, смирению, самоукорению.Его миссионерскому служению, его проповедничеству, когда он ходил из дома в дом и свидетельствовал о Христе не только словами, но и личным примером.
СвятейшийПатриарх в своем послании пишет о том, что каждый христианин должен быть миссионероми проповедником слова Божия. Святые для нас – это помощники в несении жизненногокреста, а также молитвенники и ходатаи о нас пред Богом, чтобы Он простил, исцелил,помог и даровал нам все необходимое для нашего спасения.
- Хочется, чтобыВы рассказали о святых мощах. Многие продолжают недоумевать, почему останкисвятых остаются незахороненными, считают, что это даже бесчеловечно. Также задаетсявопрос: почему Церковь приветствует захоронение Ленина, а мощи святых не погребают?
- Мощи святыхсначала были захоронены по всем правилам. Человек скончался, его похоронили.После того как Церковь засвидетельствовала, что он достиг совершенства, и по молитвам к нему совершались чудеса и исцеления, тогда принимается решение о причислении к лику святых и о вынесении мощей людям для поклонения.
Что касаетсяЛенина, то он вообще не был похоронен. Его просто забальзамировали и до сихпор мучают. А святые все были похоронены и только потом явили себя людям.
- У мощей нередкопроисходят исцеления и другие чудеса. Почему и каким образом? Почему мощи исцеляют?За счет чего происходят чудеса? Многие это объясняют благодатной энергетикой,другие – самовнушением…
- Здесь нетникакого самовнушения, есть лишь благодать Божия, что действует на человекачерез эти святые мощи. Как сосуд бывает полон жизненно важной жидкости, таки мощи угодников Божиих являются таким сосудом благодати. Господь по своей милостидает нам эти святыни для нашей же пользы, чтобы люди могли прикладываться с верою, а не с самовнушением. «По вере вашей да будет вам». Господь обязательнодарует благодать и исцеления.
- Вопрос от Лидии:«До Верхотурья добраться очень сложно, а поклониться святому праведному Симеонуочень хочется. Нельзя ли привезти его мощи в Екатеринбург, например, в Храм-на-Крови?»
- На самомделе не так уж сложно добраться. У нас существует Паломнический отдел, которыйеженедельно организует автобусные рейсы в Верхотурье. Люди едут туда на поклонениесвятым мощам праведного Симеона. Обращайтесь в Паломнический отдел Екатеринбургскойепархии. Если совсем тяжело, то у нас в городе есть частица мощей святого в Спасском мужском монастыре на Елизавете. Там вы можете прикладываться хоть каждыйдень.
- Начался Успенскийпост. В честь чего он установлен, и зачем вообще нужны посты?
- Поздравляювсех с наступлением Успенского поста. Он установлен в честь Пресвятой Богородицы.
Существуетпредание о том, что Божия Матерь была оповещена заранее о своем отшествии из этого мира. Она готовилась к Успению постом и молитвою, хотя и вела жизнь вышеангельской, но все же хотела строго подготовиться к этому событию. Господь принялЕе к себе, чтобы Она стала Ходатаицей роду человеческому о даровании нам спасенияи помощи. Каждый православный христианин, подражая своей Небесной Покровительнице,постится вместе с Ней в эти дни, чтобы Богородица могла видеть нашу любовь,наше старание, и всегда бы нам помогала. Имеется множество икон, через которыеОна оказывает свою благодать.
Православныйнарод очень трепетно относится к Божией Матери, поэтому очень четко соблюдаетвсе правила поста. Он не длинный – с 14 по 28 сентября. Сейчас лето, есть овощи,фрукты, поэтому поститься легко.
- Как проводитьУспенский пост (в плане питания и духовной жизни)? В чем его отличие от другихпостов?
- Это довольнострогий пост. Запрещается есть мясные, молочные и даже рыбные продукты. Единственное,когда разрешается вкушение рыбы – это на Преображение Господне –19 августа.Если следовать строго уставу, то понедельник, среда, пятница – сухоядение. Во вторник и четверг можно есть вареную пищу, но без масла. А в субботу и в воскресеньемасло разрешено. Почти как в Великий пост.
Что касаетсядуховной жизни, то это, в первую очередь, воздержание от греха, от всего дурного,что есть в жизни. Пост, воздержание от пищи – это всего лишь средство для достижениявысшего. Через пост телесный нужно достигнуть поста духовного, то есть воздержанияот всякого греха. Господь говорил, что человеческий род излечивается толькопостом и молитвой. Когда мы имеем тяжкие грехи, которые уже укоренились в нас,то для искоренения их нужно совершить большой подвиг поста, воздержания и молитвы.Потому и есть в году четыре многодневных поста, а каждую неделю установленыоднодневные посты – в среду и пятницу. Через воздержание от пищи человек можетвоздерживаться и от грехов, а через это он исцелит душу от греховных страстей.
- Владыка, на Успенский пост всегда приходится разухабистое празднование Дня города Екатеринбурга.Как относиться к этому православным людям? И когда же все-таки у нашего городаДень города? В августе или 7 декабря, в день святой Екатерины?
- Да, естьв нашем городе проблема, что День города празднуется во время Успенского поста.И, конечно, православные люди не могут порадоваться этим торжествам. Приходитсявоздерживаться от увеселений и не участвовать в торжествах. Хотя все верующиелюбят свой город и хотели бы вместе со всеми порадоваться его торжеству. ИздревлеДень города праздновали вместе – и церковные и светские. Всегда его отмечалив день небесного покровителя города, в престольный праздник города. К сожалению,сегодня этой традиции придерживаются не везде, хотя есть такие места. Наш городеще духовно не дорос до этого.
- В области,особенно это хорошо видно в Богдановичском районе, у отца Александра Поздеева,возрождается традиция празднования дня села в престольный праздник храма. Так,в Троицком день села праздновали на Троицу, в Чернокоровском, где храм Петраи Павла – на Петров день, в Ильинском – в день святого пророка Божия Илии. Не могли бы Вы рассказать об этой традиции, насколько она душеполезна?
- Это оченьхорошая традиция, это древняя традиция нашего Отечества, когда в день небесногопокровителя села совершается торжество. Люди в этот день утром и накануне вечеромприходят в церковь, отдают дань любви и благодарения тому святому, который покрывалв течение всего года это селение от многих бед и скорбей. И когда мы с почтениемотносимся к празднику святого, в честь которого построена деревня, то этот святоймного помогает жителям в их болезнях, трудах, житейских попечениях. И действительноявляется их небесным покровителем, ходатаем пред Богом. Если человек это понимаети имеет такую веру чуткую, что ощущает эту поддержку, то он будет во всех случаяхв своей жизни – скорбях, бедах, болезнях и искушениях – притекать к своему святому.А в день его памяти придет в церковь помолиться. Человек приходит на всенощную,исповедуется, затем, на следующий день, причащается. Этим человек устраиваетпраздник для своей души. А если радуется душа, то хочется и внешне провестиэтот праздник. В этот день устраивается обильная трапеза, а после нее проводятсяразличные мероприятия. Ведь не грешно порадоваться и повеселиться, отметитьсвои достижения и заслуги. Наградить кого-то, кто отличился и принес особо многопользы своим ближним, поощрить его. Это все становится единым. И нет ничегов этом плохого, если делается в рамках закона. Таким образом радуются как душа,так и тело.
Поэтому великоедело, когда люди связывают свою жизнь с жизнью Церкви. Это придает еще большуюполноту радости, которую имеют люди хорошо потрудившиеся, хорошо исполняющиесвои обязанности по отношению к семье, к близким, к обществу. Это есть радость.Было время, что на таких торжествах близкие встречались, принимали гостей, делилисьтем, чем богаты. Весь год трудились, а потом угощали всех своих близких, друзей,а ведь все односельчане и были самыми близкими: все друг друга знали, друг другупомогали.
Но оченьпечально, что не всегда бывает такое единство. Ведь иногда власти устраиваютдень города или села на пост, на дни скорби. Это неправильно. Ведь христиане– тоже большие труженики на благо города, на благо села, но в силу своих религиозныхубеждений они не могут участвовать в подобных торжествах. Было бы намного лучше,если бы, как в названных селах, дни городов выпадали на престольные праздники.
- Поступил звонок:«Раньше зажиточные крестьяне ставили у себя на участках часовенки. Как к этомуотносятся сейчас, и кто на это благословляет?» – спрашивает раб Божий Анатолий.
- К этомуочень хорошо относятся, так как человек, строящий часовенку, воздвигает её не только для себя, но и для других людей. Благословляется это все Архиереем.
- «Объясните,пожалуйста, что такое Покаянный крестный ход, которым ходят верующие в Царскиедни? Почему он называется покаянным? Чем он отличается? Как верующему нужноподготовить себя к нему? И благочестиво ли то, что эта молитва записываетсяна видеокамеру?».
- Каждыйгод мы совершаем такой Крестный ход из Храма-на-Крови до Ганиной ямы в Царскиедни. Мы идем от места убийства Царской Семьи примерно по тому пути, по которомувезли останки Святых Царственных Страстотерпцев после их убиения, до места уничтоженияэтих останков. И мы идем с покаянием, с осознанием величия того дела, котороемы совершаем для очищения своих грехов. Мы несем подвиг, ради которого Господь бы простил нас, даровал нам Свою милость и благодать, чтобы мы и дальше моглинести свой подвиг и крест на этой земле, в этой жизни. Конечно, когда мы идемКрестным ходом, мы должны молиться Богу о помиловании нас, о прощении нашихгрехов. Молиться теми молитвами, которыми молятся все участники хода, когдасовершается молебен Святым Царственным Страстотерпцам. Можно молиться и своимисловами, своей молитвой, о тех нуждах, которые появляются у каждого, в несениисвоего жизненного креста, молиться о том, чтобы появились силы побороть своистрасти, свои грехи, чтобы Господь дал нам силы прожить достойно эту жизнь,принести пользу людям.
А то, что есть камера, это не должно нас смущать. Мы не должны обращать на это внимания.Когда углубляемся в молитве, мы не должны замечать, что делается на стороне.Не должны смотреть по сторонам, когда молимся, ведь помимо камеры можно увидетьи много другого, не менее соблазнительного – кто-то, может, смеется, кто-то кушает на ходу, кто-то ведет себя неподобающе. И видя все это, мы будем идтии только осуждать – а это грех. А мы должны идти Крестным ходом, чтобы он былполезен для нашей души и тела, чтобы он стал спасительным для нас. А если идтисо смущенным сердцем и с осуждением в уме, то он нам будет «в суд и осуждение».
- «По долгу работыя вынуждена перепечатывать материалы одной партийной организации, взгляды которой,мягко говоря, не соответствуют моим христианским убеждениям. В этих материалахсодержится резкая, и, думаю, совсем не объективная критика Церкви. Душа мояпротив, но приходится – работа. Как мне поступать? Искать другую работу или молиться о своих хозяевах, как о людях падших? С уважением, раба Божия Тамара».
- Конечно,это очень сложно – быть в таком месте. И печатать то, что не по душе, что противоречитдуху Евангелия и Православной веры. Если есть возможность убедить людей, чтобыони не писали так враждебно на Церковь, чтобы они понимали сущность и важностьЦеркви для нашего общества, для нашего Отечества, – то это будет великое благо.Конечно, важно за них молиться, чтобы они отошли от ложного пути, и не погубилисвои души. Если мы пытаемся отвратить их от погибели путем убеждения, то молитваважна не меньше, чтобы Господь споспешествовал этому великому и благому делу.Но если этого ничего не получается, то лучше уйти на другую работу…
- «Скажите, права ли свечница, которая запрещает брать свечи из общей кучи?»
- В некоторыххрамах ставится тарелочка со свечами и рядом – кружка для пожертвования. В такомслучае человек подает храму за свечу столько денежек, сколько он может или желает.Пожертвовав, он может подойти и взять из этой тарелочки свечу и зажечь ее за здравие или о упокоении дорогих ему людей. Никто не должен ему мешать.
Есть храмы, где свечи дают из-за прилавка. Но нет ничего страшного, если, подавпожертвование, человек возьмет их сам. Нет в этом ничего греховного или непозволительного.
- «Дорогой Владыка,— жалуется пожилой прихожанин, – наш батюшка ворчит на меня за то, что причащаюсьвместе со всеми. Он говорит, что если я из другого храма, то я не имею правапричащаться со всеми. Как мне быть, когда от отца-настоятеля такое искушение?»
- В храмеБожием должны быть мир, согласие и дружба. Чтобы прихожане были одной семьей,чтобы никаких раздоров между ними не было, чтобы настоятель не сортировал своихприхожан по каким-то причинам или свойствам и особенностям человека. Священнослужительдолжен быть пастырем всех своих прихожан, чтобы вести ко Христу. Не к себе,а ко Христу! Средство, которым можно обрести это единство во Христе – это ТаинстваЦерковные. В Причастии, в Исповеди и других Таинствах участие должен приниматькаждый христианин. Ведь через них люди объединяются и становятся едиными со Христом. И, получая через это единение Божественную благодать, прихожане должнытворить добрые дела, чтобы другие люди, видя их единство, приходили в этот приходи также вливались в эту семью, где царит взаимопомощь и взаимопонимание. К сожалению,мы еще не достигли такого уровня приходской жизни, какой она была в царскоевремя. Приход тогда был общиной, где все друг друга знали, помогали и поддерживали.Были по-настоящему братьями и сестрами во Христе. И люди, которые были тогдадалеки от Церкви, видя доброту, отзывчивость и милосердие прихожан храма, тожестановились членами общины. Таким образом увеличивалась община и увеличиваласьблагодать Божия, которая действовала на укрепление этого единства. Нужно стремитьсяк этому единству. И дело это не только настоятеля, но всех прихожан. Нужно каждому,кто постоянно ходит в церковь, здороваться с другими, кто также всегда приходитна богослужения. Нужно интересоваться нуждами друг друга.
Пока, к сожалению,мы не достигли того, что приход – это единая любящая семья. Это, наверное, ещеостатки советского времени, когда прихожанам просто запрещали разговариватьдруг с другом. Власть считала, что если разговаривают два прихожанина, то онипередают друг другу антисоветские идеи, и сурово наказывали за общение. Потомулюди боялись говорить, чтобы их ни в чем не обвинили. Сейчас, слава Богу, этогонет. И нужно помогать друг другу, поддерживать ближнего, любить его.
- «Владыка, спасибоВам за помощь. И порадуйтесь – в городе Серове впервые за последние 73 годараздастся колокольный звон. Прихожане храма в честь Преображения Господня».
- Я оченьрад, что в Серове уже заканчивается строительство храма. Есть на нем уже и кресты,и колокола. Идут отделочные работы. Думаю, что в скором времени мы будем освящатьэтот храм.
Программа«Архипастырь» выходит на «10-м канале» по субботам, в 15.30, и по воскресеньям,в 20.00.
На епархиальнойрадиостанции «Воскресение» — в 14.20 и 20.20 по вторникам.
Свои вопросы ВладыкеВикентию вы можете задать, позвонив на телестудию Епархии по телефону 217–93–38.
Храни вас Господь!
С архиепископом Викентием беседовала журналист Валентина ЕФРЕМОВА. Расшифровкааудиозаписи — Татьяна ПЕПЕЛЯЕВА.
ВАШЕ СВЯТЕЙШЕСТВО! СВЯТЕЙШИЙ ВЛАДЫКО И ОТЕЦ! Сыновне почтительнейше сообщаем ВАШЕМУ СВЯТЕЙШЕСТВУ об успешном исполнении возложенного на нас ответственнейшего и духоподъемного послушания совершения празднования 400-летия основания Свято-Николаевского Верхотурского мужского монастыря и 300-летия переноса святых мощей праведного Симеона, Верхотурского и всея Сибири чудотворца, из села Меркушино в Свято-Николаевский Верхотурский мужской монастырь.
Екатеринбург, 18 августа, «Информационное агентствоЕкатеринбургской епархии». -Доброе утро, Владыки.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.