Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (45) → Учение Порфирия Иванова с православной точки зрения

Учение Порфирия Иванова с православной точки зрения

№11 (45) / 11 января ‘96

Мир сект

26 мая в центре культуры и искусства «Верх-Исетский» закончила свою работу фотоэкспозиция «Я жизнь предложил людям», посвященная «жизненному пути и учению П.И. Иванова». Многочисленные листовки, призывающие посетить мероприятие, утверждали, что на вопросы «как выжить? как сберечь жизнь на земле?», отвечает «Идея Учителя Иванова — Идея новой независимой жизни человека в природе».

Что представляет собой иваиовство на самом деле? Только ли это система закаливания и гармоничного сосуществования с природой и миром? Или нечто иное? Разобраться в этом вам поможет предлагаемая публикация.

Иванов Порфирий Корнеевич родился в 1898 году, жил и учил на хуторе Верхний Кондрючий (Ворошиловградская обл.), где и умер в 1983 году. В молодости жизнь Порфирия протекала, как у многих его соотечественников: работал, пил, гулял, дрался и даже сидел за это в тюрьме. Особым благочестием и церковностью никогда не отличался, хотя до революции иногда ходил в церковь и молился.

В конце 20-х годов стал ощущать какую-то особую связь с природой, слышать внутри себя «голос», а иногда и «голоса», призывающие его к «единению с природой». Затем 25 апреля 1933 г., на Чувилкином бугре на него нашло некое «просветление», которое, по словам его последователей, было вызвано тем, что в него вселился Дух Святой (третья ипостась христианской Святой Троицы). И с тех пор, как считают его ученики, он стал материализованный (воплощенный) дух Бога Отца и явился основателем новой религии, религии второго пришествия Бога на землю (для христиан — нового Христа, для мусульман — мадхи, для буддистов — майтрейи).

После данного «просветления» Порфирий приобрел особые свойства: претерпевал любой мороз и стужу зимой, а летом ходил в одних трусах, мог долго находиться под водой и даже исцелягь некоторые болезни. Сам Иванов, не раз показывая своим ученикам на изображение распятого Христа, двусмысленно намекал о распятии «брата своего».

Несмотря на такое «родство», Иванов в церковь не ходил, Богу не молился, креста боялся, своим последователям объявлял, что в церкви все ложно. В Великий пост он угощал заходивших к нему христиан мясом. Поститься же своих учеников заставлял в каждую субботу и часть воскресенья (с 18–00 пятница до 12–00 воскресенья), т. е. именно в те дни, которые являются по церковным канонам праздниками, и пост в которые (по религиозным убеждениям) наказывается отлучением от Церкви.

По учению ивановцев, Христос принес соборность между людьми, а Иванов дал более высокую степень соборности: людей и природы. Только такая соборность для них есть истинная соборность.

В чем же ложность этого положения? Происходит обожествление природы, она является как бы новой ипостасью Бога, и человек через слияние с ней обретает спасение. По учению же христианства, мы спасаемся крестными заслугами Иисуса Христа, приняв святое крещение, соединяемся со Христом, становимся членами Церкви, главой которой является наш Спаситель, и будучи постоянно питаемы святыми таинствами и благодатью Святого Духа, очищаясь от страстей, все более и более соединяемся со Христом, во всем Ему уподобляемся, становимся носителями Святого Духа. Только Христом, только через Христа, только подобно Христу.

В учении Иванова Христу места нет. Это место занято Ивановым. И не случайно, противореча Христу, Иванов отрицает бессмертность человеческой души, неизбежность загробного воздаяния, наличие ада и рая. Вот какие слова ересиарха донесли до нас его последователи: «Здесь живете — остальное сон, мы живем в природе один раз, а потом умираем на веки веков. Мы не знаем, что будет после нашей смерти, поэтому все дела свои мы делаем здесь и сейчас в нашей земной жизни».

Последователи Иванова также отрицают церковную иерархию, они считают, что для общения «с Богом Духом Отцом через природу иерархия не нужна — каждый ивановец сам себе поп». Как дальше утверждают еретики: «Один посредник у нас, один ходатай за нас перед Богом Духом Отцом и природою — господь животворящий Порфирий Корнеевич Иванов». Здесь мы видим полное отрицание Иисуса Христа, Его крестных заслуг, обожествление природы и водружение на место Христа Спасителя — еретика Иванова.

Кроме того, по смерти Порфирия (кстати очень мучительной и тяжелой) всех желающих зазывали на хутор Верхний Кондрючий к «жене господа животворящего П.К. Иванова» для принятия от нее крещения в ивановскую веру.

Как известно, крещение есть приобщение, присоединение к определенному мистическому обществу, посвящение человека на служение строго определенной силе. Если крещение во Христа делает человека членом Церкви, воином Христовым, то крещение Иванова, по своей сути — врага Христова, посвящает человека темным силам и обрекает его на служение врагам Христовым, падшим духам. Часто в ритуал «крещения» Иванова входит чтение следующего так называемого символа веры: «…верую в отца и сына бога второго пришествия Порфирия Иванова, в церковь ивановскую, беспоповскую, в самопокаяние» и т. п.

Если данный символ исповедуют и не все течения ивановцев, зато все как один поют следующий гимн:

«Люди верили Господу как Богу,
А он сам к нам на землю пришел.
Смерть как таковую изгонит,
А жизнь во славу введет.
Где люди сойдутся на этом бугре,
Они скажут громкое слово.
Это есть наше райское место,
Человеку слава бессмертна».

Как мы видим, в этом гимне, как и в «символе», только более скрытно выражены и все ивановские ереси: отрицание Христа как единственного Спасителя рода человеческого, Его крестных заслуг, возведение Иванова в ранг спасающего Бога, отрицание Церкви, церковной иерархии, церковных таинств, отрицание бессмертности души человеческой и загробного воздаяния.

Отрицание бессмертности души, естественно, вызывает желание жить здесь, на земле, вечно. Эго приводит к тому, что некоторые ивановцы ради развития личной аутотрофности (самостроения) питаются только раз в неделю, постоянно обливаются холодной водой и несут другие аскетические подвиги. Данные действия, утончающие психофизическую структуру человека, плюс мистическое же посвящение (крещение) от Иванова или его учеников делают сектанта открытым для воздействия из невидимого мира падших духов. В результате чего у многих ивановцев появляются экстрасенсивные способности, слышание «голосов», а то и прямое общение с духом «учителя». В итоге некоторые из них становятся просто бесноватыми (одержимыми от вселения в них нечистого духа), другие же, восприняв и усвоив ложные идеи лжеучителя, идут по гибельному пути духовного развития.

Так, незадолго до смерти Иванова наиболее продвинутые сектанты собрались па «священном» для них месте, Чувилкином бугре, и пытались принять роды одной из ивановок, считая, что должен родиться аутотрофный (бессмертный) человек, которого они собирались отлучить от матери и кормить не молоком, а общей биоэнергией. По их прогнозам, должен был родиться мальчик, который благодаря рождению на «святом» месте и питаемый вместо пищи биоэнергией всех ивановцев, должен быть бессмертным и открыть новую эру аутотрофных людей.

Милиция пресекла этот шабаш. Роженица были отправлена в роддом, где благополучно родилась… девочка. Ивановцы же создали легенду, что родился мальчик и был подменен, но спасся и тайно растет… и еще скажет человечеству свое слово.

Что же привлекает современного человека в учении Иванова? Прежде всего обещание полного исцеления от всех болезней и крепкого здоровья на многие годы. Для достижения этой цели используется механизм закаливания, основанный на обливании холодной водой и принятии воздушных ванн. В этом, в принципе, нет ничего плохого, но… любое обливание и купание всегда связано с мистическим действием, призыванием учителя и просьбой, чтобы он дал им энергию. Так, согласно «Детке» (своду правил жизни по Иванову), все ивановцы должны дважды в день обливаться холодной водой, при этом вначале делаются специальные дыхательные упражнения, воздеваются руки и произносится следующая формула: «Учитель, дай нам силу, дай нам энергию!» Именно это мистическое действие и обеспечивает связь с космическим агентом, «учителем» (демонической силой, которая стоит за этим именем), который и посылает силы просящим. Само же по себе обливание холодной водой без призывания учителя ожидаемого эффекта ивановцам не приносит. Поэтому предложение вместо призыва учителя читать молитву «Царю Небесный», отклика у сектантов не находит.

Все ивановцы кроме обливания холодной водой стремятся исполнять и остальные 11 заповедей учителя, выражаемые в «Детке». Причем эти примитивные правила приравниваются к Евангелию и даже становятся выше его. Но надо прямо сказать, что ко Христу и Евангелию они никакого отношения не имеют. Первые шесть из них относятся к телу и личной гигиене. Вот они вкратце: «Два раза в день купайся с холодной природной воде, чтобы тебе было хорошо; перед купанием встань босыми ногами на землю, вдохни через рот несколько раз воздух и пожелай себе и всем людям здоровья; не употребляй алкоголя и не кури; голодай с пятницы 18 часов до воскресенья 12 часов, это твои заслуги и покой; люби природу, не плюйся вокруг». Другие шесть (по словам ивановцев, составленные ими уже после смерти учителя) обращены на отношение к окружающим людям: здоровайся со всеми, если хочешь иметь у себя здоровье; помогай людям чем можешь, побеждай жадность, лень, не думай о болезнях, мысль не отделяй от дела, пропагандируй ивановство.

Если бы не мистическая подоснова, то эти правила жизни по Иванову могли бы быть совершенно безобидными. Но как они убоги по сравнению с христианством, с Евангелием, к примеру, с Нагорной проповедью Христа (Мф. 5–7). Только атеистическое сознание современного человека, ставящего здоровье, культ тела и временную жизнь превыше всего, делают таким соблазнительным лжеучение П.К. Иванова. Здоровье плюс псевдодуховность — набор физических упражнений и гигиенических правил, улучшающих здоровье, и ложное мистические учение, приводящее к контакту с нечистыми духами. Это та ловушка, тот крючок, на который попадается наш современник, пытающийся найти себя в ивановстве, йоге, кришнаизме, аутотреннинге и других многочисленных учениях, зачастую связанных с восточными религиями.

Подводя итоги всего сказанного, можно сделать следующий вывод.

Учение П.К. Иванова — это не безобидное учение о здоровом образе жизни, как пытаются представить его некоторые ивановцы, а религиозная ересь, уводящая человека от Церкви Христовой и вечной жизни.

Не случайно ивановцы не ходят в Церковь, не исповедуются, не причащаются, не молятся по молитвослову, не читают Евангелие и Псалтирь. Их культ — здоровье, бог их — Иванов, слава их — в обливании холодной водой.

Как это перекликается со словами апостола Павла о язычниках: «Их конец — погибель, их бог — чрево и слава их — в сраме, они мыслят о земном»! (Флп. 3, 19)

Рассказы людей, имевших общение с П К. Ивановым и его последователями

Рассказ Валерия К

Поиски смысла жизни привели меня к встрече с учениками Иванова. Они научили меня обливаться холодной водой и призывать имя учителя. Когда я первый раз совершил эту процедуру, призвав учителя и испросив у него силы, какая-то дрожь пронизала мое гело и я почувсгвовал бешеный прилив энергии. Не зная, куда ее приложи гь, занялся перестановкой мебели в комнате. Я двигал огромные шкафы, как пушинки. Спустя некоторое время ученики Иванова сказали, что я готов к встрече с учителем. Они повезли меня к нему на хугор. Там я прожил несколько дней, но Иванов сказал, чго я еще недосгагочно готов для посвящения, не до конца поверил в него. Когда я поверю и отдам ему свою душу, он наделит меня большими силами. Я побоялся этого и уехал. Перед отъездом Иванов через учеников передал мне, что меня постигнет испытание, но не надо смущаться. Если заболею, то к врачам обращаться не стоит, они не помогут, только он по моей вере в него исцелит меня.

Когда я возвращался домой, в поезде у меня вскочил за ухом прыщик. Дома он превратился в фурункул. Домашние средства не помогали, в больнице сделали операцию, но рана не заживала. Лег в центральную городскую больницу, но становилось все хуже и хуже. Сквозь рану уже проглядывала черепная кость. Поехал в Ленинград и лег в Военно-медицинскую академию. Провалялся там три месяца. Процесс приостановили, но вылечить не смогли. Рядом лежал православный христианин, он посоветовал поехать в Васк-Нарву к священнику о. Василию, чтобы тот отчитал (разрушил колдовство и чародейство чтением специальных заклинательных молитв). Я выписался и поехал. Было время страстной седмицы Великого поста. Несколько раз о. Василий меня отчитывал; в Великую Субботу, молясь со слезами Господу нашему Иисусу Христу, я приложился ко святой плащанице. После этого почувствовал, что какой-то огромный груз свалился у меня с плеч. Отошла Пасхальная служба, за которой я причастился. Наутро подошел к зеркалу и не поверил! Раны не было! Только маленький шрам свидетельствовал о перенесенных мною страданиях. Зато еще в течение трех лет, даже уже после смерти Порфирия Иванова, во время молитвы, когда я закрывал глаза, передо мной вставало искаженное злобой лицо Порфирия, с ненавистью смотрящее на меня. Спустя пять лет все это прошло.

Слава Богу, что я стал православным христианином!

Рассказ священника Николая Г.

Некоторые ивановцы и сейчас имеют непосредственную связь с «учителем». Так, в доме, где я проживаю, ниже меня этажом живет последовательница учения Иванова. Как-то я принес ей Евангелие и молитвослов для чтения. Она сказала, что сначала спросит у «учителя», без разрешения которого она ничего не делает. Через пять минут она вошла в мою квартиру и, бросив на стол Священные книги, сказала: «Учитель Порфирий сказал, что мне этого не надо». После этого моя матушка несколько раз встречалась с ней и пыталась рассказать ей о Христе, о вере, о молитве, но вскоре сама сильно заболела. Соседка же вскоре попала в психиатрическую больницу, где кричала, что прогневала «учителя» и за то страдает.

М. ДРОЗДОВ «Православная Москва»

От автора

При чтении лекций в Екатеринбурге ко мне подходила женщина, ученица Порфирия Иванова, и рассказала, что трижды пыталась крестить своего ребенка, но каждый раз у него резко повышалась температура и он заболевал, но когда проходило время крещения, тотчас выздоравливал. Здесь налицо мистическое воздействие темных сил, которые пытаются не допустить ребенка до крещения, ибо через это они могут потерять над ним власть. Это говорит также и о том, что через родителей демоническая зараза, подобно наследственной болезни, может переходить и на детей, которые являются естественным продолжением своих родителей.

 
Жития святых

Всецарица

Милость Господа нашего Иисуса Христа воплощена в прекрасной древней иконе Божией Матери, именуемой по-гречески «Пантанасса», а по-русски: «Всецарица». На иконе средних размеров изображена Пречистая Дева Мария в багряном одеянии, восседающая на царском троне.

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс