Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
К истории похищения из Богородичного монастыря города КазаниЧудотворной Казанской иконы Божией Матери, происшедшего в ночь с 28 на 29 июня1904 года.
Православныйрусский народ горячо почитает Пресвятую Богородицу.
Большой любовью пользуютсяв народе чудотворные Ее иконы — Владимирская, Смоленская, Иверская, Тихвинская,Державная и другие. Одним из наиболее почитаемых образов Божией Матери являетсяКазанская Ее икона.
Чудотворная Казанская икона Божией Матери явилась в 1579 году на месте сгоревшегодома стрельца Даниила Анучина. Именно с этого места начался в том году страшныйпожар, истребивший значительную часть Казани. Мусульмане считали пожар свидетельствомгнева Божия на христиан. Этим событием они пользовались для того, чтобы унижатьхристианскую веру и возвеличивать ислам. «И истинная православная вера быстьим в притчу и поругание, источника целебного не бе тогда в граде», — говоритсяв «Сказании о явлении чудотворной иконы Пресвятыя Богородицы в граде Казани.
Явление Казанской
иконы Божией Матери сопровождалось многочисленными чудесами. Эти чудеса явилисьясными доказательствами истинности православной христианской веры. И впоследствииВеликая Заступница рода христианского не оставляла притекающих с молитвами к Ее образу. Господу было угодно прославить чудотворениями многие из списков с Казанской иконы. Среди них наиболее известным является образ, исторически связанныйс Москвой. Этот список находился в рядах первого и второго ополчений, собранныхдля освобождения Москвы от поляков в конце Смутного времени. Образ, прославленныймногими чудотворениями, был помещен затем вождем второго ополчения князем Пожарскимв построенном им в Москве на Красной площади храме. Там икона находилась длительноевремя. Впоследствии этот храм был закрыт безбожниками. Чудотворный список с Казанской иконы обрел новое место — в Московском Богоявленском соборе. Такимобразом, икона осталась, по милости Божией, доступной для верующих.
Также доступным оставался и другой чудотворный список с Казанской иконы, находящийсяв Санкт-Петербурге. Этот образ, по повелению Петра Первого, был принесен в новуюстолицу вскоре после ее основания. В честь Казанской иконы в Санкт-Петербургепостроили храм, в котором и поместили принесенную святыню. Впоследствии, в царствованиеимператора Александра Первого, на месте этого храма был воздвигнут величественныйсобор. Несмотря на закрытие Казанского собора безбожниками, икона осталась в руках Церкви. Перед нею молились жители блокадного Ленинграда. Увы, более печальнойоказалась участь явленной Казанской иконы Божией Матери. Как известно, на местеявления в 1579 году чудотворного образа был основан женский Богородичный монастырь.В соборе этого монастыря и находилась икона вплоть до начала двадцатого века.В 1904 году Россию потрясло известие о похищении святыни.
Святотатственное событие произошло в ночь с 28 на 29 июня 1904 года. Моментдля кражи преступники выбрали очень удачно. 25, 26, 27 и 28 июня в монастыренаходилась принесенная в город Смоленская икона Божией Матери. По этой причинеежедневно совершались длительные праздничные богослужения. 28 июня Смоленскаяикона покинула монастырь. После Всенощной насельницы монастыря, утомленные,отошли ко сну. В начале третьего часа после полуночи послушница Татьяна Кривошеева,выйдя во двор монастыря, услышала приглушенные крики: «караул!», доносящиесясо стороны колокольни. Татьяна разбудила нескольких работников, спящих на сеновале,и двух послушниц. Между тем вновь раздался крик: «караул!». Кричал, как оказалось,сторож монастыря Федор Захаров. Вскоре он был обнаружен запертым в подвале собораи освобожден. Выйдя из подвала, Захаров сказал: «глядите скорее двери у церкви;несчастье у нас большое, — воры меня сюда посадили».
При осмотре западных
дверей собора обнаружилось, что верхний замок сломан и лежит на паперти, а нижнийцел. Между створками двери была вставлена доска, в результате чего створки разошлисьи образовали отверстие, через которое мог пролезть взрослый человек. Внутренниедеревянные двери, запертые с вечера на внутренний замок и задвижку, оказалисьоткрытыми. При осмотре самого собора были обнаружены исчезновение чудотворногоКазанского образа Божией Матери и иконы Спасителя. Обе иконы помещались в ковчегахиконостаса. Преступников привлекли надетые на иконах драгоценные ризы. На иконеБожией Матери их было две, нижняя — золотая и верхняя -жемчужная. Золотая, богатоукрашенная бриллиантами и другими драгоценными камнями, являлась даром царяИоанна Грозного. Икона Спасителя также имела ризу, украшенную жемчугом и драгоценнымикамнями. Каждая из похищенных риз представляла большую ценность. Кроме икон,преступники похитили также 365 рублей, взломав для этого ящики в свечных шкафах,в которых деньги хранились.
Весть о похищении
чудотворной Казанской иконы быстро облетела Казань. По свидетельству очевидцасобытий И.М. Покровского: «Толпы народа с раннего утра 29 июня окружили монастырьи, пока было возможно, заполнили собою храм, паперть и даже монастырский двор.Неподдельный ужас и горе выражались на лицах всех, явившихся в обитель разделитьобщее невыразимое горе. Горькие слезы лились и у тех, кто рассказывал, и у тех,кто слушал про подробности этого печального события в жизни монастыря и православнойКазани. Все чувствовали дорогую утрату монастыря как личную потерю. Никто не верил, чтобы похищение не раскрылось».
Святотатцев на-
шли достаточно быстро. Главная заслуга в этом принадлежал смотрителю Александровскогоремесленного училища Владимиру Вольману. Узнав о преступлении, Вольман предположил,что оно могло быть совершено при помощи разжимных щипцов, заказанных у негов училище. Ими вполне можно было сломать замок наружной двери собора. Эти щипцы22 июня заказал в училище некий ювелир Максимов, якобы для развода золотых колец.После некоторых сомнений Вольман 2 июля заявил о своих подозрениях в полицию.Разысканный полицией, Максимов сначала отрицал факт заказа им щипцов в Александровскомучилище. Однако после очной ставки с Вольманом и его помощником Андреевым созналсяв том, что заказал щипцы по поручению своего давнего покупателя Федора Чайкина.
Полиция немедленно, не смотря на поздний вечер, отправилась на квартиру, гдепроживали Федор Чайкин. Однако Федора и его жены Прасковьи не оказалось дома.Застали на месте лишь мать Чайкиной, Елену Шиллинг и дочь, девятилетнюю Евгению.Оказалось, что Чайкин уехал за несколько часов до появления полиции, вместес Прасковьей, на извозчике. Тотчас были приняты меры к их разысканию и задержанию.Предпринятый наспех осмотр занимаемых подозреваемыми помещений ничего не дал.
Вскоре, в результате
предпринятых полицией мер, стало известно, что Чайкины отплыли из Казани вверхпо Волге на пароходе «Ниагара». 5 июля они были задержаны в каюте прибывшейв Нижний Новгород «Ниагары». У задержанных оказались фальшивые паспорта на имясупругов Сорокиных. Тем временем полиция произвела тщательные обыски на квартирахМаксимова и Чайкина. Жемчужины, найденные в результате обыска на квартире Максимова,а также изъятый у него алмаз, были предъявлены монахине Варваре, состоящей многиегоды при иконе. Монахиня опознала их как украшения с похищенной чудотворнойКазанской иконы Божией Матери. Более значительные результаты дал проводившийсяв течение четырех дней тщательный обыск на квартире у Чайкина. Лица, производившиеобыск, обнаружили много драгоценностей, замурованных в печи и спрятанных в другихпотаенных местах. Согласно данным следствия, были обнаружены во время обыска:«куски пережженной проволоки, 205 зерен жемчуга, перламутровое зерно, камешекрозового цвета, обломок серебра с двумя розочками, 26 обломков серебряных украшенийс камнями, кусочек золота, 72 золотых обрезка от ризы, завернутые в рукав платья,63 серебряных обрезка ризы и венца, пластинка с надписью «Спас Нерукотворенный»,серебряный убрус, смятый в комок, и другие подобные предметы».
Из допроса Елены Шиллинг стало известно, что ее дочь, известная под фамилиейЧайкина, состоит с Чайкиным в незаконном сожительстве и что настоящая ее фамилияКучерова. Важные показания дала дочь Кучеровой, девятилетняя Евгения. Она показала,что «накануне Петрова дня, поздно вечером, Чайкин ушел из дома вместе с АнаниемКомовым, приехавшим за несколько дней перед тем в Казань, причем каждый из нихвзял с собой шпалеру (револьвер); а после того, проснувшись на рассвете, онаувидела, что Чайкин рубил секачом (большим ножом) икону Спасителя, а Комов топором— икону Казанской Божией Матери. Разрубленные иконы были положены в железнуюпечь, после чего бабушка (Елена Шиллинг) зажгла иконы. От Чайкина она слышала,что перед кражей из Казанского монастыря он и Комов сидели на колокольне и былипущены в церковь сторожем, которому пообещали за это 100 рублей. Она видела,как Чайкин и Комов резали похищенные ризы ножницами, а мать ее резала жемчуг. Она сама взяла камешек с Казанской иконы Божией Матери и подарила своей подругеЗое, а от своей матери получила с той же иконы ленточку».
8 июля 1904 года по-
лиция задержала в селе Долженково, Обояньского уезда Курской губернии АнаниюКомова. При этом у него были отобраны револьвер и золотой медальон с девятьюжемчужинами.
Изъятый у Зои камешек, ленточка, предъявленная Женей Кучеровой, и отобранныйу Комова золотой медальон были опознаны монахиней Варварой как предметы, снятыес похищенной Казанской иконы Божией Матери.
На первом своем допросе Чайкин вел себя грубо и вызывающе. На вопрос о личностион ответил: «не знаю, фамилий у меня много -всех не припомню». На вопрос, какойпридерживается веры: «какой хотите». Много рассказывал о совершенных им ранеепреступлениях, явно бравируя ими.
Елена Шиллинг дала показания относительно обстоятельств кражи. По ее словам,она утром 29 июля «впустила на квартиру Чайкина и Комова, которые принесли какие-то иконы. Когда она спросила дочь: «Куда они ходили?», получила от нее ответ: «Молчи,не твое дело, ставь самовар». Шиллинг стала ставить самовар и видела, как Федорколол какие-то дощечки и клал их в печку, а что это было, она в точности рассмотретьне могла».
Максимов также подтвердил факт сожжения икон. Он привел слова Чайкина, которыйна его вопрос о судьбе икон ответил: «Я порубил и побросал в печку, мать заставилсжечь; она сожгла и плакала, мамаша у нас плаксивая».
25 ноября 1904 года в здании Казанского окружного суда начался судебный процесс.Перед судом в качестве подсудимых предстали Варфоломей Стоян, Анания Комов,Федор Захаров, Николай Максимов, Прасковья Кучерова и Елена Шиллинг. Первымчетырем было предъявлено обвинение в похищении святых икон и денег из монастыряпосредством взлома, а Кучеровой и Шиллинг — в укрывательстве этого преступления.
В ходе судебного про-
цесса виновность Стояна и Комова в похищении икон из собора была признана доказанной.Вместе с тем, присяжные не нашли веских доказательств в пользу участия в похищенииМаксимова. Суд признал его виновным лишь в укрывательстве и сбыте краденного.Присяжные сочли неубедительными данные в пользу виновности Захарова. Это явилосьследствием блестящей речи его адвоката Лаврского.
Постановлением суда Варфоломей Стоян осужден на 12 лет каторжных работ, а АнанийКомов на 10 лет. Николай Максимов приговорен к ссылке в исправительные арестантскиеотделения сроком на 2 года 8 месяцев. Прасковью Кучерову и Елену Шиллинг судприговорил к 5 месяцам 10 дням тюрьмы. Сторож Федор Захаров был оправдан.
В деле о похищении иконы остались неясности. Например, не удалось узнать, ктоиз преступников прятался в соборе и открыл внутреннюю дверь. Осталось неизвестными то, куда преступники спрятали бриллианты с похищенных икон. Во время поисковбриллианты не нашли. Высказывались на суде и сомнения в факте уничтожения преступникамипохищенных чудотворных икон. Однако эти сомнения не были подтверждены сколько-либовесомыми аргументами. Большинство присутствующих, видимо, пришли к тому же выводу,что и выступавший в качестве обвинителя товарищ прокурора Казанской судебнойпалаты Покровский. «Как ни тяжело, как ни безотрадно, но надо признать, что иконы сожжены», – заявил он в обвинительной речи.
Казанское свято-
татство произошло за несколько месяцев до начала первой русской революции. Думается,что между этими событиями можно заметить духовную взаимосвязь. Дело о похищениичудотворной Казанской иконы стало одним из ярких свидетельств тяжелого греховногосостояния, в которое погружался русский народ, постепенно забывающий Бога. Весьмахарактерный штрих личности Стояна можно подметить из показаний Жени Кучеровой.«Чайкин, — рассказывала девочка, — не признавал ни Бога, ни царя и говорил,что он сам царь; молиться Богу он мне не позволял, но я тихонько бегала в церкви».Именно такие люди, как Варфоломей Стоян, не признающий ни Бога, ни царя, нужныбыл для планов режиссеров революции. Выход из такого духовного состояния можетбыть лишь один — осознание греха и глубокое покаяние. И всегда была и будетв этом скорой помощницей Пресвятая Владычица наша Богородица.
Г. Е. КОЛЫВАНОВ
МученицаХристина происходила из г. Тира от богатых и знатных родителей.
1 августа Неделя 9-я по Пятидесятнице. Глас 8-й. Память святых отцов шести Вселенских Соборов.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.