Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбург, 22 июля, «Информационное агентство Екатеринбургскойепархии».
-Владыка, наша беседа проходит в канун Царских дней.
Расскажите, пожалуйста,о значении подвига Святых Царственных Страстотерпцев. Почему Церковь так превозноситих, в то время как в обществе еще есть силы – и Вы это знаете, Владыка, – которыеочень негативно относятся к Царственным мученикам?
- Мы можемсейчас посмотреть на более чем двадцатилетнее правление Царя Николая Второгов нашей стране, и можем увидеть много хорошего, полезного. Добрых начинанийи добрых свершений, которые были в годы правления Царя Николая. Однако в то же время очень многие силы были недовольны этими достижениями и ставили палкив колеса, чтобы не развивалась страна так бурно. Известно, что особенно отмечают1913 год, когда все сферы жизни в России были необычайно развиты. Многие силытогда напугались развитием России и решили воспрепятствовать: много было сказанолжи на Царя, чтобы довести людей до такого безумного состояния, когда бы имстало легко внушить мысль о необходимости свержения царской власти, убиенияЦарской Семьи. Тогда говорилось, что он был злым и жестоким, угнетал свой народ.Сейчас, когда прошло несколько десятилетий в жизни страны, мы видим, что бедностьне уменьшается, развращенность нравов тоже не уменьшается, а наоборот, становитсябольше и больше. Многое, чего плохого не было в нашей стране, теперь есть, мыэто видим. Поэтому мы сейчас и пытаемся найти тот путь, по которому шла царскаяРоссия. Найти те точки опоры, которые могли бы воспитать людей в добрых нравахи добром направлении души. В 1917 году произошел такой слом нравственных устоев,что нам потребуется на возрождение очень много времени. Вот когда мы лишилисьэтого богатейшего опыта, то пришлось очень много трудиться, чтобы чуть приподнятьРоссию. Был не так давно некий энтузиазм, задор. Но он очень быстро прошел,и теперь надо вновь прикладывать множество усилий, найти в себе силу, котораясможет нас возродить. Отрадно, что возвращаются многие святыни нашей Церкви– это ведь тоже островки духовности, светочи, через них мы можем подкрепитьте силы, которые возрождают в нашем Отечестве былую славу, нами ныне утерянную.Поэтому нам так важно доброе отношение к Царской Семье. Увидеть благие начинанияЦаря Николая и даже продолжить их.
Царь Николайне только пример хорошего правителя, но и благочестия, патриотизма. Он так сильнолюбил свое Отечество, что даже отрекся от престола ради него. Он хотел найтидля России тот путь, идя по которому, страна стала бы более счастливой и жизньее более отрадной. Он решил сделать так, потому что полагал, что это будет лучшедля России. Раз народ «постановил», что Царь виноват, то Николай II решил пожертвоватьсобой, чтобы Россия была в благолепии, и славе, и чести. Тогда злые силы обещали,что без царя все так и будет – «рай на земле». Но этой демагогией, конечно,не обеспечили обманутому народу ни благоденствия, ни счастья, ни «рая». Надоочень глубоко осмыслить эту ситуацию. И может быть, мы даже со временем поймемсостояние души Царя, когда со всех сторон – военачальники, министры, думскиекрикуны – пытались дезориентировать его. Сейчас мы имеем ходатая пред Богом,Царя-мученика. Молясь пред святой четой, мы надеемся на то, что Господь пошлетнам вразумление, просветление нашего ума, для того чтобы мы поняли свои ошибкии начали жить тем благочестием, которым жил Царь Николай. Может быть, благодаряэтим молитвам наша жизнь станет лучше.
- Владыка, как Вы можете прокомментировать недавнее осквернение памятника Царственным Страстотерпцам,Поклонного креста и часовни Святой Княгиня Елизаветы?
- Конечно,это печально, что еще остались люди, которые со злобой и ненавистью относятсяк Святым Царственным Страстотерпцам, тем самым выказывая аналогичное отношениек доброте и добродетельным людям, которые строили Россию на основе высокой нравственностии духовности. Строили крепкой и могущественной. Видимо, этим людям не хочется,чтобы Россия была такой. Они не патриоты. Поэтому они и мажут и пишут нехорошиеслова, которые ясно показывают, какой дух этими заблудшими правит.
- Почему Церковьне признает останки, найденные под Екатеринбургом, как мощи?
- Да, СвятаяЦерковь во главе с Его Святейшеством Святейшим Патриархом Московским и всеяРуси Алексием Вторым, Священным Синодом и всей полнотой нашей Церкви не признаетих мощами. На юбилейном Архиерейском Соборе было принято решение не считатьэти останки царскими мощами. Они не были исследованы до конца. И сейчас, как подтверждение истины Церкви, многие ученые – японские и американские, в частности– в последнее время говорят, что, исследуя эти останки, можно сделать вывод,что эти останки не царские. А Церковь не имеет права ошибаться, и как тольконаука скажет свое окончательное слово, тогда и мы скажем его. А пока идут исследования– мы молчим. В каком положении окажется Церковь, если, вопреки науке, будетутверждать что-то свое? Пока вопрос остается открытым. Есть в истории примеры,когда кто-то признается святым, а останки еще не обретены.
- Дорогой Владыка,объясните, почему Царские дни называют праздником? Ведь обычно в такие датымы предаемся скорби. Объясните, пожалуйста.
- Суть в том, что Царская Семья, живя здесь, на земле, угождая Богу, достигла того совершенства,которого должен добиться каждый живущий на земле. Она достигла той главной цели,которой должен достигнуть каждый человек – Царствия Божия. Через страдания,через страшную кончину они достигли еще большего венца и здесь, на земле, и в потустороннем мире, в Царствии Божием. Поэтому для нас радость в том, что они смогли претерпеть все трудности, мужественно перенести все испытания этойжизни, не были сломлены. Для нас радость в том, что житель этой земли жил так,как заповедал нам Христос Спаситель, – он достиг вечной жизни. И мы радуемсяэтой победе добра над злом.
- Как обстоитдело с проектированием Святого Квартала: кажется, был объявлен какой-то конкурспо его застройке?
- Да, былтакой конкурс. Пока еще его итоги не подведены. Когда будет принято решениеоб одобрении того или иного проекта, то тогда и будем делать заключение по егодальнейшей застройке.
- Владыка, естьеще одна очень важная для всех нас тема: буквально на днях исполняется 5 летс того момента, как Святейший Патриарх благословил Вас возглавить Екатеринбургскуюепархию. Быстро прошли эти годы?
- Очень.
- Какие наиболееважные вехи в жизни Епархии за эти пять лет Вы могли бы выделить?
- Очень важноесобытие за эти пять лет – это то, что к нам приезжал Его Святейшество СвятейшийПатриарх Алексий. И его благословениями, его трудами мы живем до сих пор. СлаваБогу, что те благословения, которые нам он дал, мы стараемся исполнять в точности.Это очень важно, что мы находимся под непосредственным управлением СвятейшегоПатриарха. И когда мы находимся в послушании, то у нас все получается.
Очень важно,что по его благословению был построен замечательный Храм-на-Крови, во имя ВсехСвятых, в Земле Российской просиявших, и многие тысячи людей притекают к этомусвятому месту, чтобы получить от Бога укрепление в вере и благочестивой жизни.Говорить можно много, но это – самое главное.
- Владыка, что пока так и не удалось сделать? Какие направления развития Епархии будут активизированыв ближайшее время?
- Конечно,главная задача Церкви и тех благословений, которые мы получаем от СвятейшегоПатриарха – это большее нравственное влияние на общество, активизация своихдействий во всех сферах жизни народа. И благо, что для этого у нас есть возможности.И мы должны ими воспользоваться: пытаемся находить пути, чтобы жизнь церковнаябыла более насыщенной, чтобы принести еще большую пользу нашему Отечеству, нашемуобществу.
То, что мыначали – надо развивать. Чтобы люди видели пользу трудов наших пастырей, пользуверующих для общества. Надо нам восстановить свою высокую роль в обществе –ведь мы были очень сильно унижены. В годы советской власти говорили, что верующиелюди – это отбросы, что они являются «дремучими», невежественными силами, которыетормозят развитие «социального прогресса», а священники – вообще люди темныеи опасные. Надо нам сегодня так активизировать свои действия, чтобы люди поняли,что мы приносим неоценимую духовную пользу. Надо очень много делать, чтобы не было негативных высказываний в наш адрес.
Действительно,те лю-ди, которые прислушиваются к голосу Церкви, отличаются от других. Онискромны, порядочны, законопослушны, полны любви к ближнему, да и на работе –всем пример в своем отношении к труду. Вот в этом надо видеть пользу воспитанияЦеркви.
- Владыка, всезрители, радиослушатели, читатели епархиальных СМИ, все мы искренне поздравляемВас с этой датой и желаем Вам неоскудевающей помощи Божией в Ваших Архипастырскихтрудах на Благо Церкви Христовой.
- Спаси Господи.Прошу ваших молитв.
- Вопрос из Краснотурьинска,от рабы Божией Анны: «Владыка, помогите! Наш батюшка живет в подвале церкви.Посодействуйте ему с жильем, пожалуйста».
- В Краснотурьинске?Я буду там служить в июле, и узнаю как там дела.
- Раба БожияТатьяна спрашивает: «Один монах мне посоветовал следующее: если, допустим, не было полного погружения при крещении, то нужно пройти это Таинство еще раз.Что мне делать?».
- Нет, этогоделать не надо. Тяжелые были времена у Церкви, все приходилось совершать тайнои быстро: советская власть нас наказывала за наше служение. В силу того что были очень тяжелые времена, Господь принимает это Крещение, как действительноеи полное. Можно сказать, что люди своей кровью, страхом и ужасом перед наказаниемпринимали Крещение, и Бог принимает его. Так и вы не идите на такое искушениеи не сомневайтесь, что ваше крещение неполное – все у вас нормально.
- Вопрос о фильме«Страсти Христовы»: «Как относиться к тому, что Христа играет актер? Допустимо ли играть в театре или кино Спасителя, Богородицу и святых?».
- Вот именнос этой проблемой мы и сталкиваемся, когда выходят подобные фильмы. Христос –Богочеловек. Не было, нет и не будет больше такого существа. Потому играть Егов какой-то степени грешно. Ведь нельзя передать тот высший идеал духовной жизни,которую вел Спаситель. Сам смысл Его духовности передается ущербно. Это плохои для Веры, и для Церкви нашей… Не совсем лежит наша душа к этому фильму. Но,может быть, у тех, кто находится вне церковной ограды, вне церковной жизни,этот фильм затронет сердце. И тогда этот человек обратится к первоисточнику– к Евангелию, и, проникнувшись премудрости Божией, будет жить по заповедямБожиим, по духу Евангелия.
- «Можно ли спастись,если крещеный человек никогда не исповедовался и не причащался?».
- СвященноеПисание говорит так: кто не будет пить из Чаши Господней и не будет вкушатьТело Христово, тот не будет иметь жизни вечной. Без этого Таинства нет спасения:ведь мы причащаемся во исцеление души и тела и оставление грехов, которые не дают войти в Царство Божие.
- «Можно ли прийтик Вам на прием с вопросом отпевания самоубийцы? Он был болен».
- Конечно,можно. Но прежде нужно подойти к священнику. Он все вам расскажет, и уже от него с прошением приходите ко мне. Тогда я решу вопрос об отпевании.
- «В Екатеринбургчасто привозят мощи. Какое это имеет значение для жизни города?».
- Огромное.Это милость Божия для нашего города: ведь он, безусловно, удостаивается большогоблагодеяния, принимая такие великие святыни. Тем самым, горожане освящаютсяи очищаются молитвами тех угодников Божиих, чьи мощи нас посещают. Конечно,это благо для всех нас, когда Господь дарует такую милость, когда есть возможностьпомолиться у этих святынь, приложиться к ним. Это очень необходимо для помощив жизни, для исцеления нашего духовного и телесного, для укрепления нас в вере,для решения многих наших проблем.
- «Стоит ли человекурегулярно посещать храм, если он никогда не подходит на исповедь и не причащается?».
- То, что человек ходит в церковь – это хорошо, и важно, что регулярно. Но, конечно, нужносделать еще один шаг к тому, чтобы приступить к Таинствам Церкви: Исповеди и Причащению. Потому что без этих Таинств мы не получим жизнь вечную, ради котороймы и трудимся на этой земле.
- «В каком храмеэтим постом можно пособороваться?»
- В любом.Нужно подойти к священнику и договориться о времени.
- Вопрос от рабыБожией Анны: «Батюшка перед Причащением в молитве «Верую», не произносит слова«Сын Бога Живаго». Нас, прихожан, это смущает. А самим сказать это батюшке неудобно.Как нам быть?».
- Какой батюшка?Сообщите мне, а я скажу ему, что он совершает ошибку.
- «Можно ли мирянинусовершать монастырские правила?» — спрашивает раба Божия Татьяна, прихожанкахрама Рождества Христова на Уралмаше.
- Да, еслиесть благословение духовника.
- Потеряева НатальяБорисовна позвонила на телестудию и обратилась с просьбой: «Мы, садоводы, хотимпередать монастырю на Ганиной яме партию многолетних цветов. Владыка, дайтесвое благословение на то, чтобы за ними первое время присматривали, пока онине приживутся».
- Я приветствуютакой хороший поступок. И благословляю такое доброе начинание. Пускай приезжаютв монастырь и обращаются к отцу Гермогену.
- Вера спрашивает:«Почему, когда я ставлю свечи в храме, не во время службы, их гасят, говоря,что не во время службы ставить не надо?».
- Это неправильно.Мы боремся с таким явлением, в нашей Церкви, когда уборщица или работница храмаведет себя не совсем правильно по отношению к прихожанам, которые приходят не во время богослужения. Мы говорим о том, чтобы они относились к таким прихожанамс уважением и любовью, и, наоборот, содействовали тому, чтобы они пришли и на службу. Чтобы они помогли людям найти свое место в этом храме, помогли им разобратьсяв своих проблемах. Когда приходит человек в храм, ему надо рассказать, где поставитьсвечку о здравии или о упокоении и не препятствовать, чтобы они их зажигаливо вне богослужебное время.
Нужно всемлюдям приходить в храм, молиться. Потому не смущайтесь – приходите, ставьтесвечи, молитесь. И получите от Бога просимое.
- Вопрос от Наталии:«Владыка, смотрели ли Вы фильм «Страсти Христовы»? И все-таки можно ли его смотретьправославному человеку?».
- Я фильмне смотрел. Вообще в своей жизни я очень мало фильмов смотрел. Но, по рассказамсмотревших, на одних он произвел хорошее впечатление, на других – плохое. Я с самого начала говорил, что этот фильм может быть полезен некоторым людям,которые увлеклись совсем другой жизнью – нерелигиозной и не духовной, и видястрадания и мучения Христа Спасителя за нас, грешных, может быть, многие придутк тому, чтобы задуматься над своей жизнью. И осознать, что каждый наш грех –это причина страданий Спасителя. Если так люди поймут этот фильм, то это будеточень хорошо. А если еще отвратятся от греховной жизни, повернутся к жизни церковной,нравственной и духовной, то слава Богу. Но если это приведет к еще большемуожесточению, то это очень плохо.
- «Как Церковьсмотрит на матриархат, т.е. когда женщина правит в семье?» — спрашивает Вячеслав.
- Есть правило,которое для нас оставил Сам Господь, что главой семейства должен быть муж, а жена должна быть в согласии с ним. Муж тоже должен быть в согласии с женой,чтобы было единство под началом мужчины. Вот такое Божие благословение, такойустановленный Им порядок, и нам его нужно соблюдать.
Дело в том,что мы должны стараться жить не по своему нраву, не так, «как я хочу». Мы должныприблизить свою волю к воле Божией. Свой духовный настрой согласовывать с духомЕвангелия. И если мы покоряемся Писанию, то все получается легко и свободно,но если мы идем на поводу у своей гордости, то многое становится непонятными трудным для нас.
- Вопрос от Делавра:«Могут ли мусульмане, при отсутствии мечети, заходить молиться о своих близкихв православный храм?».
- Могут.Они так и делают. Многие мусульмане в период советского гонения ходили в православныехрамы и молились. Я помню, даже Хазрат Сибгатулла рассказывал, как он в своевремя приходил в наш собор, слушал проповеди, молился по-своему.
- «Дорогой Владыка,могут ли простые смертные побывать в раю? В дневниках писателя Федора Достоевскогоесть упоминание о том, что он был в раю: «Там хорошо, там все любят друг друга!».Возможно ли такое посещение или это плод писательской фантазии?».
- Действительно,случается и такое, когда людям дается предощущение райской жизни, райских благ. Были такие ситуации в жизни многих и многих людей. Было даже и такое, что некоторымлюдям, только начинающим, еще даже маловерующим, Господь давал такое предощущение,чтобы они уверовали в истину, которую проповедует Православная Церковь о раеи об аде. Господь открывал эти тайны, и человек оставлял свою греховную жизнь,чтобы уже своими трудами заработать увиденное.
Программа«Архипастырь» выходит на «10-м канале» по субботам, в 22.00, и по воскресеньям,в 15.30.
На епархиальнойрадиостанции «Воскресение» — в 14.20 и 20.20 по вторникам.
Свои вопросы ВладыкеВикентию вы можете задать, позвонив на телестудию Епархии по телефону 217–93–38.
Храни вас Господь!
С архиепископом Викентием беседовала журналист Валентина ЕФРЕМОВА. Расшифровкааудиозаписи — Антон ПЕПЕЛЯЕВ.
К 5-летию служения архиепископа Викентия на Екатеринбургскойкафедре.…Очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их…(1 Петр.
Екатеринбург,16 июля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».С 15 июля 1999 года несетсвое служение в Центре военно-технических проблем биологической защиты НИИ микробиологииМинистерства обороны РФ первый в Екатеринбургской епархии воинский храм во имяСвятого Благоверного Князя Димитрия Донского. В этом годув 19-м военном городке Екатеринбурга,где расположен Свято-Димитриевский храм, готовятся сразу к двум торжествам.Пятилетний юбилей служенияпразднует воинский храм, а само подразделение Министерства обороны отмечает55-летие.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.