Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №26 (299) → Ответы архиепископа Викентия на вопросы уральцев в студии радиостанции екатеринбургской епархии «Воскресение» (телепрограмма «Архипастырь» 3 июля 2004 года)

Ответы архиепископа Викентия на вопросы уральцев в студии радиостанции екатеринбургской епархии «Воскресение» (телепрограмма «Архипастырь» 3 июля 2004 года)

№26 (299) / 8 июля ‘04

Архипастырь

 Екатеринбург,7 июля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».

 -Дорогой, Владыка идет Петров пост.

Скажите свое напутственное слово тем, ктоего соблюдает, и тем, кто не соблюдает.
 - Во-первых,хочу всех поздравить с этим постом. Ведь он очень важный — это апостольскийпост, установленный в честь первоверховных апостолов Петра и Павла. Это оченьзначимый для нас пост, потому что он посвящен одним из столпов нашей веры, которымии являются святые Апостолы Петр и Павел, которые оставили для нас очень важноеучение о жизни со Христом, жизни христианской. И читая эти послания, эти творениясвятых Апостолов, мы многому научаемся, и руководствуемся ими в жизни для тогочтобы выполнить свое служение. И, конечно, чтобы нести это высокое нравственноеслужение для себя, для своего нравственного совершенствования, нам необходимабольшая Сила Божия, и ее мы можем снискать молитвами святых первоверховных АпостоловПетра и Павла, постом и молитвой. И еще одно, что я хотел сказать об этом посте.Мы знаем о том, что Апостолы Петр и Павел очень тяжко согрешили в своей жизни.Апостол Петр отрекся от Христа, это величайший грех… Но потом он был восстановленв Апостольское достоинство, и он всегда помнил о своем грехопадении, каждыйдень. Он каждое утро, при пении петухов, вспоминал об отречении от Христа, и со слезами каялся о содеянном грехе. И для нас он является учителем, тем, комунеобходимо подражать. Он образец покаяния. Сам совершил, сам покаялся. Вел аскетическуюжизнь для того, чтобы изгладить в своем сердце этот тяжкий грех. Главное то,что в течение всей жизни каялся и сознавал свою греховность, и в тоже времяне отчаивался. Он осознавал себя грешником, но он так вел свою жизнь, чтобыискупить свой грех. Он так ревностно служил Богу, Церкви и людям, чтобы Господьне вспоминал об этом грехопадении. Апостол Петр понимал, что он пойдет на Страшныйсуд и с этим грехом он может быть осужден, и поэтому в знак того, что кается,что осознает свой грех, он очень много трудился, многих людей привел ко спасению,к Богу. И это нам тоже пример. Если мы осознаем себя грешниками, сознаем своигрехи, мы должны не отчаиваться, а очень много трудиться, ревностно, самоотверженно,с полной отдачей сил, жертвенно служить Богу, чтобы загладить свои грехи. Так же – Апостол Павел. Он был гонителем Христа. Очень жестоко гнал христиан. А потом особым путем был призван на апостольское служение. И он тоже в течениевсей своей жизни осознавал себя грешником. И хотя делал величайшие чудеса, всеравно говорил, что недостоин называться апостолом. Он всегда себя укорял за то, что гнал Христа, осуждал себя. И это тоже для нас большой урок для подражания,чтобы мы в течение этого поста каялись и трудились, вели активный подвиг для преображения своей души, помогали и другим людям, чтобы они тоже могли приобрестибисер Веры Христовой. И, конечно, без поста и без молитвы этот подвиг не совершить.Поэтому и установлен Церковью пост апостольский, пост Петра и Павла, чтобы мымогли постом и молитвой, и надеждой на молитвы святых апостолов, и милостьюБожией нести такой подвиг самосовершенствования своей жизни.
 Я хотел призватьвсех донести до конца подвиг поста. Он не такой тяжелый, ведь можно есть рыбу,кроме среды и пятницы. Не тяжелый, он и потому, что сейчас очень много овощейи фруктов. Думаю, можно поститься в Петров пост, он не такой тяжелый, как Великийили даже Рождественский. Поэтому я желаю всем, чтобы Господь даровал силы и молитвами святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, донести всем этот постдо конца. И порадоваться в день памяти этих апостолов о том, что мы смогли подержатьэтот пост. И с радостью разговеться и поблагодарить Господа за то, что Он далсилы нести до конца подвиг поста.
 - Владыка, оченьмногие интересуются, как прошло в Москве празднование 75-летия Святейшего Патриарха?Какой подарок от уральцев был сделан Предстоятелю Церкви?
 - Да, я былна этом торжестве. 10 июня было великое торжество нашей Церкви, потому что нашПредстоятель праздновал, во-первых, свое 75-летие; во-вторых – 14-летие Патриаршейинтронизации. На этом торжестве было большое количество иерархов нашей Церкви,архиереев. Почти весь епископат нашей Церкви приехал поздравить Святейшего Патриарха.На этих торжествах отмечались подвиги, труды, те достижения, которые, с помощьюБожией и старанием Патриарха, Святая наша Церковь достигла за эти 14 лет. Былоочень много гостей с разных поместных Православных Церквей, представители всехправославных церквей были на этом торжестве. Был Предстоятель Американской церкви,и другие представители православных церквей. Конечно, очень много интересногобыло высказано в адрес Святейшего Патриарха; конечно, очень интересно говорилСвятейший Патриарх в адрес всех нас. Он благодарил всю паству свою за те труды,которые она несет на благо Отечества и процветание его. За 14 лет умножилосьчисло и верующих, и храмов, и монастырей. Он, конечно, сознает, что это не еголичные заслуги, но труды всей Церкви. В том числе и нас, живущих в ЕкатеринбургскойЕпархии. Но в то же время, Святейший Патриарх сказал с болью в душе о том, как он 1 июня побывал в Кардиологическом центре города Москвы и там он посетил детскоеотделение, где увидел несколько тысяч младенцев, новорожденных, больных сердцем.И их ожидает серьезная, тяжелая операция на сердце, открытая операция. И ужеродившись с таким пороком, он остается у человека на всю жизнь, несмотря на усилия врачей. И Святейший Патриарх спрашивал директора Центра о причине такойболезни. И директор Центра, профессор, академик, сказал просто: грех родителей,грех нашего общества является причиной того, что дети рождаются больными. И наше потомство все более больное. Об этом с болью рассказал нам Святейший Патриархи напутствовал всех нас, на то, чтобы мы обратили внимание на нравственное воспитаниенашего общества. Ведь болезни сердца или других органов – духовные болезни,СПИД, ВИЧ-инфекция – все это последствия разврата. Профессор объяснил, и назвалте грехи, которые вызывают такие заболевания: развратная жизнь, курение, пьянство,блуд – это все ведет к рождению вот таких детей. И Святейший Патриарх просил,чтобы мы обратили внимание на нравственное воспитание общества, и постаралисьвсеми силами как-то исправить вот эту тяжелую ситуацию в нашем обществе. Чтобыпотомство рождалось у нас здоровое, а не больное.
 - Все-таки Владыка,какой подарок был сделан от уральцев Предстоятелю Церкви?…
 - Мы подарилиСвятейшему два подсвечника и часы в отделке из уральских камней. Когда мы их вручали, он даже сказал: «Вот, сугубо уральский подарок». Был очень рад и благодарен.
 - В Россию вернуласьТихвинская икона Пресвятой Богородицы. Есть ли надежда увидеть ее в Екатеринбурге?
 - Пока этотвопрос не обсуждался. Может, позже. Пока эта святыня в Тихвине, в монастыре,где она была до того как ее забрали. Может быть, спустя некоторое время мы будемпросить благословение Святейшего Патриарха на то, чтобы она побывала и на Урале.
 - Звонок на телестудию:«Почему у нас Церковь отделена от государства, если даже это само слово означат«Господом дарованное Царство»? Можно ли в обозримом будущем надеяться на симфониюЦеркви и государства?
 - К сожалению,понятие об отделении Церкви от государства идет со времен советской власти.На самом деле это отделение не так уж и плохо. Это на нас повесили такой ярлык,когда мы отправляемся в местные органы и просим решать для Церкви какие-то вопросы,то они говорят: «Вы же отделены от государства! Зачем вам помогать?». И такиелюди, к сожалению, есть. На самом деле все не так. Ведь что говорит этот законс юридической точки зрения? О том, чтобы Церковь не вмешивалась во внутренниедела государства, а государство не вмешивалось во внутренние дела Церкви — этопрекрасно! А вместе мы должны трудиться в деле процветания – нравственного и духовного – со стороны Церкви, и материального – со стороны государства, нашегоОтечества. Вот это и есть та гармония, которая должна быть в основе деятельностиЦеркви и государства. В единстве, в равенстве, в дружбе жили мы долгие столетия,так оно должно быть и сейчас. Но просто еще с советского времени сохранилосьискаженное понятие, и никак люди не могут понять, что отделение Церкви от государстване означает отделения от общества, потому что мы живем в этом обществе. Всемы граждане нашей Родины, и как это вообще можно себе представить «отделениеот государства»? Как человек может быть отделен от государства, в котором живет?А людям, которые не любят Церковь, нравится говорить эту фразу: «Вы же отделеныот государства!» Но на самом деле никакого разделения нет. Все мы граждане однойстраны, и мы трудимся на ее благо, соработничаем вместе, чтобы оно процветалои чтобы нравственно возрождалось.
 Очень многоверующих людей работают на предприятиях этого государства, своим трудом укрепляютего материально. Какое может быть разделение? Можно сказать, что эти слова —безумие! Говорящие так не понимают смысла этих слов, этого закона. Надо понимать,что это следствия того времени, когда Церковь, церковный и верующий человексчитался вторым сортом в нашем обществе. Поэтому нас всегда отбрасывали в сторону:«Вы не вмешивайтесь!» Сейчас ситуация немного изменилась, но вот такие отголоскистарого времени еще есть. Но я думаю, что люди, когда поймут смысл этого закона,перестанут так говорить.
 - «Будет ли когда-то введена цензура на церковную литературу? Бывает, что в лавках продают весьмасомнительные книги?» — позвонила нам Наталья.
 - Да естьтакая проблема, что в некоторых лавках не согласовывают книги с Епархией. И продают, помимо нашего благословения, ту литературу, которая не имеет правапродаваться. Это одна из проблем, но я думаю, что ее мы будем решать.
 - Светлана из Костромской области написала в редакцию письмо: «Идет пост. Я сладкоежка. Правильно ли я понимаю, что мне необходимо воздерживаться от сладкого, даже если оно не скоромное?»
 - Пост не возбраняет есть сладкое. Но нужно иметь воздержание, иметь меру. Пожалуйста,можно есть постную пищу, только в меру.
 - Елена Григорьевна,прихожанка храма на Синих Камнях спрашивает: «Много лет назад мне был во снеголос, что я умру на Пасху. С тех пор этот радостный праздник я жду с опаской,и всегда на него болею. Как мне себя вести в этой ситуации?»
 - «Не всякомуслуху верьте!» — сказал Господь. Поэтому не надо доверять явлениям, которыебывают в жизни или во сне. Не каждый такой сон — от Бога, поэтому и святые отцыпредостерегают от веры этим явлениям. Это может быть пагубно для души и обманомсо стороны диавола. Диавол может вот так подействовать на человека и нанестискорбь его душе, поэтому нам надо полагаться на волю Божию. Сказать: «Когдабудет воля Божия забрать меня из этого мира, тогда я и уйду». Рано или поздномы все равно уйдем, мы должны готовиться к смерти, к отшествию из этого мира,но это будет тогда, когда будет угодно Богу. Не наше дело знать это время, нашедело готовиться. Вести богоугодную и благочестивую жизнь, творить добро и деламилосердия и т.д. — это и есть подготовка к жизни вечной.
 - СпрашиваетСерафима: «Как понимать слова «блажен муж, иже не иде на совет нечестивых»?
 - Вроде понятныэти слова: блажен тот человек, который не идет в то общество, которое приноситопустошение, озлобленность, скорбь душевную, которое приносит человеку безнравственность,неприятности. Предостерегает нас святой пророк Давид, чтобы не шли «на советнечестивых», которые оскверняют нашу душу.
 - «Чем отличаетсяосуждение человека от его обсуждения?»
 - Осуждениечеловека — это когда мы говорим, что «ты — блудник», «ты — пьяница», «ты — такой,сякой…» Вот это и есть осуждение, а когда мы рассуждаем о тех или иных негативныхсторонах жизни человека, но не с целью его осуждения, а с целью его вразумления,чтобы ему помочь исправиться, то это, конечно, будет не грех.
 - «Как молитьсяза человека по имени Эдуард? Он точно крещеный, но в святцах такого имени нет.Как его поминать?» — спрашивает Зинаида.
 - Если человеккрещен каким-либо именем, то его нужно поминать именно этим именем, даже еслиего и нет в святцах. Единственное – это плохо тем, что нет у человека небесногопокровителя, который бы молился об этом человеке, был бы предстателем перед престолом Божиим, помогая человеку в жизни. Таинство Крещения освящает это имя,и его нужно поминать в храмах Божиих, в Таинствах церковных.
 - «Можно ли молитьсяза повесившегося человека, если его жена каким-то образом отпела его в храме?».
 - Если родственникипо своей ревности, не по разуму, совершили этот грех, может, даже обманули священникаи не сказали правду, что человек покончил жизнь самоубийством, то не нужно за него молиться в храме Божием, поминать его за службами. Но нужно молиться за него дома, подавать милостыню, чтобы Господь его помиловал. Вот этим помочьбедной душе, которая попала в такую ситуацию.
 Но я ещераз хотел сказать всем, что мы не можем отпевать самоубийц, несмотря на многочисленныепросьбы. Это величайший грех. Господь не благоволит, чтобы мы отпевали такихлюдей. Если близким дорог этот человек, то они должны помочь ему сами: ходитьв Церковь, молиться, поститься, причащаться, исповедываться — такое исправлениежизни родственников этого человека принесет ему большую пользу. А когда мы идемпротив воли Божией и отпевает этого человека, то результат получается обратный:мы обращаем Его гнев и на умершего и на самих себя. Ничего хорошего из этогоне выйдет.
 Есть исключения,когда отпеваются самоубийцы. Это те, кто был умалишенным очень долгое время,и этот тяжкий грех совершил в силу своего безумства. Но и тогда мы требуем,чтобы родственники изменили свою жизнь.
 - Раба БожияПелагея спрашивает: «В газете прочитала, что один человек вылечился от бессонницытем, что читал молитву «Господи, помилуй» так: на вдохе «Господи», на выдохе«помилуй». Можно ли так делать?».
 - Есть такаяпрактика, что когда люди страдают той или иной болезнью или, как в данном случае,– бессонницей, – путем молитвы человек засыпает и излечивается от болезни. Или другие читают Священное Писание, Евангелие, пока не заснут или читают акафист,Псалтирь и в этом случае сон очень здоровый, даже если спал человек совсем недолго,и этого бывает человеку достаточно, чтобы отдохнуть. Это показатель того, что человек спал с молитвой, с благодатью Божией, и эта благодать помогла ему отдохнутьи избавиться от бессонницы.
 - «Владыка, естьсоглашение меду Епархией и военными, а почему нет подобного и с судейским обществом?Ведь там очень необходима духовность».
 - Церковьприглашается в разные структуры нашего государства, нашей власти, чтобы нестидуховное окормление и помочь духовному возрождению служащих в этих структурах.И, конечно, и в судейском обществе у нас есть соглашение о сотрудничестве, и мы пытаемся со всеми иметь добрые отношения. Единственное, у нас бывают трудности:когда мы начинаем непосредственно обращаться к тем или иным коллективам, то эти коллективы не всегда отзываются на наше предложение. И потому бывает, что мы не можем исполнить свой долг, свою миссию по духовному прозрению людей. К сожалению, есть проблема и с другой стороны: священники не всегда могут посещатьтакие места из-за своей занятости. Но все равно в очень многих местах осуществляетсяэто плодотворное сотрудничество.

 Программа«Архипастырь» выходит на «10-м канале» по субботам, в 22.00, и по воскресеньям,в 15.30.
 На епархиальнойрадиостанции «Воскресение» — в 14.20 и 20.20 по вторникам.
 Свои вопросы ВладыкеВикентию вы можете задать, позвонив на телестудию Епархии по телефону 217–93–38.
 Храни вас Господь!

 С архиепископом Викентием беседовала журналист Валентина ЕФРЕМОВА. Расшифровкааудиозаписи — Антон ПЕПЕЛЯЕВ.

 
Царские дни

Программа мероприятий Третьего фестиваля православной культуры «Царские дни» (Екатеринбург, 12 — 18 июля)

 Екатеринбург,6 июля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Утвержденапрограмма мероприятий Третьего фестиваляправославной культуры «Царские дни», организуемого Отделомкультуры Екатеринбургской епархии.

 
Архипастырь

Архиепископ Викентий поздравил директора Института истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук академика В.В. Алексеева с 70-летним юбилеем

 Екатеринбург,2 июля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Институтистории и археологии Уральского отделения Российской академии наук (ИИАУрО РАН) — одно из ведущих научно-исследовательских учреждений историческогопрофиля на Урале. Он создан в 1988 году на базе Отделения истории институтаэкономики Уральского отделения Академии наук.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс