Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №24 (297) → Пешком в Иерусалим

Пешком в Иерусалим

№24 (297) / 22 июня ‘04

Паломничество

 – Что у васна сердце – главное? – спросили человека.
 – Иерусалим, – ответилтот, глядя куда-то вдаль.


 Это была правда.Человек надеялся когда-нибудь, хотя бы пешком, дойти до Палестины, до земногоотечества Христа. Но еще больше он надеялся оказаться в святом Иерусалиме, сходящемот Бога с неба.

 Иерусалим– мечта тысяч людей, живущих сегодня в России. В течение последних десяти с небольшим лет сотни россиян побывали в Израиле. Но вряд ли кто знает о первомпослереволюционном паломничестве, которое стало возможным в 1990 году. В деньобретения мощей преподобного Сергия Радонежского, 18 июля, из ворот Троице-СергиевойЛавры по направлению к Калуге вышла журналистка Наталия Сухинина. Ей предстоялпеший путь, обычный для паломника царской России. Через два с половиной месяцаона была в Иерусалиме.
 – Отрадно,что возрождается путь русских паломников в Святую Землю. Хотелось бы надеяться,что, проложив его, вы не останетесь в одиночестве, – перекрестив, напутствовалпервую русскую паломницу нового времени Патриарх Алексий II.
 Сегодня НаталияЕвгеньевна – главный редактор московского издательства «Святая гора», котороевыпускает духовную литературу. В редакции издательства мы и встретились. Беседовали,конечно же, о первом паломничестве в Иерусалим.
 – Ваше паломничествостало поистине событием историческим. Ведь вы не просто шли в Иерусалим, выотсылали путевые очерки в газету, в которой работали. Их читала вся страна,люди писали письма…
 – Да. Тогдапаломничество из России в Израиль для простого смертного не было возможным:когда я уходила, между Израилем и нашей страной еще не существовало дипломатическихотношений, в Израиле даже не было посольства, только консульская группа, на разные случаи жизни. 70 лет «железного занавеса» – ни съездить, ни прочитать.Отсюда и трепетное отношение к моему пути, к рассказам.
 Но в том,что первой пошла именно я, моей заслуги нет. Так получилось, такова великаяБожья милость. Сегодня говорить об этом стыдно, но я была человеком невоцерковленным.В путь меня влекло журналистское тщеславие, хотелось сделать в журналистикето, чего до тебя еще никто не делал. И я готовилась к предстоящему пути толькокак журналист. Много читала об Иерусалиме, о жизни Иисуса Христа.
 Я работалав «Рабочей трибуне», газете ЦК КПСС. Представьте себе, в партийном печатноморгане появляется рубрика «Дорога к Храму». Спустя сутки с начала пути на первойполосе газеты крупным планом был опубликован снимок, где Патриарх благословляетменя в путь. Такой кульбит. Редактор был человек партийный, но он почувствовалконъюнктуру, предвидел успех очерков, читательский интерес. «Наша акция называется«Дорога к Храму». Наш храм – наше духовное возрождение, и дорога к нему многотрудна»,– говорилось в одной из первых заметок.
 Уже в путико мне пришло осознание: в Иерусалим пошел человек недостойный. Достойные оставалисьи смотрели мне вслед. Батюшки и миряне, которым я и в подметки не годилась.Помню, один батюшка сказал, что ел бы только хлеб и пил бы только воду, лишь бы пойти по этому пути. А я шла – преуспевающая журналистка, которую везде встречали,готовили приемы в гостиницах, в каждом городе я давала интервью. Поэтому, когдаменя называют подвижницей, мне становится стыдно. Я отвечаю, что путь мой в Иерусалим был усеян розами. Ни в лесах я не ночевала, ни посоха в руках не было.Было благословение от Патриарха, во все епархии были разосланы телефонограммы:идет паломница, просьба оказать содействие. И куда я ни приходила, везде менябез проблем встречали.
 – Вы говорите,что были человеком невоцерковленным. А я знаю людей, которым ваши очерки помоглиприйти к вере. Как это возможно?
 – Дело в том, что в пути я столкнулась с непередаваемой высотой духа, с огромной любовьюк Святой Земле. Потрясающие дорожные встречи дали понять, что такое Иерусалимдля русского человека. И тогда наступил момент, когда мне захотелось, чтобыименно об этом узнал весь мир.
 Помню, былау меня юбка, вылинявшая от дороги. Так люди просили подержаться за эту юбку,за косынку, за рюкзак. Говорили: «Не сердись, дочка, ведь эти вещи в СвятойЗемле будут». Представляете?
 Люди в путипросили молитв. Давали записки, которых было так много, что в иерусалимскомхраме я поминала всех несколько часов кряду. Свечей за дорогу нагрузили целыйрюкзак, его было тяжело нести, но я не могла отказать. Просили помолиться в Иерусалиме за больных, за убогих, за пьющего мужа, за умирающую дочку. Помню,как уже по возвращении десятки незнакомых людей говорили мне по телефону: «Вышли, а мы все время молились за вас».
 И потом –личные переживания. Никогда не забуду, как впервые прикладывалась к Вифлеемскойзвезде. Оставалось сделать до нее три шага, а у меня такое чувство, что не могу,не достойна. Это было искренне: я – московская журналистка, которая под патриаршееблагословение без платка подходила, а вот тут – место, где Христос родился.Со мной была матушка из Горненского женского монастыря. Она тогда такие словасказала простые: «Что же ты не прикладываешься? Как это не достойна? Значит,мы и дышать недостойны? Господь – это же воздух наш». Только тогда я сделалатри шага и приложилась.
 Про свойопыт, про таинство тоже хотелось рассказать. Очерки я писала, освобождаясь от груза впечатлений, делясь сокровенным. Сначала с дороги, а о самом Иерусалиме—возвратившись, все осмыслив.
 Этот походв корне изменил мою жизнь. После Иерусалима я написала заявление на выход из партии. Тогда еще просто так не отпускали. Собрались все коммунисты редакции,говорили на собрании всякую чепуху: «Почему ты уходишь из партии? В партии тожедолжны быть хорошие люди…» Но для меня тогда путь уже был определен. По крайнеймере, я знала, в какую сторону надо идти. И помогли мне в этом мои собственныеочерки. Когда я их писала, то снова все переживала, имела возможность сравнивать.
 – Возвращалисьназад вы тоже пешком?
 – Самолетом.И почти сразу была встреча с Патриархом, накануне его официального паломничествав Иерусалим. Референт предупредил, что у меня будет только десять минут, а беседовалимы не меньше часа. Ему было очень интересно: я рассказывала о людях, которыедаже в глубинке живут ожиданием дороги к иерусалимскому храму Воскресения Христова.
 – Вскоревы стали писать на духовные темы в газету «Семья»…
 – Не сразу.После путешествия в Иерусалим вся моя жизнь завертелась вокруг Троице-СергиевойЛавры. Спустя время после паломничества я пришла туда экскурсоводом. Проработалатри года.
 Когда я былав пути, мой сын, придя после армии, учился на филфаке, был совершенно невоцерковленныммолодым человеком. Когда я вернулась, он сказал, что будет поступать в духовнуюсеминарию. Закончил семинарию, потом академию, принял постриг и поступил на Афон. Такая история.

 Очерки НаталииСухининой сохранились в библиотеке имени Белинского. На снимках – молодая женщинав джинсах и с рюкзаком за плечами. В текстах – много любви и сердечности.
 Рассказ о посещении со священником интерната для престарелых, колонии для несовершеннолетних.Праздник именинника в военной части. Все это – уроки добра для читателя. Дорогак Богу, или, как считает редакция, к храму.
 Среди помощников— Российское Палестинское общество: «Протянули руку именно те, кто исстари помогалрусским паломникам, бредущим в Святую Землю: правопреемник основанного в 1882году Императорского Православного Палестинского общества».

 Описание пути.
 «Шаг за шагомвновь шла шоссейкой к Козельску, месила грязь в Сухиничах, мокла под «нежелательным»дождем в Черниговской степи, пряталась от солнца у Кривого озера совсем близкоот Одессы».
 «Чудотворнымпаролем были мои слова «иду в Иерусалим» в самых разных городах, поселках, деревнях,в хлипких российских домишках, украинских мазанках под вишнями, в монастырскихкельях и вновь обретших себя церквах. И ровным счетом без разницы была им моянациональность и принадлежность к партии.
 – Ела ли?– вот о чем торопились спросить.
 И еще:
 – Погостишьподольше?
 А дольшебыло нельзя. И я уходила от доброты, сердечности».
 «В Оптинойпустыни — инок за прилавком.
 – Господи!Счастье-то какое. В Иерусалим, в Святую Землю. Мечтать только можно! Что жеделать-то? – инок засуетился. – Что же делать? – снял с головы скуфью, – приложитек святым местам, когда-нибудь заглянете в Оптину, привезете».

 Измаильскийпорт, теплоход «Петя Шитиков». Остров Кипр, порт Лимасол.
 Ларнаки.И наконец – 9 дней в Иерусалиме.
 «Он над суетой,над временем – храм Воскресения Христа в Иерусалиме.
 Несколькошагов к маленькой кувуклии, белому мрамору Гроба Господня, отполированного миллионамиприкосновений. Я была здесь несколько дней назад.
 Все, что читалось, слышалось, представлялось, ушло, растаяло. Осталось лишь это: я дошладо Святой Земли, до Гроба Господня. Вот он – касаюсь рукой, встаю на коленипод тяжелые лампады, плачу светлыми слезами. Легко от этих слез и страшно.
 Сегодня я пришла сюда, успокоившись, с чувством ответственности, чтобы вспомнить, наконец,свой долг. «Долги» записывала в дневник, чтобы, упаси Господи, не забыть в дороге.Светлая минута. Достаю из сумки большую, слегка погнутую в дороге свечу, которуюепископ Черниговский и Нежинский Антоний вручил мне с просьбой зажечь за весьправославный черниговский народ…
 Рядом с черниговскоймаленькая свечечка инока Александра из Киево-Печерской Лавры, две — от прихожаниз Белой Церкви Киевской области, свеча от Брянской епархии, от пожилого фронтовикаиз Сухиничей. Будто слышу в тишине Храма голоса людей, провожавших меня и дававшихв дорогу свечу.
 – За народнаш Белоцерковский…
 – За дочкумою немощную поставь, сестра, свечу у Гроба.
 – За всехкозельчан православных…

 Да развеможно было отказать?! Может, ради этой самой минуты и шла, чтобы Русь наша великаязасветилась десятками огоньков в далекой Святой Земле, путь в которую стольколет был несбыточным счастьем тысяч православных…
 Ночь. Огонькилампад в Храме Воскресения Христова. Перед Голгофой священник. Сейчас я подойдук нему с исповедью. Поведаю ему о своих грехах, чтобы с облегченной душой предстатьперед святым Причастием. За дорогу их налипло к душе немало. Я испытывала не единожды страх пустой вечерней дороги, когда хотелось лечь в придорожный рови долго-долго лежать, не двигаясь.
 Были жалкиеминуты неуверенности в себе, слова знакомых: «Зачем тебе это надо?» – наполнялисьвдруг неожиданно глубоким и нежелательным смыслом. И раздражение было, и злостьна ухмылки сидящих в кабинетах людей, пустоту в их взорах, которую они пыталисьскрыть за показным интересом к моей дороге. О спасительной любви к врагам в те минуты не думалось. Она, эта любовь, до сих пор кажется мне понятием космическим.
 Но самоеглавное – страх перед собственным страданием. Я ограждала от него свое сердце,дабы не разболелось в дороге, пыталась наивно устроить себе жизнь по щадящемуграфику. Сколько раз, заходя в затхлые клоповники, именуемые интернатами для престарелых, в детские дома с бодренькими транспарантами над входом, в колониидля несовершеннолетних, отводила взгляд от безобразного инвалида, жалкого малыша,бритоголового «волчонка», познавшего «рецидив».
 Хотелосьдобра, но сил на него не оставалось. Мой единственный попутчик – дневник – хранит«и жизнь, и слезы, и любовь» первого после революции паломника. Он хранит и много того, что так не хочется перечитывать».
 Прямая телефоннаялиния с читателями.
 « – Во сколькообошлась ваша бессмысленная прогулка государству?…
 – Я как педагогхочу знать, как же вас, верующих, в газете держат?! Партийный орган, с ума всепосходили…
 – Межгород.Ответьте Днепропетровску.
 – Я старикуже, но ничего себе, выносливый. Запишите меня в Иерусалим…»

 
Искусство и культура

Состоялась детская богословская конференция, приуроченная ко дню просветителей славянских Кирилла и Мефодия

Екатеринбург, 25 мая, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Более 200 человек из городов и сел нашей области стали участниками детской богословской конференции, проходившей 23 мая по благословению Правящего Архиерея, архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия в конференц-зале Храма-на-Крови и приуроченной к празднику просветителей славянских Кирилла и Мефодия.

 
Паломничество

Приидите ко Мне… и Аз упокою вас

 Какая ещелесная дорога из тех, что появились в России за несколько последних лет, знаеттакое количество ходоков, как та, что ведет на Ганину яму, в монастырь святыхЦарственных Страстотерпцев? Дорог этой дороге всякий паломник-пассажир, прибывшийоткуда-нибудь на автомобиле или автобусе. Но гораздо более дорог пеший путник.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс