Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №24 (297) → Ответы архиепископа Викентия на вопросы уральцев в студии радиостанции Екатеринбургской епархии «Воскресение» (телепрограмма «Архипастырь» 19 и 26 июня 2004 года)

Ответы архиепископа Викентия на вопросы уральцев в студии радиостанции Екатеринбургской епархии «Воскресение» (телепрограмма «Архипастырь» 19 и 26 июня 2004 года)

№24 (297) / 22 июня ‘04

Архипастырь

 Екатеринбург,23 июня, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».

 -«В деревне Абрамово пять лет назад начали реставрировать церковь, и даже домдля священника купили.

Но вот почему-то все затихло: дом постепенно рушится,а в церкви мальчишки безобразничают. Может, чем-то надо помочь?» — спрашиваетАлена.
 - К сожалению,есть проблема – нет священника, которого туда можно отправить. Но думаю, что появится батюшка, которого я отправлю на этот приход.
 - Горожане беспокоятсяоб Успенском храме, на ВИЗе. Есть ли возможность прекратить его поругание?
 - Дело в том, что почти нет писем от жителей района, очень мало просьб, которые бы я мог предъявить в администрацию. Пожалуйста, пишите.
 Но хочу сказать,что есть продвижения в этом вопросе. Я встречался с директором этого завода,и он обещал мне, что постепенно они начнут вывозить оборудование в другое местои не будут развивать производство именно здесь. Уже к осени он обещал предоставитьграфик освобождения этого храма.
 - «Как поступатьс оставшимися пасхальными яичками? Ведь они не могут храниться вечно».
 - Их можнооставить у себя, у иконы, а если и нет такого желания, то можно их сжечь, или захоронить на могилке родственников.
 - «Правда ли,что женщинам разрешили ходить в храм в брюках?».
 - Нет, не правда. Брюки – это мужская одежда, хотим мы этого или нет. В Священном Писаниисказано, что женщина, надевающая мужскую одежду, мерзка пред Богом, и потомумы не хотим, чтобы так было с нашими женщинами. Мы хотим, чтобы они были любимыБогом, чтобы их молитвы были услышаны Богом. И потому очень важно, чтобы не смотрели на моду и не ставили ее выше Закона Божия. Если то, что нам подсказываетновая цивилизация, идет в противоречие с Законом Божиим, то мы должны идти навстречуБогу, а не этой моде.
 - «А можно ли,когда холодно, надеть брюки, а уже поверх юбку – и в таком виде идти в храм?»— спрашивает раба Божия Вера.
 - Это выходиз положения, чем просто идти в брюках, которые нередко не скрывают, а обнажают.Ведь последнее приводит людей в искушение и соблазн, а мы знаем слова СвященногоПисания: горе тому человеку, через которого приходит соблазн. Мода с ее брюкамии мини-юбками – это ведь желание женщины выглядеть блудно, или, как модно говорить,«сексуально». Поэтому, если человек хочет проповедовать порядочность и целомудрие,то ему следует и выглядеть прилично. Ведь, что внутри, то и cнаружи. Тем болееправославному христианину нужно быть порядочным и целомудренным человеком, чтобыпроповедовать эти качества души, добродетели остальным людям и не поддаватьсяна искушения.
 - «Имеют ли правобабули, работающие в храме, кричать и угрожать, что выгонят меня из храма, еслив следующий раз я снова приду в джинсах или брюках? Хотя у меня сверху и быланадета юбка до пят, а джинсов практически не было видно. Куда же делась их доброта,любовь к ближним, ведь они не в тюрьме работают, а в Свято-Троицком Кафедральномсоборе?» — снова задает вопрос Вера.
 - Конечно,плохо, когда наши бабули относятся так к прихожанам, которые приходят, может,в ненадлежащем виде. А им нужно стараться исполнять слово Божие: исправлятьлюдей надо духом кротости, с любовью повторять, что дело не в прихоти церковныхлюдей, что неподобающе одетым прихожанам самим плохо от этого. Мы стараемсяприводить людей в то русло, которое передает нам Священное Писание, т.е. привлекатьлюдей, чтобы они жили по заповедям Божиим.
 - «В селе Никитино(это по Курганскому тракту) стоит большой заброшенный храм с колоннами. Почемуего никто не восстанавливает?» — спрашивает раба Божия Фаина. Аналогичный вопросот Валентины – про заброшенный храм в Серебрянке, под Нижним Тагилом.
 - Сложновосстанавливать все храмы, которые есть в области. Конечно, причиняет большуюболь то, что храмы еще продолжают разрушаться, а сил их восстановить нет – этоочень большие средства. Только тогда, когда находятся доброхоты, люди, которыехотят восстановить, мы с радостью приглашаем их финансировать работы в том или ином храме. Но, видимо, еще не нашлись такие благотворители, которые вложили бы свои средства именно в эти храмы.
 - «Разрешает ли Церковь пить водку?» — спрашивает Наталья.
 - Церковьне запрещает, но только в норме, чтобы не было вреда душе или телу. Церковьдействует по таким словам Апостола Павла: «Все мне позволительно, но не всеполезно». Вот по этому принципу надо жить. Ведь бывает так, что человек выпьетглоточек, а ему хочется все больше и больше… Так вот, если нет чувства меры,лучше воздержаться от употребления алкоголя.
 - СпрашиваетЮлия: «Крестили ребенка в Иоанно-Предтеченском соборе, батюшка читал проповедьобо всем, вплоть до отношения Церкви к Борису Моисееву. Зачем такое нужно ребенкув десять месяцев? Все длилось два с половиной часа, все устали. Может, как-то решить вопрос с продолжительностью бесед, ввести какую-то единую программу?».
 - Такая программаесть. К сожалению, не все батюшки выполняют ее, а рассказывают обо всем, что у них наболело на душе. Конечно, на огласительных беседах надо говорить о ВереХристианской, о Таинствах Церковных, о том, что нужно знать, как нужно вестисебя, – вот это самое главное. Нужно говорить человеку о том, чтобы он мог сознательноподходить к Таинству Крещения, а потом стал достойным христианином. Главнаяцель этих бесед — помочь человеку воцерковиться, чтобы после Крещения он сталпостоянным прихожанином. Если человек крестится, то он обязан ходить в церковьпостоянно, поститься, молиться, исполнять добродетели и совершенствоваться от силы в силу. И огласительные беседы должны настраивать человека на то, чтобыон глубоко проникся в ответственности к Таинству, к которому он приступает и тем требованиям, которые он принимает на себя абсолютно добровольно.
 - Раба БожияЮлия поделилась такой проблемой: «Моей дочери семь месяцев, но родители, с которымимы живем – бабушка с дедушкой – неверующие, и не разрешают приносить ребенкав храм и причащать. Как быть?».
 - Это оченьплохо, что все так перевернулось. Это в советские годы так было, что бабушкиукрадкой несли детей в церковь, чтобы окрестить или причастить. Сейчас наоборот– дети хотят, а старшие не позволяют. Но нужно объяснить им, что это нужно для ребенка, что это ему необходимо, потому, что сейчас идет такой процесс, когдаиссякает тот воспитательный и нравственный уровень, который был в свое время.Эти взрослые люди, которые не хотят, чтобы их внуки ходили в церковь, хотя и были атеистами, но были воспитаны в духе нравственности с еще дореволюционноговремени, и им хватило этого запаса крепости душ, духовных и телесных. А сейчасмолодым людям надо вновь приобретать этот опыт нравственной жизни, ведь онине в силах преодолеть те страсти, которые преподают постоянно. Чтобы человекмог противостоять соблазнам этого мира, его надо с самого детства воспитыватьв нравственной жизни и в тоже время дать возможность получить ту благодатнуюсилу, Божью силу, укрепляющую в добре – а она как раз и дается в Таинстве Причащения.И очень хорошо делают те родители, которые часто, еженедельно, причащают своихдетей, – у таких детей будет сильная и здоровая душа, которая сможет устоятьво всех испытаниях в этой жизни.
Вам нужно объяснить бабушке и дедушке все это, ведь именно матери позже придетсямучиться со своими детьми. Престарелые родители, в силу естественного своегоположения, уйдут из этого мира, а мать будет мучиться со своим ребенком и проклинатьих. Для того, чтобы не было таких обид, нужно, чтобы ребенок сейчас ходил в храм и укреплял свое здоровье – духовное и телесное.
 - «Чем отличаютсязаписки «заказные» от подаваемых на проскомидию. Что важнее?».
 - «Заказная»– когда поминается на проскомидии и на сугубой ектеньи, о здравии или о упокоении.А вторая – когда имя поминается всего один раз.
 - «Что за зданиестроит Епархия на Ленина 11, возле Иннокентиевского храма? Говорят, что здесьбудет развлекательный центр. Правда ли это?» — спрашивает Ксения.
 - Нет, этогостиница для паломников, которые будут приезжать в наш город, чтобы посетитьХрам-на-Крови и другие святыни.
 - «Как лучшесделать пожертвование храму?» — спрашивает Людмила.
 - Прийтив храм. И если не хотите, чтобы кто-то знал о вашем пожертвовании, то есть кружка.А если хочется знать, на что конкретно пойдет пожертвование, то можно подойтик настоятелю и сказать, что хотели бы пожертвовать определенную сумму на тенужды, которые подскажет священник: ремонт, утварь или что-то другое.
 - «Я человекбольной, — позвонил телезритель, – и выстоять все два часа службы не могу. Как мне быть?».
 - Если выне в состоянии стоять, то можно сеть. А можно принести с собой небольшой стульчики садиться на него, хотя во многих храмах есть скамеечки, куда могут сесть больныелюди. Приходите, садитесь и молитесь сидя, чтобы думать не о ногах, а о Богеи молитве. Но идти надо обязательно – надо потрудиться ради Церкви Христовой.
 - Звонок на телестудию:«Можно ли освящать сережки?».
 - Мы освящаем,если это скромная вещь и если она действительно необходима. И потому, я думаю,можно будет освятить.
 - Спрашиваетраба Божия Любовь: «Можно ли читать Псалтирь сидя, или это возбраняется?».
 - Если человекнемощный, то можно читать и сидя. А, если есть здоровье – то лучше стоя.
 - Вопрос от Рафаила,поступивший на интернет-форум нашей газеты: «Мы прогуливались с только что поженившимисядрузьями по городу и решили показать наш любимый храм Александра Невского в Зеленой Роще. Там мы помолились и на обратном пути сели на скамейку напротивхрама. Тут к нам подошел охранник с вопросом: «Вы с какой целью здесь сидите?».Мы ответили, что отдыхаем перед дорогой. Он нам сказал, что это не приветствуется,и велел уходить. Потом он стал делать замечания женщинам с малолетними детьми,как и нам, они тоже ушли.
 Сразу скажу,что мы знаем, как надо вести себя в храме, и так и не поняли, за что нас выпроводили.А 26 мая в 19.55 нас просто не пустили, потому что храм закрывается и «свечкиуже не продают». Молодой охранник ссылался на распоряжение, которое ему дали.Мы с женой очень любим наш храм за его светлый дух. Возможно, кто-то из батюшекпопросил укрепить порядок, или охрана взяла контроль над верующими по собственнойинициативе? Человека из мира подобное обращение может надолго оттолкнуть от Церкви.
 Хотелось бы услышатьи Ваше мнение по этому вопросу».

 - Есть такоераспоряжение, что храм должен быть открыт до позднего вечера, чтобы человекмог зайти и после работы. Так делается в Иоанно-Предтеченском Кафедральном соборе,а как обстоят дела в храме Александра Невского — я не знаю. Я уточню ситуацию,и, возможно, что, действительно, это было превышение охранником своих полномочий.
 - Еще вопросс интернет-форума: «Пожалуйста, объясните, почему трех юношей, пришедших к Авраамуи Сааре, считают Святой Троицей? Как можно понять из текста Библии, одним из юношей был Бог, взошедший обратно на небо, а двое других оказались ангелами,которые пошли разрушать Содом?».
 - Есть церковнаятрадиция, толкования святых отцов нашей Церкви, где укреплено верование, что действительно к Аврааму явилась Святая Троица. Потому сомневаться, что Авраамуявилась Святая Троица, нет никаких оснований, уже веками православный народносит веру в то, что это была Святая Троица.
 - Спрашиваетжитель Новоуральска: «Нравится ли Вам храм Серафима Саровского?».
 - Конечно,нравится, очень красивый храм. Но, к сожалению, он очень маленький, и потомув этом городе надо построить еще один храм.
 - Спрашиваетраба Божия Рината из Новосибирска: «Я крещеная, моя мама нашла мое имя в старомкалендаре 1926 года. Но каждый раз, когда я прихожу к священнику на Исповедьи Причастие, мне говорят, что это имя не православное, потому каждый раз у менявозникают сложности. Я даже не знаю, когда у меня день именин, так как не знаю,есть ли святая Рината. Как мне быть? Является ли мое имя православным? Почтита же ситуация у Эдуарда, крестился 15 лет назад на Кубани, а два года назадстолкнулся с тем, что не может с этим именем приступать к Церковным Таинствам.Что нам делать?».
 - Конечно,такие имена незнакомы для церковного календаря, и потому сложно сказать, есть ли такие святые или нет. Но если человек был крещен с этим именем, то оно за ним уже закреплено и благословлено Богом. И потому священник не должен сомневаться,православное ли это имя – раз человек в Крещении получил его, то оно освящается.Вы должны сказать священнику, что крещены этим именем. Есть ли такой святой– это уже другой вопрос. Это нужно уточнить особо, нужно в этом календаре 1926года посмотреть, когда память этой святой, прочесть ее житие. Но, еще раз повторяю,что приступать к Таинствам вы имеете право, а священник не имеет права этомупрепятствовать. Вообще, можно носить любое имя, но если его нет в святцах, то это значит, что нет у человека такого небесного покровителя, который был быего ходатаем пред Богом. Вот это минус имени, которого нет в церковном календаре.Но к Таинствам приступать можно.
 - «Считается,что собака — нечистое животное, потому держать ее дома нельзя. Разве это не предрассудок?».
 - Если вспомнить,то несколько десятилетий назад считалось, наоборот, предрассудком, если человекслишком привязан к собакам или другим животным. Модным это стало совсем недавно.На самом деле человек и собака имеют свои места. Есть страшный грех – когдалюбовь к собаке перекрывает любовь к человеку и даже собственному ребенку.
 - «Как христианскойсемье относиться к зятю-буддисту? Он медитирует, очень гордый и высокомерный.Как нам воспитывать внука, – вдруг он тоже станет буддистом?».
 - Нужно с раннего детства приучить внука к церковной жизни, давать те знания, которыепомогут ему увидеть разницу между Православием и буддизмом.
 - «В ОткровенииИоанна Богослова сказано, что компьютер – это образ зверя, а в Епархии их оченьмного. Каково Ваше к ним отношение?» – спрашивает Ксения.
 - Мы не можемих не использовать – например, все отчеты в налоговую инспекцию могут быть сделанытолько на компьютере. Нас заставляют их использовать – хотим мы этого или нет.Лучше, конечно, если бы их не было.
 - Спрашиваетраба Божия Елена: «Можно ли, подходя к Чаше во время Причастия, петь «Тело Христовоприимите…» или нет?».
 - Особогозначения этому придавать не надо, гораздо важнее искренне, с верой, приступатьк Таинству Причастия. Но, если вы просто стоите в храме, не Причащаясь, то воттогда лучше петь.
 - «Можно ли попастьк Вам на прием? – спрашивает Константин. – А то люди записываются, но всегдапопадают к отцу Владимиру Зязеву».
 - Да нет,при желании попасть можно. Бывает, что я принимаю и до двенадцати часов ночи.

 Программа«Архипастырь» выходит на «10-м канале» по субботам, в 22.00, и по воскресеньям,в 15.30.
 На епархиальнойрадиостанции «Воскресение» — в 14.20 и 20.20 по вторникам.
 Свои вопросы ВладыкеВикентию вы можете задать, позвонив на телестудию Епархии по телефону 217–93–38.
 Храни вас Господь!

 С архиепископом Викентием беседовала журналист Валентина ЕФРЕМОВА. Расшифровкааудиозаписи — Антон ПЕПЕЛЯЕВ.

 
Первосвятитель

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий удостоил настоятеля Свято-Троицкого монастыря Тарасково сана игумена

 Екатеринбург,17 июня, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Радостная весть пришла из Москвы на Урал.

 
Архипастырь

Архиепископ Викентий совершил освящение Православного театра-лаборатории драматического искусства имени Чехова

 Екатеринбург,16 июня, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».По благословению ПравящегоАрхиерея, архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия с недавнеговремени театр-лаборатория драматического искусства имени Михаила Чехова сталназываться православным.  По словамрежиссера-постановщика и художественного руководителятеатра Натальи Витальевны Мильченко, звание православного театра ко многомуобязывает. Актеры чувствуют себя гораздо более ответственными перед зрителемза каждое слово, которое они доносят до него. Да и сам репертуар должен претерпеть,пусть небольшие, но все же изменения. Хотя и своими прежними «светскими»постановками театр имени МихаилаЧехова также стремился пробуждать в зрителях лишь добрые и светлые чувства.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс