Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
- ВашеСвятейшество! За Вашими плечами, помимо большого личного опыта, еще и две тысячилет христианства, опыт самой Церкви. Какова эта ноша — Патриаршее служение?Какие ограничения накладывает она на человека? Были ли в Вашей жизни люди или события, которые Вас к такой судьбе готовили?
-Служение Патриарха — это в первую очередь огромная, безмерная ответственностьза верность следования Церкви путем, заповеданным ей Господом и Спасителем нашимИисусом Христом.
Этоответственность за ее благодатное бытие и успешное служение в конкретных историческихусловиях.
Это,наконец, ответственность за судьбу и спасение всего народа Божия и каждого верующегов отдельности.
ТаковПервосвятительский крест, вручаемый по воле Божией вместе со знаками Патриаршегодостоинства. Только белоснежный куколь Патриарха с золотым серафимом заметениздалека, а тяготы, труды и скорби, сопряженные с этим высшим церковным послушанием,миру не видимы.
В идеале это особое служение исключает право на ошибку, требует одновременно осмотрительностии твердости, богословской чуткости и социальной восприимчивости, милосердияи мудрости, взвешенных и дальновидных решений.
Подобноебремя оказалось бы неподъемным — если бы всемогущая десница Божия не укрепляласлабые человеческие силы, если бы не было вседневной молитвенной поддержки ПредстоятеляЦеркви ее епископатом, клиром и благочестивыми мирянами. Поверьте, эту соборнуюдуховную поддержку многомиллионного народа Божия я ощущаю каждую минуту, и я сердечно благодарен всем, кто молятся обо мне и этим помогают мне в трудах.
Что же касается людей или событий, которые могли исподволь приуготовлять меня ко грядущему высокому и ответственному служению, то могу засвидетельствовать: на протяжении всего жизненного пути, начиная с детских и отроческих лет, Господьблагословил мне множество встреч с людьми искренней и глубокой веры, имеющимиреальный опыт жизни во Христе, которым они делились с окружающими, среди которыхбывал и я. Каждая такая встреча оставляла свой след в моей душе, духовно обогащаяи пестуя ее. Уверен, что эти встречи неявным, но совершенно определенным образомотзывались на моих последующих размышлениях, выводах и принимаемых решениях.Впрочем, таков обычный путь преемственной передачи от поколения к поколениюсокровищ культуры, в том числе и культуры духовной. И потому сегодня вслед за апостолом Павлом призываю читающих эти строки: «Поминайте наставников ваших,которые проповедовали вам Слово Божие» (Евр. 13. 7).
Мнерассказывали, что во время одного из паломничеств моего семейства на островВалаам игумен Харитон попросил меня подержать свою митру, сказав при этом: «Вотвырастешь, Алешенька, сам такую же будешь носить». Однако не думаю, что стоитпридавать какое-то особое пророческое значение подобным эпизодам. Потому что,даже будучи окликнуты Богом, мы сами несем ответственность за то, будет ли угоднов очах Господних то служение, к которому мы призывались. К тому же, если Богхочет нечто открыть человеку, то Он чаще всего делает это незримо для постороннеговзгляда, но так, что человек сразу это почувствует. Важно понимать, что никакиепредсказания и знамения не могут заменить решимости человека следовать за Христом,исполнять Его волю, служить Ему во все времена и на всех путях своей жизни.
- Богсудил Вам видеть как разорение страны и Церкви, так и начало их возрождения.Есть ли замыслы, которые так и не удалось осуществить? Что бы Вы посоветовалинынешним молодым людям?
-Хотелось бы пожелать им не дать уловить себя в сети проповедников экстремистскихи утопических доктрин, от которых много страдало наше Отечество в XIX и особенноХХ столетиях, и которые, меняя одну личину на другую, продолжают соблазнятьлюдей в веке наступившем. Сегодня как никогда важно сохранять трезвое восприятиежизни, не оставлять труда критического размышления над действительностью, трудитьсяво имя истины.
Ценитетот избыток сил, которым Господь наделяет молодость. Старайтесь жить так, чтобыэти силы не оказались впустую растрачены на угождение сиюминутным страстям,но принесли пользу Церкви и Отечеству. Будьте верны в малом: в учебе, семейнойжизни, на работе и на службе, — и тогда Господь призовет вас для великих дел.Ибо молодому поколению нынешней России предстоит продолжить и довершить то,что было начато нами, воссоздав былое величие нашей Родины. То, на что не хватитсил и времени у нашего поколения, обязательно осуществится трудами и верой идущихнам во след. А такой молодежью наша страна, слава Богу, не оскудела.
- Ужемного десятилетий Вы священник и монах, Бог дал Вам огромный духовный и жизненныйопыт. Сейчас мало кому из наших современников можно задать самые простые и самыеважные для жизни вопросы: зачем человек рождается, почему умирает, в чем смыслего прихода в этот мир? Чем утешиться одиноким, нищим, больным, обделенным верой?На что надеяться богатым, которым Христос не обещал Царствия Небесного?
-К ответам на эти вопросы каждого человека приводит Евангелие, приводит Господь.Пути могут быть разными — кто-то откликнется на Божий призыв на вершине благополучия,кто-то расслышит Его тихий стук в затворенные двери человеческого сердца на одре болезни, среди горя и лишений. Сердцеведец Христос одинаково близок ко всем, к бедным и богатым, и здесь главное — узнать Его приближение, не позволитьжитейской суете заглушить слова, с которыми Он обращается к каждому человеку.Не следует забывать и о том, что ни бедность, ни богатство сами по себе не имеютв очах Божиих самодовлеющей ценности; и то, и другое может стать для человекаискушением, может озлобить и ожесточить его сердце, подтолкнуть ко греху. Или,напротив, — побудить к добродетели, к покаянию и к благодарности Богу, привестик познанию истинного смысла человеческой жизни — того великого смысла, которыйоткрывается лишь в живом религиозном опыте доброго сердца, в спасительной жизничеловека в лоне Церкви Христовой.
- Знакомо ли Вам предчувствие беды, страх, отчаяние? Сейчас все больше люди хотят бытьуспешными, а как воспитывали Вас?
-Я вырос в христианской семье, и мировоззрению моих родителей были свойственныпокорность воле Божией и упование на милость Его. В таком же духе воспитывалии меня.
Не следует понимать это как отказ от активной жизненной позиции, скорее наоборот— человек, покорный воле Божией, проходит свой путь с твердостью, спокойствиеми сознанием стоящей за ним высшей правоты, о которые разбиваются бушующие волныжитейского моря. Такой человек, невидимо укрепляемый помощью Божией, и успехи,и поражения в своей жизни соотносит с высшим идеалом, явленным нам во ХристеИисусе, и с перспективой жизни вечной.
Конечно,трагические события жизни способны наполнить душу христианина чувствами страха,горести, предчувствия беды и страданий, а порой даже разверзают перед ним безднуотчаяния. Однако в сложных обстоятельствах жизни христианин всегда помнит о том, что Бог рядом, что Он никогда не оставит человека, если человек не пожелаетоставить Его. Таков опыт Церкви, таков, слава Богу, и опыт моей жизни.
- Сейчаслюди стесняются болезни, старости, смерти или потешаются над ними. Каково христианскоеотношение к этим явлениям? И надо ли столь тщательно оберегать детей от знанияоб их неизбежности?
- Болезни, старость и смерть сопутствуют человеку со времен изгнания Адама и Евыиз рая. Это как бы оборотная сторона удела человеческого, и ее невозможно истолковатьв понятиях чистой логики. Все наши «зачем», «почему», «с какой целью» и «какойсмысл» останутся без ответа, если только мы не скажем себе: болезнь, старостьи смерть, сопряженные с физическими и нравственными страданиями, являются для верующего тем увеличительным стеклом, через которое он призван исследовать деласвоей жизни, чтобы вынести по ним нелицеприятное суждение и постараться исправитьто, что еще возможно. И потому благочестивые люди доныне именуют болезни и скорбипосещением Божиим. Памятование о смерти всегда было одной из основ христианскойаскетики. Ибо человек, ходящий пред Господом и имеющий живую веру, остро чувствуетсвою ограниченность и бренность, физически ощущает дыхание судеб Божиих на своемсуществовании. Скорби, болезни и память смертная приближают человека к Богу,ожидающему его в жизни вечной, и, делая его лучше и чище, готовят к этой великойвстрече.
Безрелигиознаямассовая культура старается не привлекать внимания ко всему, что может омрачитьпребывание человека современного цивилизованного мира в привычном нравственномкомфорте. Такое вытеснение на периферию индивидуального и общественного сознанияидеи конечности земного бытия порождает, с одной стороны, легкомысленное и гедонистическоеотношение к жизни, а с другой — панический животный страх перед неизбежной физическойнемощью, недугами, наступлением старости и смерти. И то, и другое глубоко чуждохристианскому миросозерцанию, христианской системе ценностей, ибо духовно обезоруживаетчеловека перед лицом ожидающих его испытаний.
Нужно ли оберегать детей от знания о неизбежности и для них тоже в свой час вступитьна «путь всея земли»? Однозначно и одинаково для всех случаев ответить на этотвопрос невозможно. Каждому из нынешних детей рано или поздно предстоит расставаниес родными и близкими людьми. Случается, что на хрупкие детские плечи преждевременноложится непосильный груз страданий, боли или утрат, могущих показаться им необъясниможестокими и незаслуженными. В этой ситуации, наверное, было бы неразумно обойтипроисходящее молчанием. И здесь долг взрослого — постараться с осторожностью,мудростью и любовью приоткрыть перед маленьким человеком завесу, за которойпребывает тайна рождения и смерти всех людей.
Однакосуществует и опасность того, что можно назвать десакрализацией удела человеческого.Усилиями телевидения и иных средств массовой информации современные дети ежедневностановятся невольными свидетелями страданий и гибели тысяч людей во всем мире.Смерть и уход человека в мир иной становятся привычной обыденностью информационныхпрограмм, утрачивая достоинство сокровенного таинства, в котором Сам Бог касаетсякаждой неповторимой жизни. Всем нам случалось видеть телерепортажи, отмеченныенепостижимой бессердечностью и поразительной нравственной глухотой, чтобы не сказать цинизмом. Подобные зрелища ожесточают душу, поселяя в ней окаменелоенечувствие, делая ее неотзывчивой, закрытой для сострадания ближнему. По моемуглубокому убеждению, от таких впечатлений неокрепшие детские души нужно ограждать,внимательно следя за кругом чтения ребенка, за тем, какие фильмы и телепередачион смотрит, в какие игры играет. Цена упущений здесь может оказаться очень велика,ведь именно в детские годы формируются контуры нравственного облика человекаи то, каким он вырастет.
- Находите ли Вы радость в чтении? Какие книги Вам нравится перечитывать? Есть ли у Васлюбимые фильмы?
-К сожалению, напряженный график моего служения оставляет мне не много возможностейдля чтения, которое всегда было одним из любимейших моих занятий. Редкие свободныеминуты я стараюсь посвятить именно чтению. Как правило, это книги по богословиюили истории. Я считаю, что знание истории позволяет человеку быть свидетелемсовершения судеб Божиих на примере жизни стран и народов, делая его как бы современникомвсем эпохам, а это многого стоит. История учит только тех, кто сам этого хочет,так что многих горьких явлений нашего времени могло бы просто не быть, если бы не поражающее историческое беспамятство людей.
Оченьлюблю русскую классику «золотого века» — она буквально пронизана евангельскимдухом, исполнена нравственной глубины и силы. Даже сам язык, на котором писалиПушкин, Тургенев, Лесков, возвышает и облагораживает человеческую душу. А сколькоглубочайших прозрений и интуиций в романах Достоевского!
Что касается кинематографа, я не сказал бы, что есть фильмы, к которым я хотел бывозвращаться снова и снова, да на это и нет времени. Но отрадно, что в последнеевремя, несмотря на засилье низкопробных поделок, воспевающих насилие и жестокость,раскрепощающих низменные инстинкты и обслуживающих их, появляются как отечественные,так и зарубежные фильмы, в которых во главу угла ставятся высокие нравственныеидеалы. Такие фильмы встречаются, и я смотрю их с удовольствием.
10 июня 2004года Русская Православная Церковь отмечает 14-ю годовщину Интронизации СвятейшегоПатриарха Московского и всея Руси Алексия II, а также 75-летний юбилей со дняего рождения. В этот день ПредстоятельРусской Православной Церкви совершил Божественную литургию и благодарственныймолебен в кафедральном Храме Христа Спасителя.
11 июняв Екатерининском зале Кремлевской резиденции Президента Российской ФедерацииПрезидент России В.В.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.