Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №10 (23) → «Люди и демоны»

«Люди и демоны»

№10 (23) / 10 января ‘95

Мир сект

«Люди и демоны» — так называлась первая книга Санкт-Петербургского священника Алексея Мороза — кандидата педагогических наук, заведующего кафедрой Православие и сектанство Университета русской общественной мысли имени Святого Александра Невского, в которой он подробно рассказал о существующих в мире аккультных учениях и сектах…

«Люди и демоны» — этой же проблеме были посвящены лекции отца Алексия в Уральском государственном университете.

Три вечера подряд актовый зал УрГУ был полон: Алексия Мороза слушали студенты и преподаватели, бабушки и дедушки, родители и дети… После прочтения основных тем лекций из зала на стол священника записками сыпались самые разнообразные вопросы, касающиеся не только проблем церковной жизни, но и самых основ православия: «как креститься», «как молиться», "что такое соборование»…

У меня тоже было несколько вопросов к батюшке… Отец Алексий согласился на беседу.

…Воспитывался я в обыкновенной советской семье. Мать моя, хотя и верила в Бога, не была настолько религиозной, чтобы постоянно выполнять обряды Православной Церкви. Отец тоже к Богу относился с почтением, но в церковь не ходил и не молился… Рос обычно — детсад, школа, институт, аспирантура. Я решил пойти по стопам родителей, бывших педагогами: мать преподавала английский язык в школе, отец — в институте. Но…

- Но, окончив аспирантуру. Вы вдруг начинаете заниматься совсем другим делом…

— Да, случилось так, что, начав писать диссертацию, я в поисках смысла пришел к православной вере — Господь меня призвал к себе. И потрясение от открывшейся мне истины было настолько сильным, настолько глубоким, что после крещения я решил полностью измениться и посвятить жизнь свою Богу. Мне неудержимо захотелось поделиться с людьми тем, что я нашел, что окрылило меня и чего ради действительно стоит жить.

Отработав после аспирантуры положенные три года преподавателем, я сдал экзамены в Духовную семинарию, но… это был 1985 год — коммунистическо-атеистические традиции еще столь сильны, что окончательный прием семинаристов осуществляется только с согласия уполномоченного по делам религии. Он утверждает списки будущих студентов, он вычеркивает тех, кто ему не нравится. Я не понравился…

Ныне покойный митрополит Антоний ходатайствовал обо мне, но в ответ было: «Нам не нужны люди с высшим образованием. Они нам не полезны»…

Ровно через год, побыв дворником и кочегаром, я, вновь отлично сдав экзамены, был принят сразу на последний курс семинарии, и опять был вычеркнут уполномоченным, который сказал ректору: «Пусть Мороз больше не пробует поступать. Я его все равно не пущу». Так я попал в черный список, и дорога в семинарию мне была заказана… Однако одно дело — рассуждения человеческие, а другое — судьбы Божии… К тому времени уже работая псаломщиком, я обратился за помощью к митрополиту Санкт-Петербургскому — Алексию (ныне Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси). Он решил рукоположить меня без семинарии.

В Новгородской епархии как раз освободился один заброшенный приход. Жило там семейство бандитов. Они уже довели до смерти одного престарелого батюшку, и когда пришел второй, до смерти избили его мать, за что один из преступников был посажен в тюрьму… Озлобившись, эти люди решили убить и сына, но батюшка, узнав об этом, уехал в Белоруссию. И вот в такое темное и глухое место я согласился поехать… С Божией помощью прослужил там около 8 лет, потом меня стали звать в Санкт-Петербург, и сейчас я являюсь заштатным клириком Новгородской епархии. Одновременно с работой в университете выполняю обязанности заместителя председателя комитета «Защиты культуры народов России».

- Когда человек, особенно современный, приходит к вере, то следующее за этим непонимание, недоумение окружающих — почти неизбежно. Самое горькое — непонимание особенно близких и любимых людей. Отец Алексий, были ли у Вас подобные проблемы?

— Конечно! Ведь в сегодняшних людях, к сожалению, крепко сидит стереотип, усвоенный ими еще в школе: «Религия — яд, берегите ребят». Во что-то поверил — значит, завлекут, от жизни отведут, погубят… Подобная матрица срабатывает четко: родные начинают активно противодействовать приближению человека к истине. Мне тоже пришлось испытать это: когда возникло горячее желание стать священником, пойти по пути Христа, прежде всех на меня ополчились близкие — ни мать, ни отец не одобряли моего выбора и даже, помню, устраивали скандалы… И так происходило и происходит, действительно, не только в моей семье. Я это вижу и, думаю, здесь один совет — терпение, смирение и молитва… Помните, что Бог всех сильнее, мудрее. Бог с нами, и жизнь дорогих нам людей благодаря Ему также может измениться — если, конечно, пришедший к вере человек становится лучше. Родные сначала смирятся, а потом, видя преображение в близком, сами потихонечку начнут приближаться к Богу и, в конце концов, могут стать верующими. Это постепенный процесс, но процесс обязательный. Души родных людей, особенно живущих вместе, между собою связаны, и человек, нашедший Бога, становится своеобразным духовным стержнем семьи, начиная вытаскивать за собой и как бы подтягивать к Богу остальных. И потом — он молится за них. А это очень важно. Молясь за другого, верующая душа как будто бы берет с собой душу неверующую, и они вместе предстают перед Престолом Божиим, и Господь, внимая горячим молитвам верующего, изливает свою благодать и на другую душу. Так потихоньку, постепенно неверующая душа оттаивает и тоже обращается к Богу.

- Сегодняшние молодые люди, люди среднего возраста зачастую боятся показать себя хотя бы интересующимися православием. Но считается модным увлечение различными западными религиями, которые в большинстве своем являются сектами. Чем Вы объясните это явление?

— …Тем духом поклонничества перед Западом, который царит в нашем обществе. Мы часто слышим даже в Государственной Думе возгласы типа: «А посмотрите, как в Америке! Как в Германии!» Своя история считается чем-то низким, темным, неинтересным и даже позорным. Происходит страшное. В свое время Достоевский писал: «Русский и православие — синонимы», «русский без православия — дрянь, а не человек». Православный, отделяясь от корней своей истории, перестает быть русским, но его существо — христианское. Христианский писатель III века Тертуллиан сказал, что душа человеческая просто по природе своей уже христианка. Приняв чуждые для себя взгляды за шкалу ценностей, человек пытается ломать свою природу, что неизбежно ведет к сильнейшим психическим нарушениям. Сегодняшнее подражание Западу я считаю величайшим бедствием российского народа. Мы должны быть патриотами своей Родины, патриотами религии, в которой жили наши деды и прадеды. Только будучи патриотами, мы имеем будущее.

- Молодежь обосновывает свое неприятие той же православной веры тем, что видит здесь проповедь смирения, отсечения собственной воли, покорности, терпения, а она хочет надеяться только на себя, верить в свои силы…

— Совершенно верно. В годы советской власти в человеке всячески культивировались самость, гордыня и «эго». Вспомним такие известные выражения: «гордый буревестник», "человек — это звучит гордо» и другие. А ведь гордость, являющаяся основным свойством современного человека, — самое губительное качество для души! Это всем известно, это почти банально, но, если глубоко задуматься, и очень страшно — об этом никогда нельзя забывать. За что пал первый Ангел — Денница? Почему он стал сатаной, темным духом? Да потому, что впал в величайшую гордыню! Он вообразил себя равным Богу, выше Бога и захотел, чтобы люди вместо поклонения Богу поклонялись ему. То же самое происходит с современным человеком: хочет сам всего добиться, хочет, чтобы его хвалили, им восторгались, его славили, а ведь это называется религией человекобожия… Человек сам становится «богом"; что получается, когда бог — человек, мы знаем и до сих пор страдаем. Вот почему так сродни современному уму падшего человека восточные учения и, в частности, йога. Йог говорит: «Я сам, при помощи медитации, физических упражнений могу добиться всего, чего захочу, и сам стану Богом». И делает, и добивается, но Богом не становится, а попадает в служение дьяволу, который, «помогая», губит. А современные секты?… Приходят к молодому человеку с гитарой, с песнопениями, к которым он привык, и говорят: «Не надо себя ни в чем ограничивать: не надо поститься, не надо молиться. Делай, что мы говорим, иди за нами, и все будет хорошо». А церковь Муна, например, заманивает молодежь бесплатными поездками в Америку. Назад человек возвращается или членом секты, или без документов… И таких примеров — масса.

- Отец Алексий, выдающиеся люди России были и есть православно-верующие. И это не случайно, что именно на православии, а не на йоге настояна вся русская история, литература, музыка… А кто из наших философов, писателей, актеров вам наиболее близок?

— Я вижу отблеск Божественного Духа и благодати в творчестве религиозных философов братьев Трубецких — Евгения и Сергея, труды которых, к сожалению, мало известны у нас. У Евгения Трубецкого, например, есть книга под названием «Смысл жизни» — я считаю, что ее должен прочесть каждый человек. Она очень точно и глубоко, сохраняя чисто православное мировоззрение, раскрывает один из сложнейших вопросов — современный смысл жизни. Мне также нравится Достоевкий, Лесков. Я с большим удовольствием читаю стихи Александра Пушкина, стихи современных православных авторов, например — Андрея Реброва… Что касается актерского искусства, то вы знаете, сейчас в Санкт-Петербурге создано императорское музыкальное общество, которое вместе с нашим комитетом «Защиты культуры народов России» поставило перед собой задачу восстановления христианского театра, христианской оперы и христианской музыки. Сейчас идет набор артистов и ищется репертуар, который бы соответствовал направлению христианского искусства. Ну, а гениальных произведений чистого искусства и талантливых людей в России, как мы уже говорили выше, немало…

Маргарита СИТДИКОВА,
студентка факультета журналистики УрГУ

 
Мир сект

Иерей Алексей Мороз: Против темного наступления

К оккультизму относятся: магия, хиромантия, гадание, спиритизм, сатанизм, беснование, полтергейст, астрология, НЛО, заговоры, теософия, антропософия, масонство в своем мистическом течении, каббала, алхимия. Оккультизм не исповедует ни одну из религий, но он собирает все мистическое, что присутствует в каждом течении, пытается это обобщить, построить какую-то систему.

 
Церковь и медицина

Размышления о духовности

Много сказано и написано о внешнем человеке и внутреннем. Но мне бы хотелось еще раз остановиться на понятии о внутреннем человеке, т.е. на душе человеческой. А если быть точным — на духе как на высшей части души, как на той части души, которая находится вне нашего сознания.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс