Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбург, 21 мая, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».
- Раб Божий Иоанн недавно пришёл к вере и интересуется: «Где есть в России старцы, которым можно было бы доверить руководство своей духовной жизнью, как к ним попасть?»
- Конечно, много таких старцев, какие у нас были в прошлые годы, как, например, оптинские старцы, сейчас нет. Сейчас есть очень хорошие духовники и в Оптиной Пустыни, есть и в Троице-Сергиевой Лавре, и в Псково-Печерском монастыре. Есть и во многих других монастырях. Можно прийти к ним и исповедоваться. Но, я думаю, искать высоких старцев не нужно. Конечно, хорошо к ним прийти, посоветоваться с ними, руководствоваться их советами, постараться жить под их молитвенным покровом. Когда мы идём к таким старцам, они молятся за нас, за то, что мы их посетили. Но нет такой возможности, чтобы всегда быть рядом с этим старцем. Поэтому нужно жить той жизнью, которой учат святые отцы, руководствоваться их опытом, но приходить почаще надо к нашим священнослужителям. С ними можно советоваться, исповедоваться, причащаться, жить под их руководством. Это тоже очень важно. Многое зависит не от старца, а от самого человека. Если он с верой и упованием относится к тем словам, которые говорит простой священник, понимает, что слова священника – слово Божие, что Господь через него даёт такое направление, – то человек такой будет поступать по правде. Мы знаем из истории нашей Церкви, что когда некоторые из людей хотели узнать волю Божию, то они просто подходили к младенцу и говорили: «Господи, через него, скажи мне, как поступить». И младенец, по Божьему помышлению, говорил человеку такие слова, которые направляли его на спасительный путь. Сейчас у нас, слава Богу, есть много священнослужителей, нужно ходить к ним, молиться, жить церковно, набирать опыт церковной жизни.
- «Владыка, как решился вопрос с постройкой кришнаитского храма в Москве? Отдали им землю или нет?»
- По-моему, ещё не отдали. По-моему, там, где первоначально собирались выделить землю кришнаитам, ничего не дадут. Если и дадут, то в другом месте.
- У Татьяны Ивановны сложная жизненная коллизия. Она пишет: «Мы все православные, а дочь вышла замуж за мусульманина. Он не разрешает крестить внучку. Можно ли крестить без его разрешения?»
- Конечно, мать может решить такой вопрос. Но, перед тем как вступить в брак, они должны были согласовать эти вопросы. Я знаю, что такие браки есть. Люди договариваются. Один из супругов говорит, что он православный и будет жить по-православному, а другой пусть живёт по своей религии. Главное, чтобы на этой почве не было никаких конфликтов. Также они заранее договариваются о том, будут ли они крестить детей. Надо поговорить с ними по этому поводу, чтобы не было разлада в семье. Бывает и наоборот: мать мусульманка, а отец – христианин. Главное, чтобы они имели взаимопонимание и обо всём договорились заранее. Конечно, мы хотим, чтобы при смешанных браках один из супругов принимал Православие, чтобы они прошли обряд венчания. Но если так получилось, что они не смогли договориться заранее, это плохо. Важно было заранее обговорить всё, чтобы не было конфликтов.
- Раба Божия Надежда спрашивает: «Человек умер накануне Пасхи. Как быть с поминовением? Говорят, что в Светлую седмицу за упокой не молятся. Правда ли, что нельзя молиться за упокой и в двунадесятые праздники?»
- Да, действительно, по уставу нашей Церкви в двунадесятые праздники мы не совершаем поминовение усопших на Литургиях. В Светлую седмицу мы тоже не поминаем усопших. Первое поминовение усопших мы совершаем на Радонице. Поэтому и определено специальное время, чтобы мы, после Пасхи, могли помолиться за наших усопших и вместе с ними порадоваться о Воскресшем Господе.
- Звонок на радио: «Если в жилище православного человека пришёл гость, мусульманин, и он просит позволения прочитать свою молитву, можно ли ему позволить это или нельзя?»
- Конечно, тут должен быть этикет и со стороны человека, который пришёл в гости: он не должен диктовать условия. Гость должен принимать те традиции, которые есть у хозяина. Но если он всё-таки хочет совершить свою молитву, можно ему разрешить. Тоже из этических побуждений. Но, на самом деле, так не делается. Если человек пришёл в гости, он должен относиться с почтением к тому, кто его принимает.
Этот случай поучителен для всех нас. Видите, мусульмане своей веры не стесняются. Где бы они ни были, они совершают свои молитвы. Почему мы стесняемся и не можем сказать о своих традициях там, где мы находимся? Мы всё-таки живём в православной стране. Мы должны везде говорить о наших традициях, о наших добрых делах, поступках. Когда идёт пост, мы тоже должны говорить, что для нас идёт время поста, поэтому мы не можем себе позволить есть всё подряд. Всё это не для того, чтобы себя показать. В настоящее время люди о многом не знают, и мы должны дать им знание о наших традициях. Мы должны показать им, что есть традиции, которым надо следовать для того, чтобы другие люди тоже не стеснялись и делали то, что требуют те религиозные чувства, которые они испытывают.
- «Одна моя знакомая, – рассказывает Валентина, – умерла на Пасху. Она болела раком. В храм она ходить не могла, но незадолго до смерти причастилась. Говорят, что это очень хорошо. Правда ли это? Хорошо ли, что Господь призвал её в такой день?»
- Да, многие мечтают отойти в мир иной именно на Пасху. Это, конечно, очень большое благо. Мы знаем многих из иерархов нашей Церкви, священнослужителей, монахов, которых Господь сподобил такой милости, чтобы с Воскресшим Христом отправиться в Царство Божие.
- Раб Божий Ярослав спрашивает: «Я большой почитатель великомученицы Варвары. Очень хочу, чтобы в честь этой святой построили в Екатеринбурге хотя бы часовенку. Возможно ли это?»
- Возможно. Можно даже храм. Мы будем стараться построить по одной или по две церкви в каждом районе нашего города. Очень хорошо, что есть желание построить церковь именно во имя великомученицы Варвары. Мы это будем иметь в виду и постараемся построить.
- Надежда Фёдоровна скорбит: «Можно ли на кладбище заезжать на машине? В Радоницу много машин ездили прямо по аллее».
- Конечно, это нежелательно. На кладбище должен быть какой-то порядок, чтобы не заграждать дороги и аллеи. Нежелательно, чтобы на кладбище был такой беспорядок. Чтобы сохранять порядок, мы сами должны сохранять трепетное благочестие к этому святому месту, где покоятся наши отцы. Мы должны почитать своих ближних, даже далёких от нас в родственном отношении. Почитая их, мы почитаем и своих предков. Нежелательно так свободно разъезжать по кладбищу.
- Звонок на радио: «Владыка, не могли бы Вы перечислить те основания, на которых священник мог бы не пускать людей в храм? Я знаю приход, где не пускают больных, необразованных, нищих. Якобы, они портят обстановку интеллигентского прихода и ими могут побрезговать».
- Такого не должно быть. Все имеют право зайти в церковь. Нищие и богатые, образованные и неграмотные… У нас нет такого разграничения, чтобы делать какие-то привилегии тому или иному сословию людей. Все перед Богом равны, и всех Господь принимает в Свои объятия. Это неправда, что интеллигенция будет кем-то брезговать. Это просто неправильный подход к жизни. Если человек интеллигентный, это не значит, что он должен неуважительно относиться к людям, которые тоже хотят питаться пищей духовной в Церкви Христовой. Надо было конкретно назвать храм, чтобы я мог встретиться со священником этого храма и урегулировать этот вопрос. Я скажу об этом на собраниях священнослужителей.
- «Почему в некоторых храмах, особенно расположенных в приспособленных помещениях, алтарь обращён не на восток? Насколько это обязательно?»
- Иногда мы получаем какое-то здание и благодарны местной власти за то, что получаем хоть какое-то помещение, хотя бы временное место, для совершения богослужений. Конечно, в этом случае мы не можем придерживаться того строгого правила, чтобы алтарь был обращён на восток. Но это явление – временное, и мы думаем, что со временем мы построим храм поблизости от этого места и алтарь там будет по всем нашим каноническим правилам обращён на восток.
- Сергей и Татьяна делятся своей бедой. Они не могут наставить сына на правильный путь. Раньше он употреблял героин, а теперь нюхает растворитель. Как его вывести из этого?
- Да, это очень большая беда, потому что молодёжь как бы заражает друг друга. Видя вокруг развратную жизнь, они тянутся скорее к злу, чем к добру. Конечно, это следствие не только воспитания. Родителям нелегко удержать детей от дурных вредных привычек современной молодёжи. Но нужно принимать все возможные меры для того, чтобы спасти детей от этого греховного плена. Одно из средств для того, чтобы спасти такого человека – нужно постоянно беседовать с ним, попытаться, чтобы он понял пагубность этого, чтобы он понял, что это вредит его здоровью и в будущем ему будет тяжело переносить все болезни телесные и душевные. Конечно, родители должны молиться за него, чтобы Господь коснулся его сердца и вразумил его же судьбой, отвратил от этого пагубного действия. Об этом должны молиться и родители, и Церковь. Может быть, это и спасёт болящего.
- «Почему в храмах убирают не догоревшие до конца свечи? Люди иногда даже не успевают отойти, а только что поставленные свечи уже убирают», – сокрушается Галина.
- Да, к сожалению, есть такая беда, что некоторые уборщицы не совсем правильно относятся к своим обязанностям. Они иногда не только убирают свечи раньше времени, но и не дают человеку поставить свечи самостоятельно. Конечно, мы пытаемся с этим бороться, но это не всегда удаётся. Я подниму этот вопрос на собрании, чтобы священнослужители обратили более серьёзное внимание на уборщиц и на их отношение к своим обязанностям.
- Звонок на радио: «Я иногда наблюдаю, как вне храмов продают свечи. Эти люди говорят, что свечи из какой-нибудь лавры или монастыря. Как к этому относиться? Следует ли покупать у этих людей свечи?»
- Нет, покупать не надо. Не может быть такого, чтобы свечи из лавры продавали на улице. Обычно наместник монастыря просит благословения у Архиерея на продажу свечей или какой-нибудь церковной утвари в каком-нибудь храме, но не на улице. Мы не должны покупать свечи у этих людей. Свеч у нас предостаточно. Может быть, были тяжёлые времена, когда свечей было мало. А сейчас любые свечи по разным ценам можно приобрести в наших храмах. И ещё раз повторю, что свеча – это жертва человека Богу, этой жертвой мы помогаем храму. Наша помощь Церкви очень приятна Богу, и Господь, видя наши жертвы, милует нас. А если мы покупаем свечи вне Церкви, мы жертвуем не храму, а непонятно кому. Тогда наши средства идут не на украшения наших храмов, а на какие-то личные нужды. Поэтому мы должны покупать свечи в том храме, в котором мы молимся. Купив там свечу, мы пожертвуем именно на этот храм. За эту жертву Господь пошлёт нам свою милость и своё благословение.
- Раба Божия Ирина спрашивает: «Я прочитала в книге «Опыт построения исповеди», что страсть к новизне – это грех, поскольку является проявлением гордости. Объясните, почему так?»
- А к какой новизне?
- «Ну, например, когда человеку хочется уехать в новые места, с кем-то знакомиться, встречаться. Не знаю точно. Там просто написано, что страсть к новизне – проявление гордости, а значит — грех».
- Любая страсть – грех. Здесь, наверное, имеется в виду тот человек, которому постоянно нужно что-то новое. Такой человек может, например, даже пускать слухи для того, чтобы получить всё новые и новые высказывания тех или иных людей, чтобы узнать больше новостей. Такая страсть приводит к конфликтам, неприятностям, раздорам. Поэтому она и является грехом. А то, что вы сказали – не страсть. Это, скорее, веление нашего сердца, например, посетить новые святые места, чтобы там приобщиться к тем святыням и той благодати, которая находится в тех святых местах. Это не является страстью. Это – один из опытов нашей Церкви, когда мы паломничаем по новым святым местам, чтобы приобщиться к Божией благодати и получить благословение Божие с этих мест на наши добрые дела и добрые начинания в нашей духовной жизни.
- «Когда начнётся строительство храма в микрорайоне «Заречный»?
- Там есть проблема с передачей земли под строительство храма. Ведётся работа, но, к сожалению, администрация города еще не до конца определилась с местом. Уже почти закончен проект храма, но вопрос с местом мы ещё решаем с администрацией города. Думаю, что в ближайшее время, когда мы опять будем встречаться с мэром города, то решим и эти вопросы.
- Раб Божий Дмитрий пишет: «Владыка, можно ли пользоваться косметическими препаратами, в состав которых входят минералы Мёртвого моря? Ведь это проклятое Богом место! Можно ли пользоваться такой продукцией?»
- Да, есть такая проблема. Мёртвое море – урок нам на веки вечные. Там были города Содом и Гоморра, которые были поражены Богом огнём и серой за то, что они жили блудной, противоестественной жизнью. Вот за это они получили такое наказание. В этом месте образовалось мёртвое море, в котором ничего не растёт. Там всё мёртвое. Сейчас наука идёт вперёд очень бурно. Учёные нашли в Мёртвом море микроэлементы, которые можно употреблять в косметических целях. Некоторые люди пользуются такой косметикой. Конечно, православный христианин, который понимает глубже эту ситуацию, не будет пользоваться этими средствами, потому что есть другие средства для того, чтобы укрепить своё духовное и телесное здоровье.
Программа «Архипастырь» выходит на «10-м канале» по субботам в 11.30 и по воскресеньям в 20.00.
На епархиальной радиостанции «Воскресение» — в 14.20 и 20.20 по вторникам.
Свои вопросы Владыке Викентию вы можете задать, позвонив на телестудию Епархии по телефону 217–93–38. Храни вас Господь!
С архиепископом Викентием беседовала журналист Валентина ЕФРЕМОВА. Расшифровка аудиозаписи — Евгений ЛОГИНОВ.
- Ваше Святейшество, что Вы ждете от предстоящего визита митрополита Лавра в Россию? - Это уже второй официальный визит делегации Русской Православной Церкви Заграницей в Россию. В ноябре прошлого года к нам приезжали три архиерея Зарубежной Церкви, на этот раз прибудет
Екатеринбург, 10 мая, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В Свято-Троицком Архиерейском подворье Нижнего Тагила состоялось, можно сказать, историческое событие. Архиепископ Викентий совершил чин великого освящения придела во имя Святителя Николая Чудотворца. В день освящения
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.