Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
«Сижу за решеткой в темнице сырой…». Эти строки пушкинского стихотворения “Узник”, которое совсем недавно (по военным меркам) заучивал школьник Женя, готовясь к уроку литературы, вдруг ясно всплыли в памяти солдата, воина Федеральных войск Евгения Родионова, когда он очнулся…
Первое, что увидел Евгений, было грозное кавказское небо за решеткой, крепко укрывающей окно темного сырого полуподвала. Потом припомнился недавний горячий бой, контузия и пленение вместе с тремя такими же молодыми солдатами – Александром Железновым, Андреем Трусовым и Игорем Яковлевым.
Ребята служили в пограничном отряде особого назначения, дислоцирующемся в то время неподалеку от поселка Бамут Ачхой-Мортановского района Чеченской республики. Там, где сейчас находится рота военной комендатуры, и где по контракту служит уроженец поселка Белоярского Свердловской области Даниил Пенягин, который и рассказал о последних днях жизни этих парней, и о службе наших земляков на Северном Кавказе. В настоящее время из 150 человек, служащих в комендантской роте, 60 уральцев, представителей Свердловской, Челябинской, Курганской и Пермской областей.
В плен к чеченским боевикам четверо солдат Федеральных войск попали в начале весны 1996 года. Почти ежедневно ребята подвергались пыткам, избиениям. Обессиленных, полуголодных, их еще и принуждали работать. Тяжело было каждому, но более всего доставалось от чеченцев Евгению Родионову – потому что был у него на груди православный крестик.
Не раз на их глазах чеченцы расправлялись с “неверными” — отрубали руки, ноги, выкалывали глаза. И сами по себе вспоминались Евгению все новые и новые строчки полузабытого стихотворения:
«Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном.
Клюет и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим.
Мы — вольные птицы; пора, брат, пора!…»
Русские парни хорошо понимали, что каждый день их жизни может оказаться днем последним. Поэтому, едва оправившись от ран, решили бежать. К сожалению, не смогли они, подобно пушкинскому орлу, подняться в небо и умчаться –
«Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляют лишь ветер да я!…»
Не смогли ребята добраться туда, где не спали по ночам их матери, находившиеся в тревожном ожидании, после сообщения из части: “ваш сын пропал без вести”. Но не давали воли слезам – еще надеялись на чудо.
Чуда не случилось. Вновь плененные беглецы подверглись еще более жестоким, бесчеловечным пыткам и страданиям. 23 мая состоялась страшная казнь. Позднее, когда представители Федеральных войск выкупили у боевиков тела солдат, стало ясно, каким мучениям подвергались они в последние минуты жизни. Евгений Родионов был обезглавлен – его опознали как раз по кресту, который он никогда не снимал и который был крепко прижат к груди обеими руками. Именно потому, что тело было обезглавлено, в военной комендатуре города Ростова в 1996 году его не отдали матери для захоронения по месту ее жительства. Только через год удалось военным получить от чеченского полевого командира голову солдата, и останки его были захоронены с воинскими почестями.
Весь тот кошмарный год жизни и всю нынешнюю жизнь Любови Васильевны Родионовой можно назвать двумя словами – подвиг матери. Она ждала и верила в спасение сына — но не случилось этого; едва обретя тело погибшего сына, была вынуждена смириться с тем, что не имеет возможности похоронить его. Вместе с солдатами не по одному разу обошла она все окрестности села, метр за метром изучая каждый клочок земли, прежде чем обнаружили они место совершения расправы над пленными воинами. Ей даже довелось — глаза в глаза — взглянуть на мучителя и палача своего родного сына – когда она получала из его собственных рук голову Евгения. Но она не ожесточилась, не ушла в себя. Свою нерастраченную материнскую любовь отдает она всем нынешним солдатам части. Любовь Васильевна стала постоянной гостьей в воинском подразделении, и не без ее участия и поддержки со стороны московского духовника матери солдата, в части появилось немало церковных книг, икон, духовной литературы. Нравственный, моральный настрой солдат заметно изменился, значительно повысился уровень духовно-патриотического воспитания солдат срочной службы и контрактников-сверхсрочников.
Точная копия нательного креста Евгения Родионова, многократно увеличенная, установлена сейчас на вековом дереве, ставшем безмолвным свидетелем злодейской расправы боевиков над молодыми солдатами. А на месте их казни другие, такие же молодые воины, установили металлический крест. Часто горят здесь поминальные свечи, которые зажигают и военнослужащие комендантской роты, и местные жители. С ранней весны до поздней осени цветут вокруг креста четыре куста подмосковных фиалок и горных кавказских примул, посаженных матерью Евгения — Любовью Васильевной Родионовой.
Большинство военнослужащих, проходящих службу в условиях военного времени, принимают Крещение, надевают на себя кресты, почти у каждого над кроватью в походных палатках и солдатских казармах установлена сегодня икона. А месяц назад, 27 марта 2004 года, в день православного праздника “Похвала Пресвятой Богородицы”, когда в часть в очередной раз приехала из Москвы с подарками и гостинцами Любовь Васильевна, в комендантской роте установили большую палатку. Пункт информирования – так по-армейски называют этот походный красный уголок отцы-командиры.
И есть в этой палатке православный уголок с небольшим иконостасом, духовной библиотекой, Библией, Евангелием и молитвословом для общего пользования. Чином мирянина пункт информирования освятил житель Белоярки Даниил Пенягин.
У Даниила нынешняя командировка в Чечню уже вторая. Осенью 2001 года он принимал участие в Первом съезде православной молодежи Урала. Занимаясь в секции “Военно-патриотическое воспитание молодежи и православная миссия в Армии”, Даниил однажды вдруг ясно понял, что его место, его миссия там – в Чечне. По его прошению, поданному на имя Владыки Викентия, Даниила благословил на службу благочинный Южного церковного управленческого округа, настоятель Каменск-Уральского храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы отец Иоанн Агафонов.
С приездом уральского парня и появился в комендантской роте села Бамут первый иконостас – над кроватью Даниила в общей солдатской казарме. Возле икон нередко задерживались не только молодые, “необстрелянные” солдаты, но и видавшие виды “старики-контрактники”.
Полный срок своего первого контракта Даниил не отслужил – попал под разрыв гранаты, но, уезжая в госпиталь, пообещал друзьям-сослуживцам обязательно вернуться обратно. Вернулся и служит вновь в той же роте. Правда, сейчас оборудует иконостас уже не над своей собственной кроватью, а в ротной палатке — информационном пункте. И рядом со святыми образами в одном ряду – самописные изображения Евгения Родионова. По словам Даниила, который по крупицам собирает все, что относится к жизни казненного солдата — к увековечению памяти о нем, в настоящее время имеется до полусотни таких изображений. И хотя Евгений Родионов не причислен к лику святых, уже зафиксировано несколько случаев мироточения с его изображений.
По большому счету он и его однополчане претерпели мученическую кончину, до последних мгновений жизни безропотно неся свой тяжкий крест страданий и испытаний за верность Отчизне и Веру. И в первую очередь Евгений, — православный христианин, так и не снявший своего креста. Сколько бы ни пытались чеченцы сорвать его у парня с груди, им это не удалось. В защиту не только друга, но и этого крестика, маленькой частички веры и надежды, грудью вставали и все остальные пленники.
Рядом с информационной палаткой, где разместился и православный уголок, на плацу комендантской роты установлен большой стенд “За Веру и Отечество”, на планшетах которого размещены материалы, рассказывающие об исторически сложившемся единстве Армии и Церкви и о нынешнем единстве двух самых главных святынь православных христиан — Веры и Отечества. О том, как в трудные минуты боя священники вели солдат вперед, а солдаты, вернувшись живыми со службы в “горячих точках”, становятся если не священниками, то благочестивыми христианами, прихожанами храмов. А, находясь на военной службе, несут одновременно и свое миссионерское служение.
В вечную память по убиенным воинам, жизнь свою за Веру и Отечество положивших, Даниил Пенягин намерен провести заупокойную службу 23 мая, в день казни наших солдат близ поселка Бамут, у креста, установленного на месте страшной расправы. Даниил надеется и верит, что в этом ему, как всегда, помогут друзья-однополчане, наши земляки: Дмитрий Николаевич из города Березовского, камышловец Игорь Леонидович, прапорщик Павел Иванович из Нижнего Тагила, Сергей Сергеевич из Пермской области. Кстати, именно Сергей и установил поклонный металлический крест на месте казни ребят.
Господь даст, и все задуманное свершится.
Екатеринбург, 26 апреля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В областном семинаре на тему «Теория и практика этнокультурного образования учащихся в условиях
Екатеринбург, 29 апреля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В Уральском НИИ дерматовенерологиии иммунопатологии Минздрава РФ состоялась
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.