Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Из Пасхального интервью газете «Труд» Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия
- Ваше Святейшество! Понятно, что патриархами не рождаются. Скажите, какие духовные и моральные ценности, воспринятые Вами в детстве, в семье, помогали и помогают Вам на земных путях? И — обращаясь к нашим дням: что предлагает Церковь для преодоления очевидного кризиса российской семьи, для улучшения положения подрастающего поколения?
- Преданность вере и Церкви всегда сохранялась в нашей семье. Впечатления первых лет жизни сформировали у меня твердое и осознанное намерение служить Богу. С благодарностью вспоминаю ревностное пастырское служение моего отца — протоиерея Михаила Ридигера, моего духовника — протоиерея Иоанна Богоявленского, впоследствии возглавившего Ленинградскую Духовную академию. Огонь их горячей веры воспламенил мою душу, а впечатления от встреч с валаамскими иноками и пюхтицкими сестрами, хранившими традиции русского монашества, по сей день духовно питают меня.
Я благодарю Господа, Который даровал мне в детстве и юности встречи с людьми глубокой веры. Их внимание, ответственность, искренняя любовь к людям, готовность к безропотному преодолению трудностей всегда являлись для меня примером монашеского делания и пастырского служения.
За последние годы паства нашей Церкви значительно омолодилась. Молодежь, приходящая к вере, активно участвует в жизни Церкви, учится у старших поколений православных христиан. С течением времени это не может не сказаться благотворно и на состоянии всей российской молодежи, ибо, по слову апостола Павла, «малая закваска заквашивает все тесто» (Гал. 5, 9). Забота о духовном состоянии юношества является одной из важнейших задач Русской Православной Церкви. Она неизменно поддерживает инициативы государства и общества, направленные на патриотическое и нравственное воспитание молодежи, на поддержку семьи, материнства и детства. У нас с каждым годом становится все больше православных детских и молодежных лагерей, кружков, культурных и образовательных проектов, книг, песен, фильмов, адресованных юношеству. Верю, что наша молодежь постепенно меняется к лучшему.
- Уже без малого пятую часть своей жизни Вы несете крест Патриаршего служения. Именно Вам было суждено выводить Церковь из «советского гетто». Как бы Вы охарактеризовали нынешний этап ее развития? Какие имеющиеся здесь проблемы ждут первоочередного решения?
- За последние годы сделано многое. Воссозданы тысячи храмов и сотни монастырей, возобновили свою деятельность десятки духовных учебных заведений. Нынешнее время — это не только время достижений и свершений. Это в значительной степени время открывающихся возможностей. И Церковь использует их для свидетельства миру о непреходящих ценностях Евангелия, для нравственного возрождения народов нашей страны и сопредельных государств, для построения мира и согласия в обществе.
К числу первоочередных задач относится дальнейшее укрепление социального партнерства государства и Церкви, построение системы взаимодействия Церкви и власти на основе соответствующих законов и соглашений. Хочется верить, что сотрудничество Церкви и государства на всех уровнях не будет зависеть от политической конъюнктуры или личных качеств церковных и государственных руководителей.
Не менее важным я считаю развитие образовательной и просветительской деятельности Церкви. Сегодня развивается новая система богословского образования, учитывающая как богатейший опыт дореволюционного времени, так и новейшие достижения науки.
Важным является вопрос о преподавании основ религиозной культуры в светской школе. До недавнего времени в государственных учебных заведениях не существовало никакой альтернативы материалистическому, агностическому мировоззрению, сформировавшемуся в советское время, когда о вере можно было говорить только с позиций марксизма. Затем марксизм в школьных программах сменился скептической «равноудаленностью» от какой бы то ни было религии. Очевидно, что это вступает в противоречие с мировоззрением верующих детей и их родителей. И многие слои общества заинтересованы в преодолении этого тяжелого наследия атеистической системы образования.
- Нынешнее расслоение нашего общества на богатых и бедных очевидно. Не согласитесь ли Вы с тем, что в значительной степени это вызвано опасной девальвацией нравственных ценностей в сфере российского бизнеса? Много ли примеров тяготения успешных предпринимателей к Церкви, к благотворительной деятельности?
- Расслоение общества на богатых и бедных существовало всегда и, наверное, сохранится до конца времен. Святитель Иоанн Златоуст на вопрос о причине социального неравенства сказал: «Бог наделил нас своими благами в разной степени для того, чтобы мы могли помогать друг другу». Иными словами, социальное неравенство может и должно быть поводом не к противостоянию, насилию и страданиям, а к добродетели, к нравственному возрастанию. Многие предприниматели и просто состоятельные люди так и воспринимают богатство, дарованное им Богом. Без щедрой благотворительной помощи этих людей, нередко творимой втайне, было бы невозможным существование многих детей-сирот, пожилых и немощных людей, осуществление ряда церковных благотворительных программ.
Церковь убеждена, что экономика и предпринимательство не сводимы к «чистой математике»; они не могут быть лишены нравственного измерения. К такому же убеждению приходят сегодня и многие представители бизнес-сообщества. Принятие на Всемирном Русском Народном Соборе в феврале нынешнего года Свода нравственных принципов и правил в хозяйствовании было с интересом воспринято в деловых кругах России. Некоторые предприниматели высказали готовность следовать положениям этого документа в своей деятельности. Убежден: со временем к ним присоединятся и другие, и это приблизит возрождение некогда прерванных традиций русского предпринимательства.
- Может ли Церковь, увеличение числа верующих существенно влиять на криминогенную ситуацию в обществе? Каково Ваше отношение к смертной казни за особо тяжкие преступления?
- Современная преступность имеет различные причины, в том числе экономические, социальные, политические. Ибо для нас, христиан, очевидно, что в основе всякого преступления лежит греховная поврежденность души. Наша Церковь всегда стремилась вместе с государством и обществом помогать искоренению преступности. Особая задача Церкви — духовное воздействие на людей, ибо только утверждение в обществе высших ценностей и идеалов способно остановить насилие, воровство, неправду. Верующий человек оценивает все свои мысли и поступки с позиции вечных ориентиров, он видит в каждом образ Божий и верит, что никакие временные приобретения не могут оправдать того разрушительного действия, которое преступление наносит человеку, его совершающему. Личное счастье нельзя построить на боли и страданиях других людей.
Содействуя профилактике преступности, Церковь не оставляет без попечения и тех наших сограждан, кто оступился на своем жизненном пути и оказался в местах лишения свободы. История Православной Церкви полна примеров самоотверженного социального, просветительского и пастырского служения заключенным. Мне вспоминаются слова святителя Филарета Московского, обращенные к церковным труженикам, посвятившим свои силы служению в тюрьмах: «Любовь Божия да не престает одушевлять и услаждать ваш труд. Имя Господа Иисуса Христа да исполняет силою слова и действия вашего человеколюбия. В благоуспешном утешении бедствующих, в обращении заблудшихся… да является вам в темнице Тот, Который отъял от нее поношение и украсил ее Своим уверением, что Он в ней был: «В темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25, 36)». Убежден, что чем активнее будет работа Церкви в исправительных учреждениях, тем в большей степени они будут оправдывать свое имя — служить не училищами жестокости и новых преступлений, но местами действительного исправления и покаяния.
ПРАВОСЛАВНЫЕ В ИРАНЕ И ТУНИСЕ ВСТРЕТИЛИ СВЕТЛЫЙ ПРАЗДНИК ПАСХИ Крестным ходом, сопровождаемым перезвоном колоколов и песнопениями, встретили православные христиане в столице Ирана светлый праздник Воскресения Христова. Торжества состоялись в Свято-Николаевском соборе, построенном в самом центре Тегерана в апреле 1945 года. Сотни православных христиан, среди которых граждане Ирана — потомки русского казачества, сотрудники дипломатического корпуса и различных организаций России, Украины, Белоруссии, Грузии, Армении, Сербии и Черногории, Болгарии и других стран приняли участие в Божественной литургии.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.