Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №9 (9) → Дети «Электрического Бога»…

Дети «Электрического Бога»…

№9 (9) / 5 января ‘94

Мир сект

Теперь я знаю, что такое динамичная проповедь, повезло… Еще знаю, что такое молчать, когда все вокруг истошно вопят, спокойно стоять, когда все скачут, как безумные. Последнее называется ощущением одиночества в толпе, и прав был не помню какой известный писатель, сказавший, что хорошей толпы не бывает.

Даже если толпу составляют люди, пришедшие славить Бога.

Динамичная проповедь — это когда несколько девиц на сцене слаженно разевают рты, исполняя песню про кровь и любовь. Кровь — Христова, любовь — его же. Потом бойкий молодой человек выхватывает микрофон у одной из них. В его выкриках часто встречается слова «Бог», «Аллилуйя» и «Амен». После каждого «Аллилуйя» в зале поднимается невообразимый гвалт. В общественно-политическом центре идет конференция евангельских церквей. Церковь «Новая жизнь» устраивает богослужение.

После мюзик-холльного вступления пастор «Новой жизни» поведал о том, как необходимо прихожанам раскрыть сердце всему Уралу; о том, что кошелек нужно раскрыть еще шире, чем сердце, и тогда придет освобождение. «Пожертвование веры, — говорил пастор, — это когда ты даешь столько, сколько тебе тяжело дать, сколько не позволяет дать твой разум». В это время вдоль рядов ходили собиратели пожертвований и следили, чтобы все шло по плану.

А в плане был спектакль драмгруппы «Новой жизни», изображающей историю Иисуса Христа. Рождество им не очень удалось испортить. Все, в общем-то, было на месте, кроме яслей, пастухов, волхвов и Вифлеемской звезды. Мария качала на руках сверток; Иосиф непонимающе и уважительно топтался окрест; ангелы, вьггянув руки, колыхались на заднем плане. Второй эпиэод из жизни Спасителя был уже интереснее. Представления не имею, в камом из апокрифов нашла его «Новая жизнь»: маленькие мальчик и девочка играли с куклой и оторвали ей голову, сели и разрыдались. Из-за кулис явился крошка Иисус, приладил на место оторванную голову и завел хоровод с детьми. Потом показали, как выросший Христос исцеляет больных. Сразу же после исцеления состоялось распятие. «Господь» «вознесся» за кулисы, а пастор и музыкальное сопровождение вышли пожинать бурные аплодисменты.

— Извините, а куда они дели апостолов? И Нагорную проповедь? — спросила я у молодого человека, на груди которого была карточка «Алексей Пукк. «Слово истины».

— Этот спектакль был водим Духом Святым, — серьезно ответил Алексеи Пукк.

— Христос велик — хэй! — прогремело со сцены.

Пастор продолжал проповедь, точнее — шоу. Потому что это и впрямь напоминало концерт поп-эвезды, а сам проповедник как нельзя лучше соответствовал роли конферансье. Похоже, он неплохо владел приемами массового гипноза: через несколько минут публика слилась в единый организм с безусловным рефлексом на «Амен». Проповедь же развивала известную мысль, что Бог всемогущ, и развивала в стилистическом отношении сногсшибательно. В речи проповедника цитаты из Библии мешались с нарочито упрощенными, «народными», замазывающими с публикой фразами. «Наш Бог — это Бог сюрпризов, это фантастический Бог, — объявил пастор. — Нельзя преврвщать его в обыкновенного, привычного такого Бога. Вот и апостолы тоже думали, что он обыкновенный, они уже были с ним рядом три года, ходили по одним дорогам, но Христос не хотел, чтобы его считали обыкновенным, и творил чудеса».

К апрстолам «Новая жизнь», как выяснилось, относится двойственно, и естественное уважение соседствует в душе пастора со сверхъестественным панибратством. «Они были выскочками, апостолы, — сказал он позже в частной беседе. — Особенно Петр. Кто всегда в Евангелии глупость говорит, кто ерунду несет? Петр. Иисус даже говорил ему: «Ну, Петр, ты воще… Уйди от меня, сатана». Однако апостолы — двенадцать человек — изменили мир».

Недурацкое отношение к собственным словам и вещам, о которых идет речь, все-таки прорывалось в речи пастора. Но тут же его сметала мутная волна «динамичности». Этой динамичностью, как динамитом, начинили зал до готовности взорваться и выплеснуть огоомную энергию на любое дело, на которое только укажет пастор. На глазах люди превращались в толпу, способную на все, кроме здравомыслия и вообще мысли.

Это, наконец, заметил и проповедник — и сыграл с залом шуточку: попросил найти в Евангелии несуществующий стих. На вопрос «Кто нашел?» поднялся лес рук. «Я могу говорить вам все, что угодно, и вы все это примете, — вздохнул пастор. — Амен?» — «Амен», -отозвался зал.

Пастор говорил вещи по сути умные и хорошие: о том, что Бог — источник безграничной свободы; что Иисус выше обрядов и религиозных систем; что страх и рабство — дьявольские порождения. Но крикливо-напористая манера речи почти не позволяла подобраться к смыслу сказанного. Хорошо, если хотя бы половина сказанного дошла хотя бы до четверти слушателей. Потому что слушатели вели себя как фанаты на стадионе — и фанаты отчаянные, готовые вцепиться в волосы тому, кто не разделяет их страстей. Во время очередного хита — извиняюсь, псалма, — зал вскочил на ноги, подпевая и аплодируя Богу и крича: «Я свободен!» Какая-то девушка, с испуганным удивлением наблюдавшая за действом, спросила меня: «Вам не страшно?» Не успела я и слова сказать, как танцующая рядом пожилая дама — она казалась полностью поглощенной ритмом песни — моментально вышла из транса и злобно прервала наш не успевший начаться разговор.

Ответить же я собиралась вот что. Поначалу было смешно, а теперь непонятно. Слишком уж все дико и противоречиво. Впору загибать пальцы, перечисляя: «Молиться Богу — хорошо, буйствующая толпа — плохо…» Люди ведь пришли на богослужение — но их же виной оно превратилось в вакханалию. Пастор искренне любит Иисуса Христа — и так же искренне ненавидит тех, кто любит его на другой манер, не так «динамично». «Мы ненавидим рабство, системы, дух религии и пустой философии, — возглашал он, — Религия — это бесы за обложками Библии, это орудия дьявола». Да и искренне любимый Христос предстал в проповеди истинной «супер-звездой», капризно стремящейся подтвердить свою уникальность и жадной до аплодисментов. Не было сказано ни слова об Учении. Из жизни Христа брались только «постановочные», декоративные моменты — хождение по воде, насыщение нескольких тысяч человек пятью хлебами, исцеление больных.

День следующий «Новая жизнь» проводила в своем привычном обиталище — в Доме науки и техники на улице Бардина. Там было потише, подомашнему, но имелись свои специфические ритуалы. По окончании богослужения прихожане выстроились вдоль сцены, по-особому нагнув головы. Пастор обхватывал головы руками, бормотал пару слов и отпихивал верующего так, что тот валился на пол. Наиболее опытные прихожане вставали не сразу, а ждали, пока благодать должным образом распространится.

Но все закончилось — и псалмы, и «Аллилуйя», и инструктаж о водном крещении в бассейне «Энергетик». Ушли самые упорные охотники за благодатью. Настало время спонойно поговорить с пастором.

Пастор — его зовут Виктор Судаков — рассказал, что «Новая жизнь» — церковь молодая, существует с января прошлого года. Свое дело он считает боговдохновенным. В этом его убеждает то, что одновременно с «Новой жизнью» и независимо от нее на Урале появились церкви с подобными идеями. Виктор мечтает о тех временах, когда Урал будет покрыт густой сетью динамичных храмов. «А пока мы охватили только один район».

«Охватили» они Юго-Запад, и очень крепко. Активисты из прихожан создали секции «Новой жизни» для разных возрастных групп. Школьников теперь освобождают от уроков, а взрослых от работы — ради участия в богослужениях. У «Новой жизни» более пятисот постоянных прихожан, и каждый раз приходят новые.

«Бог свободен в форме, — гордо заметил Виктор, — Он создал музыку и все ее стили — джаз, рок… Наш Бог — электрический Бог».

После этого восхитительного определения беседа с пастором Виктором закончилась. Но сомнения усилились, а желание посчитать на пальцах блага и ужасы динамичной церкви стало просто невыносимым. Я не рискну, как иные, обозвать сатанизмом то, что творит «Новая жизнь», потому что Иисус говорил: «Где двое или трое соберутся во имя Мое, там и Я посреди них». На динамичные богослужения приходят сотни людей, и многие из них действительно ищут путей к Христу. «Новая жизнь» заявляет, что пути к Нему пролегают через человеческое сердце, — и тут же делает все, чтоб выбить из сердца все чувства. Богослужение подменяется третьеразрядной дискотекой с редкими по убожеству текстами песен и плохо слепленной музыкой (пошиба любительский попсы). А ведь тот, кто творит во имя Бога, должен стараться сделать как можно лучше…

Но все расчеты, весь высокомерный интеллектуальный скепсис вдребезги разбивается о простой факт: у «Новой жизни» уйма прихожан, и их число с каждым днем растет. Причин этому несколько. Первая — самая тяжелая: разочарование, отчаяние. Современный человек до того выбит из колеи этой самой современностью, что готов поверить кому угодно и пойти куда угодно, лишь бы там обещали какую угодно надежду. В холодеющем с каждым днем обществе тепло ценится навес золота. А «Новая жизнь» встречает очень тепло и радушно.

Вторая причина, как ни прискорбно, лень. Зачем углубляться в тонкости теологии, терзать душу и мозг в поисках истины, когда истину преподносят совсем готовенькую, в яркой конфетной обертке, да еще и рядом с домом.

Последняя причина процветания динамической церкви — традиционность и спокойствие ортодоксальных религий, малая их склонность к модернизации. Не поняв смысла красоты литургии, простая и шустрая душа вполне может бростиься туда, где доходчиво твердят о безграничной свободе. А там — воспользоваться свободой и вместе с проповедником обругать «непонятную» Церковь и тех, кто остался ей верен.

Мария КОНОВАЛОВА

 
Мир сект

Не дай Бог сойти с ума!.. Разговор с психиатром о модных религиозных сектах

Не так давно Российское общество психиатров пригласило журналистов на пресс-конференцию с целью привлечь общественное внимание к проблемам психического здоровья нации, которое, увы, внушает тревогу. Запомнилось содержательное и, что важно, страстное выступление главного ученого секретаря правления общества, руководителя клинического отделения Московского научно-исследовательского института психиатрии Минздрава РФ, профессора Ю.И. Полищука. Он сообщил, в частости, что располагает документами, свидетельствующими о пагубном влиянии на умы и души людей размножившихся и вошедших в моду псевдорелигиозных сект, развернувших в нашей стране беспрецедентную тотальную пропаганду своих вероучений. Например, «Белого братства», «Аум Синрике», кришнаитов…

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс