Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
«ОБРАЗОВАННОСТЬ И БЛАГОЧЕСТИЕ — ГЛАВНОЕ В СОДЕРЖАНИИ РАБОТЫ» — СЧИТАЕТ ДИРЕКТОР ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ ВО ИМЯ СВЯТЫХ ЦАРСТВЕННЫХ СТРАСТОТЕРПЦЕВ НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА ЗЫКОВА.
Православная гимназия в поселке Елизавет с порога удивляет чистотой, размеренным неторопливым ритмом, доброжелательностью взрослых и детей. Здесь не исписывают стены, не бросают мусор, не кричат, не подавляют слабых. Небольшие светлые классы на 12 человек оборудованы всем необходимым: за партами можно сидеть и стоять, регулировать их в зависимости от роста; доски оснащены подсветками. В каждом классе – своя библиотека с пособиями, телевизор, у младших – игровой уголок. И, конечно, иконы. В часовне Святых Царственных Страстотерпцев, где школьники молятся до и после уроков, подогревается пол, — можно без опаски вставать на колени. Шум улицы не проникает за прочные современные окна, а людям посторонним не так-то просто попасть в помещение: детям обеспечена охрана. Задача педагогов, как утверждает директор, дать православным детям образование повышенного уровня. Ведь эти дети чаще всего из многодетных семей и средств на платное обучение у них нет. Таким образом получается, что православные ребятишки – люди второго сорта.
- Поэтому мы решили прежде всего создать для них хорошие условия и дать качественное образование, — говорит Наталья Владимировна. Но поначалу все было не так просто…
Проблемы
Прежде чем создать гимназию, педагоги изучили опыт православного образования в других городах России. Этот опыт был опробован на педагогической площадке. Сразу же выявились проблемы, которые следовало учесть. Сложности часто шли от того, что многие православные школы принимали наряду с верующими детей неверующих с целью дальнейшего воцерковления. В результате получался неоднородный контингент учащихся. Поэтому в уставе гимназии было записано сразу: принимаются дети только православного вероисповедания. Это повлекло проблемы с лицензированием.
Другим сложным вопросом стало материальное обеспечение учебного процесса: там, где обучение платное, возникает прямая зависимость от родителей. Этого удалось избежать благодаря совету попечителей, который возглавил игумен Авраам. Совет находит средства, а школьники учатся бесплатно, причем приезжают не только из разных районов Екатеринбурга, но и из области. Утром и после занятий их развозит автобус.
Порядок
Только после четкой организации работы можно говорить о задачах более высоких, — утверждает Н.В. Зыкова. Первым делом в гимназии была разработана нормативно-правовая документация. Это прежде всего правила для учащихся, с которыми сразу знакомят детей и родителей. Правила касаются внутреннего распорядка, внешнего вида, системы поощрений и наказаний и многого другого. Таким образом, родители узнают, куда отдают своих чад, и если их все устраивает, выражают согласие. Режим соответствует всем санитарно-гигиеническим требованиям. День начинается в 8 утра, после молебна – уроки. Между уроками – перерыв на завтрак и на обед, затем, после занятий, снова молебен. Во время полуторачасового перерыва дети гуляют, потом выполняют домашние задания и идут на кружки. Здесь – хор, сольфеджио, керамическая пластика, информатика, рукоделие, английский… Выбор – свободный, обучение – тоже бесплатное. День заканчивается в 17 часов.
Предъявляются требования и к педагогам. Главное – профессионализм и православное вероисповедание. Женщинам необходимо носить строгую одежду, покрывать голову, не употреблять косметику.
Нельзя повышать голос на учеников, оскорблять, применять силовые методы. Обстановка должна быть ровной, спокойной, требовательной.
«Мы имеем возможность развивать детей в том понимании духовности, которое заложили святые отцы»
- Учебный процесс построен в соответствии с годовым кругом богослужений, — объясняет Наталья Владимировна. – И если на учебный день выпадают великие праздники, то мы идем всей гимназией в храм. Накануне дети и взрослые исповедуются, затем причащаются. Очень приятно видеть, когда одновременно причащаются и администрация и дети, педагоги и воспитатели. Это создает особую духовную общность. К счастью, мы имеем возможность развивать детей именно в том понимании духовности, какое заложили святые отцы.
Когда в город привозят чудотворные иконы, мощи святых, мы также все вместе идем в храм. Детям запомнились паломнические поездки на Ганину яму, в Алапаевск, Невьянск, по храмам города. Что же касается образовательного процесса, то он неотделим от воспитания. Мы полностью реализуем государственный образовательный стандарт, но введены и вероучительные дисциплины. Два часа в неделю гимназисты изучают Закон Божий. В курс истории России введен материал по истории Церкви. Программа по биологии отличается от обычной: курс “Биология и экология” больше подходит для православной гимназии. Каждый педагог привлекает дополнительную литературу. Это помогает детям узнать разные точки зрения, уметь разбираться в них и отстаивать истину.
Кнут и пряник
Пришли они в гимназию совсем другими детьми. У многих в светских школах были завышены оценки. Некоторые сквернословили, многие не умели здороваться и благодарить. Понадобилось полгода, чтобы изменить ситуацию, привести детей к необходимому послушанию. Какими же методами добились этого педагоги? Очень помогает ведение дополнительного дневника. В нем отмечается, что хорошего и что плохого сделал ребенок за последнее время. Этими дневниками интересуются духовники детей: ведь маленькие исповедники часто не умеют рассказать все до конца. Вообще тесное сотрудничество с духовниками, отмечает Наталья Владимировна, дает неоценимые результаты. Если не помогли записи в дневнике, беседа с классным руководителем, с администрацией, провинившийся приглашается на педсовет. Там – учителя, воспитатели, завуч, директор, духовник… Приходится исправляться.
Были случаи, когда наказанием становилась одна фраза, например “я не буду больше сквернословить”, которую ученику вменялось писать до тех пор, пока не закончится толстая тетрадь. А вместе с ней и желание грешить… Такие методы, считают учителя, не оскорбляют личность, но содействуют исправлению. Результат налицо. Детям нравится образцовая чистота их школы. Они берегут все, что окружает их. Девочки возмущаются, когда видят своих сверстниц в брюках и с косметикой, а ведь совсем недавно сами думали по-другому…
Что же касается поощрений, то это чаще всего грамоты, подарки. Возможно, традиционными станут поездки для лучших ребят, как культурно-просветительские, так и паломнические.
«Мы учим родителей любить своих детей»
Родители благодарны игумену Аврааму за его беседы о воспитании детей. “Теперь мы знаем, что делать”, — говорят они.
Так уж случилось в нашем заблудшем обществе, что даже православные папы и мамы часто разводят руками в беспомощности: как быть?
- Порой они не понимают, что дети имеют поврежденную природу, — говорит Наталья Владимировна. – Но на христианском пути есть возможность ее исправить. Есть идеал, которому нужно следовать. Церковь дает силы себя изменить. Надо только все время трудиться. Каждому родителю свойственно защищать свое чадо. “Он хороший, мы не знаем, откуда чего набрался”. Потом выясняется, что ребенок ходит во двор, где сплошь нецерковная среда, играет в жестокие компьютерные игры, а его отец целыми днями смотрит фильмы, где гремят выстрелы и слышна брань. Увы, порой приходится учить взрослых любить своих детей. Не стаскивать с малышей одеяло рано утром, не раздражаться, а сесть рядом и ласково начать новый день…
Если же взгляды родителей резко не совпадают со взглядами педагогов и переубедить их трудно, дальнейшие усилия бесплодны. Жаль, но с некоторыми детьми приходится расставаться.
Будущее
С виду гимназия кажется островком, на котором идет своя тихая благочестивая жизнь. Но за красивой оградой будущих выпускников ждут испытания – мир беспокойный, с неправедными его законами. Педагоги ориентируют школьников на получение высшего образования и в то же время не скрывают, что когда-нибудь они попадут в такую среду, где все будет дозволено. Надо быть заранее готовыми к этому, предупреждают учителя. Но главное у ребят уже есть – вера, молитва, упование на лучшее. Дай Бог, выстоят.
Людмила Косовская.
Со следующего учебного года будет открыт первый класс на 12 мест. Запись на собеседование по телефону: 217–37–28.
Православных больше всего и чаще всего упрекают в “обрядоверии”, то есть в упрямом поклонении обряду больше даже догмы. Их уважение к обряду склонны считать чуть ли не идолопоклонством.Но, в самом деле, неужели обряд — что-нибудь несущественное, мало нужное в порядке духовной жизни? Так в чем же смысл обряда.Что такое обряд? Это “оболочка”, одежда догмы, говорили мы. Теперь продолжим немного иначе: это закрепленная духовная
Екатеринбург, 27 февраля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Первые великопостные дни в семинарии соблюдаются особенно строго. С понедельника по четверг проректор семинарии протоиерей Петр Мангилев совершал чтение Великого покаянного канона святого Андрея Критского. Соблюдая строгий пост, семинаристы
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.