Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №5 (278) → Ответы архиепископа Викентия на вопросы уральцев в студии радиостанции Екатеринбургской епархии «Воскресение» (телепрограмма «Архипастырь» 31 января 2004 года)

Ответы архиепископа Викентия на вопросы уральцев в студии радиостанции Екатеринбургской епархии «Воскресение» (телепрограмма «Архипастырь» 31 января 2004 года)

№5 (278) / 1 февраля ‘04

Архипастырь

Екатеринбург, 3 февраля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».

Сегодня мы представляем ответы на вопросы уральцев, прозвучавшие в студии радиостанции Екатеринбургской епархии «Воскресенье» (выпуски телевизионной программы «Архипастырь» 31 января).

- Звонок на радио: “Владыка, а ещё будут такие же детские службы, как та, которая недавно была в Храме-на-Крови?”

- Если вам понравилось, то обязательно будем делать такие службы. Может быть на пасхальной неделе. Это очень хорошо. Я думаю, что многим детям было приятно. Много детей, которые не знали об этом, не пришли туда и потом жалели.

- Вопрос о воде: “Можно ли крещенской водой освящать квартиру не православного человека, или даже принадлежащего к другой конфессии?”

- Если человек верит в то, что эта вода освятит этот дом, если человек верит в то, что эта вода чудодейственная и благотворно повлияет на его дом, то, конечно, это не возбраняется. Я думаю, что может даже случиться так, что после этого человек станет истинным православным христианином.

- Раб Божий Константин спрашивает: “В духовных беседах профессора Осипова звучат сомнения. Надо ли крестить младенцев, не сознающих смысла происходящего? После того, как они вырастут, они могут отойти от Церкви. Если мы, родители, крестим младенца, наверное, мы должны вести особую духовную жизнь, чтобы такого не случилось. Как вы думаете, как должны жить родители?”

- Я не думаю, что нужно здесь сомневаться. Крестить младенцев нужно. В жизни бывает всякое. Мы знаем, что младенец – совсем не защищённый человек. Враг рода человеческого очень сильно на него действует и причиняет ему много вреда. Для того, чтобы этот ребёнок рос духовно, ему нужна духовная подпитка. Важно, чтобы он с самого раннего возраста мог приступить к таинствам церковным. Одно из них – Таинство Причащения. Если он не будет крещён, у него не будет права приступить к этому великому Таинству. Младенца нужно крестить. Во-первых, для того, чтобы он был в безопасности. Во-вторых, чтобы он рос здоровым, крепким, духовно и телесно. Таинства церковные во многом этому помогают.

- Владыка, бытует такое мнение, что вода, насыщенная ионами серебра, и без освящения целебна. Спрашивают, в чём смысл освящения воды серебряным крестом в день Крещения Господня?

- Мы освящаем святую воду не только серебряными крестами, но и простыми, медными, иногда даже деревянными. Мы не обращаем внимания на то, каким крестом мы освящаем воду. Сам по себе, крест имеет большую силу, через которую и освящается вода. Поэтому не от материала, из которого сделан крест, зависит его сила, а зависит она от самого креста. Мы делаем серебряные кресты, потому что мы отдаём дань любви и уважения Богу и священным предметам, которыми мы пользуемся. А если мы особо уважаем ту благодать, которую предметы имеют, тогда мы украшаем их камнями и благородными металлами. Всё это – дань любви и уважения к этим святыням.

- Женщина по имени Виолетта спрашивает: “Я не уверена, крестили ли меня в детстве. Я помню, что бабушка тайком водила меня в церковь и говорила, чтобы я помнила, что меня зовут Валентиной. Значит ли это, что я крещёная? Уточнить сейчас уже не у кого”.

- Если бабушка водила её в церковь, акцентируя на том, что её зовут Валентиной, – это значит, что она крещена под именем Валентины. К сожалению, бабушка не могла этого сказать, потому что были тяжёлые времена. Но она твёрдо понимала, что в храм нужно ходить, и приступать к таинствам церковным тоже нужно. Она понимала, что для этого обязательно нужно пройти Таинство Крещения. Эта женщина – крещёная.

- Анастасия, прихожанка храма Александра Невского, спрашивает: “Какова загробная участь некрещёных младенцев? Куда идут их души?”

- Участь их тяжёлая. Многие святые отцы говорят о том, что они находятся в болезненном состоянии. И не ад кромешный, и не райское блаженство. Где-то посередине. Конечно, этим душам совсем неприятно находиться в таком болезненном и неопределённом состоянии.

- Галина Фёдоровна Обухова задаёт вопрос: “У сестры 30 лет назад умер муж. Сейчас всем ветеранам меняют памятники. Принято ли менять могильные памятники у христиан?”

- Если памятник пришёл в ветхость, то ничего плохого в его замене не будет. Можно будет также пригласить священника на кладбище, чтобы он освятил новый памятник.

- Вопрос от рабы Божьей Светланы: “Долгое время живу с родителями. Они меня любят, и я их тоже. Но, в условиях совместного проживания, я периодически начинаю их ненавидеть. Как быть?”

- Это плохо. Надо постоянно разогревать в себе любовь к своим родителям. Родители много дают своим детям в этой жизни. Поэтому надо бороться с чувством неприязни и недовольства. Надо терпеть и любить. А любовь к родителям – это и есть терпение к их недостаткам. Их недостатки надо терпеть и переносить, и это будет проявлением той любви, которую мы должны сохранять до самой смерти своих родителей.

- Житель одного из посёлков жалуется, что храм у них открыт только в субботу и воскресенье. «В остальные дни он на замке. Даже свечку не поставишь. Так и должно быть? Или в будние дни храм тоже должен работать?».

- Очень плохо, что не указали, какой это храм. Храм должен быть открытым с утра до вечера. Там должен быть человек, который бы принимал всех людей, которые будут приходить, и отвечал на те вопросы, которые их волнуют. Конечно, если есть потребность в том, чтобы поставить свечку или купить духовную литературу, а сейчас её очень много (на нашем епархиальном складе свыше тысячи наименований книг), то человек должен иметь возможность сделать это и в будние дни. Хотелось бы, чтобы каждый мог всё это почитать и обогащаться духовно для жизни по заповедям Божиим. Скажите, что это за храм, и мы будем с этим разбираться. Обычно, наоборот, говорят, что, слава Богу, храмы всегда открыты.

- Звонок на радио: “Мне 39 лет. Я пришёл к вере не так давно. Я хочу попробовать поступить в семинарию на заочное отделение. Что для этого надо?”

- Я очень рад, что у вас возникло такое доброе намерение поступить в Духовную Семинарию. У нас в Екатеринбурге есть своя Семинария. Для того, чтобы поступить туда, нужно прийти туда, взять программу. Там написано, какие условия приёма. После этого нужно подготовиться к экзаменам. У нас в Семинарии вступительные экзамены в августе. Кроме Семинарии у нас есть ещё теологический факультет при Российском профессионально-педагогическом университете, где тоже есть заочное отделение. При поступлении в Семинарию на заочное отделение есть одна проблема. Обычно мы принимаем туда тех, кто уже имеет священный сан. Тем, у кого сана нет, мы обычно предлагаем учиться заочно или в Богословском институте, или на теологическом факультете. Бывают и исключения, когда мы благословляем тех мирян, которые ещё не в сане, учиться в Семинарии. Надо подойти туда и всё узнать.

- Звонок на радио: “У меня вопрос о крещении. Мне 46 лет. Свидетелей моего крещения нет. Мой исповедник изучал этот вопрос, но точно узнать это у него не получилось. Он сказал, что будем считать, что я крещёный. Так можно считать или нет?”

- Я не знаю, как он исследовал. Вам надо было прийти в церковь и поподробнее поговорить со священником о вашей жизни, чтобы удостовериться в этом. Если священник посчитает, что крещение было совершено, то значит, что оно было совершено. Если прямых доказательств о том, что человек крещён – нет, то его можно покрестить в особой форме. Там произносятся слова: “Крещается, если не крещён, раб Божий”… Такая форма крещения существует при больших сомнениях.

- Раба Божья Нина спрашивает, можно ли кремировать усопших христиан?

- Нежелательно. Мы знаем слово Господне, в котором говорится: “земля еси, и в землю отидеши”. Поэтому мы стараемся после смерти наших близких предавать их земле. Есть специальный чин погребения, на котором запечатывается гроб до второго пришествия Господня, ставится крест над могилкой, чтобы охранял и помогал в тот страшный день, когда Господь придёт судить живых и мёртвых. Конечно, приятнее, когда тело погребено на кладбище и туда можно прийти, помолиться за усопшего, особенно в родительские дни, отдать дань любви и уважения к усопшему, который прожил на этой земле и много добра и пользы принёс нам и нашему обществу.

- Звонок на радио: “Вы знаете, я сегодня была в храме, покупала свечку и услышала фразу о том, что болящие люди намного ближе к Богу, чем здоровые. Что это за болезнь? Может быть, стоит заболеть, чтобы поближе к Богу быть?”

- Я не знаю, кто вам сказал такие слова. Когда человек болеет, когда Господь послал ему какую-то болезнь, то мы говорим этому человеку, что Господь по любви даёт человеку болезни, чтобы через эти болезни очистить его душу и предоставить ему возможность через терпение, смирение и послушание воле Божией достичь вечного спасения. А люди здоровые, болезнуя о своих грехах, тоже спасаются, но через покаяние и осознание своей греховности. Вот эта болезнь о своей душе и есть та спасительная болезнь, когда мы проливаем слёзы покаяния. Есть не только обычные слёзы, но есть ещё и духовные слёзы, когда мы плачем перед Богом за содеянные грехи. Всё это тоже ведёт нас к спасению.

- Звонок на радио: “Как психически больным пить священную крещенскую воду?”

- Так же, как и всем. Есть ещё одна сторона. Человек, который болеет, должен часто соприкасаться со святыней. Больные люди могут принимать эту воду чаще, чем один раз в день и не только натощак, но и после принятия пищи. Тогда, когда ему тяжело на душе, ему особенно нужна поддержка и помощь от Бога.

- Звонок на радио: “Владыка, я, по благословению, читаю по вечерам псалмы на церковно-славянском. Перекрывает ли это мои нехождения каждый вечер в церковь? Работа во все дни, кроме воскресенья, мне не позволяет ходить в храм”.

- Конечно, когда нет возможности прийти в церковь, а есть потребность ходить в церковь каждый день, то чтение в домашних условиях Псалтири или Священного Писания является, в какой-то степени, заменой посещения церкви. А в воскресные и праздничные дни, или накануне этих праздников, нужно обязательно быть на службе. В будние дни не всякий может это делать, потому что люди заняты работой и заботой о своей семье.

- Звонок на радио: “Скажите, пожалуйста, допустимо ли христианам ставить на праздничный стол бутылки пива, вина, водки? Или лучше без этого?”

- Можно и без этого. Никто не обязывает, чтобы на столах были спиртные напитки. Но, по уставу Церкви, в праздничные дни разрешается вино на трапезе. Есть даже такое правило, которое, конечно, надо правильно растолковывать, что гнушаться тем, что дано Богом – грешно. А если человек не хочет пить спиртные напитки из благочестивых побуждений, чтобы себя не повредить, чтобы провести эти дни более духовно, то это можно. А если он гнушается, то это неправильно.

- Звонок на радио: “Владыка, скажите, пожалуйста, на Ваш взгляд, православие должно быть профессиональным, его должны делать профессионалы или возможна самодеятельность по собственным ощущениям человека?”

- Вопрос на самом деле очень большой. Смотря, что человеку дано. Одному дано, чтобы он просто совершал своё служение. Если кто-то в чём-то более грамотен, то он и должен более грамотно относиться к своей жизни. Тут нельзя ничего сказать однозначно. К вере человек может прийти разными путями. У каждого есть свой уровень духовной жизни. Человек хоть с большой светской грамотой, хоть и не с такой большой, неважно. Господь сказал: “Будьте как дети”. Если человек так просто воспринимает свою веру и старается в своей жизни ей следовать, то это ценится. То, что мы совершаем своё служение в простоте своего сердца и с любовью к Богу, это хорошо. Мы знаем, что когда приходили к вере и люди высокопоставленные, занимающие высокие должности, людям казалось, что у тех не всё в порядке с психикой, потому что они воспринимали свою веру так благоговейно и бережно, что они были как бы буями для мира сего и угодными для Царствия Божия. Так просто сказать, что у нас профессиональная вера – нельзя, хотя мы к этому стремимся. У нас есть и воскресные школы для детей и взрослых, есть и церковно-приходские школы, в которых даются знания о Боге и о жизни по заповедям Божиим. Те, кто не успел в детстве приобщиться к вере Христовой, сейчас имеют такую возможность. Сейчас у нас есть и катехизаторские курсы, и библейские, есть теологический факультет. Так что сейчас есть много возможностей получить грамотность в богословских науках. К сожалению, не все могут это воспринимать.

- Раиса написала в “Православную газету” письмо-исповедь: “Сыну 18 лет, но рождён он в незаконном браке и фамилию и отчество он носит не его родного отца. Он об этом не знает. Надо ли сказать ему правду? Жить уже невмоготу, мучает совесть, сама я некрещёная”.

- Да, к сожалению, это беда нашего времени. Мы отступили от веры и от наших православных традиций. Когда мы сохраняли свою нравственную чистоту до брака, в браке и после брака, таких проблем у нас не возникало. Сейчас, когда мы отошли от Бога и не живём по заповедям Божиим, за этим тянутся многие беды и скорби. Конечно, сейчас надо принять крещение, стать верующим, церковным человеком. Эту веру надо прививать и своему сыну, чтобы он понимал эту проблему не со светской точки зрения, а с духовной, с пониманием немощей и слабостей своей родительницы. Конечно, тогда это не будет восприниматься так остро и так болезненно.

- Три вопроса об усопших: “Умер скоропостижно муж. Как понимать такую смерть, что она значит?” Далее: “Какое поминовение заказать на сороковой день?” И ещё: “Можно ли читать Псалтирь по усопшему в праздничные дни? Слышала, что нельзя”.

- Скоропостижная смерть это плохо. Мы всегда молимся о том, чтобы Господь дал нам христианскую кончину. Чтобы мы были более или менее подготовлены для того, чтобы отойти из этого мира. Покаяние, исповедь, причастие, соборование, молитва. К сожалению, сейчас очень много таких случаев, когда человек скоропостижно уходит из этого мира. Тогда нам нужно более активно и старательно молиться за этого человека в церкви, поминая его на божественных службах. Мы знаем, что Божественная литургия имеет большую силу для очищения грехов усопшего нашего близкого. Она может даже вывести его душу из глубин ада. Кровь Христова омывает грехи человека и даёт возможность избавиться от тех адских мучений, которые постигают эту душу, ещё не готовую к смерти. В сороковой день молиться нужно. Нужно заказать Божественную литургию в церкви, чтобы отслужить панихиду после смерти и, как принято у нас, в этот день надо творить дела милосердия за усопших. Также желательно сходить на кладбище, пригласить туда священнослужителей, отслужить там службу. Это принесёт пользу для усопшего в другом мире. Теперь по поводу Псалтири. Псалтирью важно молиться, нужно молиться. Мы знаем, что в праздничные дни тоже читается Псалтирь. Единственное, что в праздничные дни не рекомендуется совершать — поклоны. Псалтирь и Священное Писание читать можно всегда.

Свои вопросы Владыке Викентию вы можете задать, позвонив на телестудию Епархии по телефону 17–93–38. Храни вас Господь!

С архиепископом Викентием беседовала журналист Валентина ЕФРЕМОВА. Расшифровка аудиозаписи — Евгений ЛОГИНОВ.

 
Рождественские чтения

«Канонизация святых в Русской Православной Церкви». Из доклада митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, на церемонии открытия XII Рождественских чтений

Из доклада митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, на церемонии открытия XII Рождественских чтений. Канонизация новомучеников и исповедников Российских XX века, осуществленная Архиерейским Юбилейным Собором в августе 2000 года, является одним из величайших событий за всю историю Русской Православной Церкви.

 
Архипастырь

Архиепископ Викентий совершил чин освящения постреанимационной палаты городской больницы № 36

Екатеринбург, 23 января, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Вчера Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий совершил чин освящения постреанимационной палаты Городской травматологической больницы № 36, что в микрорайоне «Компрессорный».

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс