Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №2 (275) → Труды и устремления православной школы

Труды и устремления православной школы

№2 (275) / 8 января ‘04

Воспитание и образование

ИТОГИ ГОДА

- Отец Евгений, на рубеже старого и нового года принято подводить определенные итоги, размышлять о будущем. Какие “фундаментальные” вопросы волнуют сегодня директора православной школы?

Прошлый учебный год был первым для православной школы, и тогда состав учащихся был очень разным: и воцерковленные дети, и дети далекие от Православия. Изменилась ли ситуация – и отсюда и атмосфера в школе – сегодня?

- В этом учебном году пришли 30 человек православных. Для нашей школы, где чуть более ста человек учащихся – это немало. Сейчас большинство наших детей в той или иной мере воцерковленные … Но сказать, что пришли “ангелы небесные человецы”, нельзя. Это те же самые дети, и проблемы поведенческие абсолютно те же. Даже, может быть, сложнее стало. Понятно, что делать с детьми нецерковными, — надо наставлять их истинам христианским. А вот когда люди воцерковлены, и в алтаре помогают (конечно, духовность чувствуется подспудно), но при этом – лукавство, непослушание, – это, конечно, огорчает. Я на эту тему разговаривал в московских православных школах, с отцом Алексием Уминским, в гимназии Собурова, — там те же проблемы. А ведь в Москве эти школы давно существуют, по 10–15 лет, и дети давно воцерковленные… Тоже грешат, — потому что не с другой планеты. По мнению отца Алексия Уминского, православные дети в обычной школе ощущают свою инаковость, и у них в этой обстановке есть желание дистанцироваться. Попадая же в православную школу, дети расслабляются: условия комфортные, классы маленькие, все – друзья. И происходит злоупотребление доброй атмосферой и свободой. Мы в создании атмосферы стремимся, чтобы дисциплина была внутренняя, чтобы меньше было мер дисциплинарных.

- Вы назвали проблему послушания. Я думаю, что эта проблема острейшая для большинства родителей…

- Навыков самоконтроля, самодисциплины нет у большинства современных детей. Отец Владислав Свешников, автор “Очерков христианской этики”, употребляет в этой связи – “паралич воли”. У нового поколения нет навыка послушания, осознанного подчинения. Это, безусловно, следствие пропаганды либеральных ценностей, которая в последнее время идет. Эта западная (большей частью американская) риторика по поводу свободы, прав личности – является в данном случае чистой абстракцией. Свобода от чего? И ради чего? И как быть в отношении других? У общества-то ведь тоже есть свои права… Этой риторикой пропитано всё. А молодежь здесь оказывается самой незащищенной. Фильмы, вся молодежная поп-культура, которая навязывается, предполагает полную расслабленность, “освобожденность” и – “получай удовольствие!”. “Я этого достойна!” – слышим мы в рекламе товаров… Поэтому человек может быть совершенно искренно верующим, православным, но если у него нет осмысленного понимания (а его еще нет у молодых людей), эта риторика достигает своего результата.

- Тем более, что многие современные родители начинали первые шаги в воспитании, руководствуясь книгами Спока, и прежде всего ориентировались на желания и потребности ребенка…

- Все начиналось еще с Руссо, и на этом строится в принципе вся западная, гуманистическая, педагогика. Почему конфликт православной педагогики и западной неизбежен? Потому что там считается, что человек с момента рождения само совершенство, наделенное всеми правами и не ограниченное вообще никакими ответственностями. Понятие грехопадения отсутствует. Мы, православные люди, относимся трезво к человеку: образ Божий поврежден грехопадением изначально.

- Но ведь западная педагогика появилась на христианской почве, почему же она ушла от этого постулата Священного Писания?

- На Западе далеко отошли от традиционного христианского святоотеческого богословия. В основе – протестантский, практический подход, который ставит человека в центр вселенной, предполагая, что изначально он совершенен, и устами младенца истина глаголет… Протестантский идеал был четко сформулирован основателем американской нации: успешность житейская, которая выражается в достижении богатства, в притеснении конкурента – по их мнению и есть знак Божьего благословения. Это было сказано Франклином искренне, как житейская мудрость, но это фраза циничная, и очень наглядная. (Показательно, что сам он вел реестр своих добрых дел, — поистине притча о мытаре и фарисее: “Господи, благодарю за то, что я не таков, как все” и прочие безумные глаголы).

Православная школа, нормальная традиционная школа, предполагает, что есть учитель, есть определенная иерархия. Иначе нужно устроить сплошной “праздник непослушания”. И сейчас создатели детских фильмов, передач, книг, чтобы быть принятыми, используют именно эту безотказную кнопку – непослушание. Мы утонули уже в этом.

Нам в школе надо двигаться в сторону осмысленной дисциплины. Как я говорил, процент воцерковленных детей нарастает. Но сложность заключается в том, что существуют очень разные модели христианской семьи, христианского воспитания. У кого-то достаточно модернистские модели, это воцерковленные, но открытые миру православные. Спрашивают, например, меня: почему в школе девочек не обучают танцам. – А уместно ли это в православной школе?… А есть родители, которые высказывают претензии, что дети ходили в театр, на новогоднюю сказку. Такие семьи, где уклад практически монастырский, воспринимают театр как сомнительное бесовское изобретение. Разные модели христианской семьи сталкиваются в школе, потому что от школы все ждут удовлетворения их потребностям. Но, я убежден, то, что касается семейных особенностей, это право самих семей. Но школа в этом плане должна идти средним путем, не уклоняясь в излишний аскетизм и не склоняясь к тенденции модернистской.

- Отец Евгений, хотелось бы услышать, как в вашей практике строятся взаимоотношения школы и семьи, их взаимовлияния.

- Это уже аксиома, что только вместе можно добиться результата. Если семья дистанцируется от воспитания – школа ничего не сделает, потому что свято место пусто не бывает, найдется улица, друзья …

Есть, к сожалению, родители, которые сложили руки в борьбе за ребенка и нам заявляют: мы себя исчерпали, у нас надежда только на школу… А есть случаи, когда дети начинают воцерковляться, и по их стопам уже идут родители. Но на это, конечно, нужна добрая воля родителей. Есть пример: невоцерковленные родители два года назад, когда школа стала православной, вели себя настороженно, каждый день приходили с вопросами… Но интересно, что сам ребенок быстро воцерковляется, а родители теперь уже – подходят с вопросами духовными. Таким образом, через свое неравнодушие к школе, к ребенку приходим к взаимопониманию.

Очень важно и то, что школа и церковь вместе. У нас свой приход – во имя Царевича Алексия. Хотя в основном люди — из разных приходов, имеют своих духовников, но стали “прикипать” к этому приходу. Конечно, есть простор для взаимодействия с семьей, и в этом направлении будем двигаться, теснее работать с родителями. Должен сформироваться костяк тех, кто заинтересован и готов работать вместе с администрацией.

- И традиционно на новый год – ваши пожелания детям и родителям…

- Все пожелания – они уже давно озвучены: “Дети, покоряйтесь родителям. Родители, не раздражайте детей, наставляйте их во всякой кротости”. Родителям, действительно — терпения и мудрости. А детям — духовных сил, чтобы искушения мира сего они все-таки одолели. То, что творится сейчас в мире, оно не на пользу идет возрастанию духовному. И есть два пути: либо детей изолировать, — что невозможно, они все равно с этим столкнутся. Либо помочь формированию у ребенка такого строя духовного, который бы помогал злое от доброго отличать, чтобы уже искушения не воспринимать, не зариться на все эти суетные вещи.

ВСТРЕЧА РОЖДЕСТВА

- Отец Евгений, семинедельным постом готовились мы к празднику Рождества Христова. Празднику, который особенно близок детям. Каждый пост – время, когда каждый, независимо от возраста, старается духовно потрудиться. Как это происходило в православной школе?

- Пост исключительным временем не является. Просто идет более интенсивная работа над собой. Для учащихся это прежде всего выполнение основного послушания в школе — учеба. Мы уже говорили про расслабленность нынешнего поколения: леность к учебе, с 1-го по 11-й класс, — все в той или иной мере этим страдают. Нежелание трудиться – опять же следствие ориентации на получение в жизни удовольствий. Поэтому Рождественский пост с его ограничениями (поменьше развлечений, беготни, телевизора) позволяет заниматься собственно тем трудом, которым дети призваны заниматься, — учебой.

- Я знаю, что во время поста ваши учащиеся питаются в 2 смены: одна – предлагает постное меню, вторая – обычное для всех детских учреждений…

- Понятно, что я не вправе устраивать для детей ограничения в пище. В нашей школе каждый питается так, как принято в семье. Моя точка зрения: если пост не соблюдается по уставу, можно ограничиться от тех вещей, к которым человек очень пристрастен. Я считаю, что по нынешним временам настоящим постом, богоугодным, является ограничение телевизора, компьютерных игр. Это для современных детей – настоящий пост духовный. Телевизор – вообще искушение №1 для наших детей: вся негативная информация поступает через телевизор. Здесь не только о духовных проблемах идет речь, но и о душевных, и о телесных. Изнашиваются душевные силы, люди “садят” глаза, получают различные физические проблемы. Исследования Института им. Бехтерева подтверждают, что мыслительные процессы делаются более примитивными. По сравнению с так называемыми примитивными народами современная молодежь проигрывает. Ведь первые рассказывают друг другу легенды, наблюдают за природой. А у современного молодого человека – только компьютерная мышка и телевизор. Если сравнить даже последние годы, мы увидим, что 10 лет назад дети могли читать большой объем текста, а сейчас, когда гуманитарные дисциплины требуют много читать, учащиеся не справляются. Чтение требует усилий, идет работа с образами. А при просмотре фильмов, тем более при прослушивании плейера информация “проходит навылет” – не побуждая ни к какой работе.

Поэтому, по сравнению с прежними временами, важнее ограничений в пище – ограничение от этой жвачки душевной. Главная задача – поставить самоограничения. А также избавиться от чрезмерных привязанностей. Я знаю много людей, которые испытывали привязанность к какой-то еде. И первый опыт поститься заключался в воздержании от этой пищи.

- Что можно сказать о возрастных особенностях: ведь здесь и борьба с разными грехами, и разная степень понимания…

- Конечно, проблемы разные, и грехи разные, в зависимости от возраста ребенка. Ясно, что в 15 лет другие страсти, не такие, как в 6. Но я хочу сказать, что мера духовного возраста с мерой телесного возраста не совпадает. Человек в 5 лет может быть духовно опытнее, чем в 16. Это очень индивидуально в отношении детей. Зависит и от семьи, и от каких-то естественных дарований, и от того, насколько давно человек к вере пришел.

- Какие можно дать советы родителям в подготовке детей к Таинствам Исповеди и Причастия?

- Сейчас много детских молитвословов. И перед Причастием можно просто прочесть эту молитву вместе с родителями. В таких молитвословах дается объем посильный для ребенка.

Ну и исповедаться… Детская исповедь вообще тема большая… Я считаю, что дети не должны приучаться к ведению “годового отчета”, когда в постоянном времени это говорится: “вру, обижаю, завидую…” Нет, дорогой. Если ты этот грех увидел, значит, с этого момента начинаешь с этим грехом бороться. И исповедуешь его, чтобы здесь и оставить, и никогда к нему не возвращаться: “пришел во врачебницу, да неисцеленным не отидеши”. Борись, и мне на исповеди расскажи, что получилось, что не получилось. Подумаем, что дальше с этим делать.

А то был такой анекдотический случай: одна старушка попросила внука список грехов отпечатать на компьютере, и подруге распечатала тоже. Чтобы – пришла на исповедь, бумагу рвут, а внук потом снова на принтере выводит… Важно, чтобы дети таким остроумным старушкам не уподоблялись. Меня не устраивает, когда дети приходят с одним и тем же подробным докладом из раза в раз. Исповедь – это веха духовной работы, а не сдача отчета. То, что это детская исповедь, не означает, что она игрушечная. И ребенок с самого начала должен настраиваться, — пусть по его разумению, — чтобы это была все-таки духовная работа.

- Еще одна важная веха духовной работы – паломнические поездки, традиционные в вашей школе…

- Паломничество очень важно для духовного возрастания, и мы стараемся трудиться (есть, правда, проблемы с транспортом). В день Николы Чудотворца наш фольклорный коллектив “Сылышки” вместе с “группой поддержки” поучаствовал в престольном празднике храма на Синих Камнях. Новый год встретили в кругу старых друзей – в храме Покрова Пресвятой Богородицы пос. Баранчинский. Горячее желание на ближайшее будущее – поклониться святыням Верхотурья.

Но самое главное – детская молитва звучит в стенах самой школы – в домовом храме во имя Царевича Алексия. В том числе — всю Рождественскую ночь.

Беседовала Лариса
ЛАРИОНОВА

 
Наш приход

Новогодние праздники учащиеся екатеринбургской школы «Сирин» проведут в сельском храме

Екатеринбург, 30 декабря, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Новогодние праздники учащиеся православной общеобразовательной школы «Сирин» проведут в поселке Баранчинский, в приходе в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

 
Воспитание и образование

Социальный отдел Екатеринбургской епархии и центр защиты материнства «Колыбель» открывают «Школу для родителей»

Екатеринбург, 12 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В храме в честь Рождества Христова на Уралмаше начинаются занятия «Школы родителей». Его проводят социальный отдел Екатеринбургской епархии совместно с центром

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс