Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (269) → «Пусть зазвучат забытые инструменты». Беседа с Э.Соколовым, мастером старинных инструментов

«Пусть зазвучат забытые инструменты». Беседа с Э.Соколовым, мастером старинных инструментов

№44 (269) / 22 ноября ‘03

Искусство и культура

Что такое казачья колесная лира, «глухая» скрипка, гудок, как звучат гусли? Мы не знаем об этом. Забыт целый пласт русской духовной музыки, в том числе и церковной. А редкие сохранившиеся инструменты скрыты от глаз в частных коллекциях и запасниках музеев. Так же немного осталось и мастеров – профессионалов, способных реставрировать и создавать древние инструменты, возвращать им живой голос.

Екатеринбуржец Соколов Эдуард Иванович – один из них. Не увлечение, а сама жизнь – так определяет он смысл своих занятий.

- Эдуард Иванович, насколько я знаю, для вашей музыкальной передвижной экспериментальной мастерской этот год итоговый… Расскажите о ваших проектах.

- Сейчас закончен проект “На тысячу лет вглубь истории развития инструментальной музыки в России. Забытые инструменты” в рамках программы “Возрождение искусства построения музыкальных инструментов древней Руси и Царской России”. Этот этап закончен созданием коллекции древних музыкальных инструментов и проведением ряда выставок. Первый этап – жертвенный, на нем ничего не заработать, кроме долгов (спасибо за помощь друзьям!), но в результате родилась наша коллекция. Мы показали её в Храме-на-Крови, в Центре народных промыслов и ремесел, приняли участие в фольклорном фестивале, в Ирбитской ярмарке. Интерес у людей есть. Останавливаются, расспрашивают, трогают. Они при этом прикасаются к своему прошлому.

- Ваша задача просветительская? Возродить музыкальные инструменты Руси и показать их?

- Эта задача уже пройдена. Тогда надо было понять источники и традиции. Сейчас будут рождаться инструменты не для показа, а такие, на которых можно играть фольклорным коллективам. Посмотрите, как артисты выходят на сцену – рубашка да в лучшем случае гармошка. Рубашка стала стандартной, оторванной от традиций, а ведь по ней узнавали, из какой деревни человек, из какой области. Гармонь родилась в XIX веке, до этого её не было. Да, это народный инструмент, но у него нет корней в прошлом. То же самое с балалайкой. Её сделали виртуозной, но она перестала быть народной. Когда балалайка была более простой, доступной, на ней было легко научиться играть. Сейчас на ней может играть только профессионал. К тому же, она перестала быть народной, русской от того, что на ней не осталось ни одной детальки, которая была бы сделана из дерева, выросшего в России. Что идет на изготовление балалайки? Индийский палисандр, черное дерево, елка, которая растет на Балканах. Для виртуозов это хорошо. Но нам нужно думать о фольклорных коллективах, возродить более простой инструмент. Балалайка – тоже не древняя. До неё была домбра, а самым традиционным инструментом были гусли. Недавно в Санкт-Петербурге прошел фестиваль гуслей. Там наш бывший земляк, мастер Теплов, который родился в Каменске-Уральском, выставил 43 инструмента, и ни одна модель не повторилась. И вместе с тем у всех была черта, которая отличает наши гусли от европейских. У них своеобразный звук и свое-образный внешний вид. На базе каталогов, фотографий, видеоматериала, привезенных из Санкт-Петербурга, можно разработать новый инструмент. Есть надежда создать класс игры на гуслях в православной школе “Сирин”. Ее руководитель отец Евгений Пестерев в прошлом наш ведущий фольклорист. Он умеет играть на гуслях. К сожалению, мало кто теперь знает, что гусли раньше стояли в храмах, что они были церковным инструментом. Были и переносные, псалтыревидные, на которых играли несколько человек в небольших церквях, если там не хватало полного состава хора. Под этот аккомпанемент звучали церковные песнопения. Так было у нас в России, почему бы не вернуться к этому? Ведь сейчас тоже сложно набрать большие хоровые коллективы. А вот создать небольшую группу, которая ездила бы по храмам, например, в праздники, думаю, можно. Модель гуслей для такой цели почти разработана, осталось воплотить её в дереве, а самое главное – научить на ней играть. В храмах сейчас не легко. Надо восстанавливать руины, собирать приход, воцерковлять людей. Мы многое забыли. Мы не знаем даже всех церковных звонов. А ведь был целый пласт духовной музыки. Все это надо возрождать. Моя задача как музыкального мастера – разработать модели, дать их людям, найти энтузиастов, которые будут на них играть. Новый этап нашей мастерской – сделать небольшие партии учебных инструментов. Для заинтересованных студентов музучилища, для школы “Сирин”. Развивать конструкцию с традицией старой русской культуры. Возродить тот культурный слой, который так постарались уничтожить в веке двадцатом.

- Как вы узнаете секреты изготовления забытых инструментов?

- Во-первых, я опытный музыкальный мастер, особенно в области построения гитар, реставрации. Но самое главное – это изучение инструментов. Каждый инструмент – это учебник. Люди – бережливые, кое-что еще сохранилось. Мне доводилось даже восстанавливать старинные гусли вогульские для Ханты-Мансийска. Занимаясь одним, постигаешь другое. Есть и литература наша и зарубежная, но не хватает средств. Комплект материалов для гитары стоит 500–600 долларов. Без средств развиваться очень сложно.

- Спонсоры в этом не заинтересованы?

- А их просто нет. Приходится выкручиваться самим. А ведь какие интересные разработки! Вот смоленская колесная лира. Бытовала на Смоленщине в XIX веке. Двухрядная, четырехструнная. На ней играли слепые лирщики при храмах. Годится для церковных хоров, монастырей. Вот гусли звончатые, клиновидные. Псковская модель. Они для начинающих.

- Когда-то была заинтересованность в этом, были мастера-специалисты…

- Нет, просто была совсем иная жизнь, другая политика.

- Каков выход из положения?

- Нужно сотрудничество с Епархией. Хотелось бы возродить те инструменты, которые звучали в храмах. На базе класса игры на гуслях в школе “Сирин”, о котором мы говорили, можно готовить не только детей. Сейчас возрождаются монастыри, там есть музыкально одаренные люди. Неплохо было бы, чтоб они прошли стажировку, получили инструмент и применяли бы свое умение в монастыре. Если из-за трудностей мы опустим руки, тогда что ответим Господу?

- Бог в помощь в ваших трудах, Эдуард Иванович. Скажите, есть у вас преемник?

- Нет, наша профессия вымирающая. Тут кого угодно не выучишь. Есть книга-справочник, где я собрал все, что удалось сделать за эти годы. Неизданная…

Беседовала Людмила Косовская

 

В других номерах:

Искусство и культура

Спектакль детского театра «Виноградинки» возвращает зрителей к истокам народной культуры

Екатеринбург, 27 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Камерный театр «Виноградинки» создан несколько лет назад на базе детской музыкальной школы №10 Екатеринбурга. Участники театра — обычные дети разных возрастов, учащиеся различных отделений ДМШ.

 
Искусство и культура

Две православные екатеринбурженки преодолевают тяжелый недуг, занимаясь народным творчеством

Екатеринбург, 16 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Часто люди, попадая в тяжелые жизненные ситуации, опускают руки, не зная, как справиться с бедой. Кто-то замыкается в себе, озлобляется на весь белый свет

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс