Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Святые мученики Акепсим епископ, Иосиф пресвитер и Аифал диакон пострадали в IV веке в персидском царстве. Когда царь Сапор воздвиг гонение на христиан, то языческие жрецы прежде всего разыскивали епископов и пресвитеров. Когда представлен был к начальнику Акепсим, 80-летний старец, то он сказал святому: «Ты, я слышал, считаешься мудрейшим между христианами, а между тем нисколько не умнее несмысленных детей, потому что не поклоняешься солнцу и огню, которым поклоняется сам царь». «Царь ваш и вы вместе с ним обезумели, почитая тварь вместо Бога», — отвечал святой. Начальник приказал бить его железными прутьями. «Где же Бог твой? Что же Он не избавляет тебя от мучений?» — смеялся начальник. «Бог мой везде, — отвечал Акепсим. — Он мог бы избавить меня от твоих рук, но я молю Его о том, чтобы Он дал мне силу перенести мучение и получить награду за это на небесах». Его бросили в темницу. На другой день представлены были к начальнику пресвитер Иосиф и диакон Аифал. Мучили и их, когда они отказались поклониться солнцу и огню, говоря: «Мы не настолько слепы, чтобы кланяться твари». И их посадили в темницу. Наконец, побили их камнями. Чтобы христиане не погребли тела мучеников, приставлена была стража; но сделалась страшная гроза, и молния поразила стражей. Тела же святых Господь Сам сокрыл (Четьи Минеи).
В день памяти святых мучеников Акепсима епископа, Иосифа пресвитера и Аифала диакона, убитых камнями по повелению бесчеловечных мучителей, побеседуем, братия, об убийстве человека и разных видах этого ужасного греха, запрещаемого шестой заповедью закона Божия: «Не убий!»
Первоначальная цель заповеди — не убий — внушение почтения к человеческой жизни. Человек для человека — священная вещь или, лучше сказать, должен бы быть священной вещью. Но так как наклонности к себялюбию каждого человека делают для себя идолом, то поэтому жизнь человека должна быть священна в глазах другого. Истинные христиане всегда так и рассуждают.
Шестая заповедь, наряду с отеческим отношением Бога к людям, устанавливает братство человека. Главным образом она запрещает своевольное отнятие человеческой жизни. Царствия Божия не наследует убийца, если не покается истинным христианским покаянием.
Что смысл шестой заповеди запрещает самоубийство — очевидно, и даже лучшие из язычников понимали, что закон вечного Господа был против самоубийства. Но это отчаяние безверия, это отречение от единственного и священного Божия дара, это дерзновенное вступление за рубеж земной жизни есть явление крайне печальное. Вера в Бога — живая и крепкая и в загробную жизнь — вот средства против самоубийства. Прежде самоубийство было явлением крайне редким. В течение четырех тысячелетий истории Ветхого Завета упоминается лишь о трех самоубийствах.
Ненависть есть один из весьма распространенных видов убийства. Припомните только слова святого апостола Иоанна: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1 Ин. 3, 15); или вспомните о словах Иисуса Христа: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай… А Я говорю вам, что всякий гневающийся на брата — подлежит суду» (Мф. 5, 21 и 22).
Самый даже язык является веским свидетелем распространенности этого преступления, так как существует чрезвычайное разнообразие слов, обозначающих дурные страсти, которые являются зачатками престу-пления и убийства.
Злость, ярость, гнев, исступление, легкомыслие, месть, ссоры, сварливость, соперничество, упрямство, злорадство, враждебность, злопамятность, ненависть, недоброжелательность, неприязнь, зависть, ревность, крамола, досада, строптивость, нетерпимость, желчность, презрение, отвращение, омерзение, человеконенавистничество — все эти и подобные им обозначения, составляющие прискорбный перечень проявлений ненависти, указывают на то ужасное разнообразие видов, которые принимает на себя это огромное и многоголовое чудовище. Они все — виды раздраженного себялюбия. Как часто наблюдали мы их и как часто страдали от них!
Соблазн ко греху — есть также величайшее преступление против шестой заповеди, ибо чрез него может быть погублена душа для вечной жизни.
Как много, братия, из нас таких, которые, не давая себе отчета в своих словах, совершали грех.
Ставить камни преткновения на пути неопытного — соблазнять слабого на путь нечестия или порока, быть для других искусителем, смущать души, ради которых Спаситель принял смерть, — вот гибельнейшие преступления для человека!
Кто дает вредную книгу младшему и слабейшему, — книгу, которая в десять минут погубляет его; кто для своего товарища, которого он называет своим другом, является путеводителем к греху; кто первый бросает семена ада в душу одного из меньших братьев Христа; кто ведет другого на самый край пропасти, уча его лгать или предаваться пьянству, или разрушать лучшие задатки его природы, — может быть, в глазах Бога хуже убийц, которых вешают за преступление.
Все Заповеди Бога связаны одна с другой. Нарушая одну из них, часто нарушают их все. Не один лжец, но и приобретший свое богатство, запятнанное убийством чьего-либо доброго имени, или соблазнитель, вращающийся иногда даже в высших кругах общества — пред глазами Бога убийца. Воздаяние Господа за убийство не пройдет мимо него.
Всякое себялюбивое, преступное, притесняющее других занятие пред глазами Бога — убийство. Оно может сделать миллионером или вельможей, но, как истинно то, что Бог все здание общественного строя основывает на краеугольном камне христианской любви, так истинно и то, что дух Каина пребывает в тех, кто процветает на счет бедствий своих братьев людей.
Если мы обращаемся с кем-либо дерзко или презрительно, если мы причиняем какой-либо вред его жизни, лишаем его благополучия, то мы также нарушаем дух шестой заповеди. Но мы нарушаем его и тогда, когда соглашаемся с таким обращением, не восстаем против него, не стараемся из всех сил исправить бесчисленные несправедливости, причиняемые всюду людьми своим же братьям, если мы не заботимся о бедном, если мы не посвящаем части своей жизни на дела, угодные Господу, если мы не любим своих ближних, как самих себя.
Братия христиане! Будем молить Господа, дабы Он, по Своей милости, послал нам в наши сердца дух христианской любви, чтобы при свете его мы проверили всю нашу жизнь и при этом ярком свете могли бы судить самих себя, для того, чтобы нам не пришлось испытать слишком поздно страшное изречение: «всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной» (1 Ин. 3, 15).
Святые угодники Божии, жившие в пустынях, как упоминается иногда в их жизнеописаниях, любили по временам услаждаться священными песнопениями. И в сказаниях о святых мучениках нередко говорится, что они, особенно в трудные минуты своей жизни
Преподобный Иоанникий жил во 2-й половине IX века по Рождестве Христовом в Греции и первое время провел на царской службе в воинском звании. Он был сначала заражен ересью иконоборческой, но обличенный одним прозорливым иноком, жившим на Олимпийской горе, оставил ересь и всю суету мира, удалился на эту гору
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.