Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Ольга Пономарёва – автор книги «Во имя Твое», основная часть которой посвящена истории хранения Царского Креста-мощевика. Одной из последних хранителей святыни была сама Ольга Григорьевна.
- Ольга Григорьевна, ваша книга увидела свет совсем недавно и еще не дошла до читателей. Вы – человек, причастный к делу сохранения Царского Креста в трудные годы гонений на Церковь. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
- У моего отца, протоиерея Григория Пономарёва, была родная сестра, матушка Мария Александровна Плясунова, вдова. Её муж, протоиерей Константин, скончался от опухоли мозга, развившейся после автокатастрофы. В пятидесятых годах уже минувшего двадцатого века матушка Мария, живя в Оренбурге, часто посещала единственный в то время храм. Однажды она обратила внимание на тихую пожилую женщину монашеского вида, которая молилась как-то особенно трепетно. При этом в её облике проступал какой-то необычный аристократизм. Они познакомились. Женщина назвалась монахиней Серафимой. Знакомство их перешло в глубокую дружбу до конца дней. У них был особый душевный контакт, одно общее мировоззрение. Обе любили одни и те же иконы, вместе посещали церковные службы. По некоторым намекам стало понятно, что матушка Серафима, скорее всего, прежде была приближена к дому Романовых. Когда дни её жизни стали подходить к концу, монахиня Серафима передала матушке Марии святыню – золотой Крест-мощевик с частицами ризы Господней, ризы Пресвятой Богородицы, Животворящего Древа Креста Господня и с частицами мощей сорока угодников Божиих. В то время за хранение такой реликвии вполне можно было потерять голову. Ведь и духовная и материальная его ценность непередаваема. К Кресту было приложено сопроводительное письмо, которое, к сожалению, ныне утеряно. Смысл его состоял в том, что Крест прежде принадлежал князю Василько, затем князьям Шаховским, которые передали его роду Романовых. Матушке Серафиме он достался от Елизаветы Феодоровны. Вскоре после передачи Креста матушка Серафима преставилась ко Господу. Умирая, она просила молиться за упокой её души. Через некоторое время Мария Александровна приняла решение: передать Крест-мощевик своему брату – священнику Григорию Пономареву. Мой отец с глубокой ответственностью и почтением принял эту величайшую святыню на хранение, понимая, что время передачи её Православной Церкви еще не пришло. О том, что в доме моих родителей хранится такая святыня, никто не знал, кроме мамы и меня. Батюшка часто молился перед этим Крестом и всегда получал просимое.
- Вы только знали о хранении Креста или видели его?
- Любопытство человеческое необъятно. Очень хотелось посмотреть на Крест, особенно в то пространство, которое виднелось между слегка разошедшимися пластинами. Там было видно что-то похожее на соты. В каждой из них хранился маленький комочек, залитый сверху какой-то массой. Может быть, воском. При взгляде на этот крохотный мир чувствовалось, что это не для глаз человеческих, это нам не дано… Во время хранения Креста в нашем доме от него произошло исцеление. К отцу Григорию привели мальчика, сильно искусанного собакой. На его руке насчитывалось более 20 ран. У подростка начался остеомиелит, была необходима операция. Здоровье ребенка было в угрожающем состоянии, и батюшка встал на молитву. Он молился перед святыми, чьи мощи хранились в Кресте, и несколько раз прикладывал святыню к больному ребенку. Незадолго до операции в глубине гниющей раны появилось что-то инородное. Истощенный болезнью мальчик сам зацепил пинцетом этот предмет и вытащил из раны небольшой фрагмент кости. Боль сразу отступила. Рану обработали и вновь к ней приложили животворящий Крест, а отец Григорий стал молиться. Следующее чудо сразу последовало за первым. К третьему дню края раны соединились, остались лишь розовый шов на руке и глубокая впадина. Не потребовалось ни операции, ни даже перевязки. Крест в нашей семье пробыл долго, до самой кончины моих родителей. Они умерли в один день 25 октября 1997 года. До этого отец благословил меня Крестом.
- А что произошло со святыней потом?
- В течение двух лет после ухода из жизни родителей святыня хранилась в моем доме. Когда же я уезжала – в семье моей близкой подруги, редактора православного журнала “Звонница”, соавтора книги “Во имя Твое” Елены Александровны Кибиревой. Елена Александровна рассказывала, что Царский Крест избавлял её от головных болей, укреплял духовно. В 1999 году я показала Крест своему духовнику, отцу Николаю Ладюк. Решено было оставить его в Преображенском храме, так как Храм-на-Крови тогда еще только строился. Строительство шло и на Ганиной яме. Отец Николай заказал очень красивый деревянный киот – распятие, полый внутри, специально для хранения святыни. Ведь под стеклом он мог стать приманкой для воров. Во время праздничных служб распятие всегда выносили, но мало кто знал его тайну… Дальнейшее известно: в год прославления Архиерейским Собором в лике святых Царской Семьи было принято решение о передаче Креста-мощевика в монастырь Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме. По благословению Владыки Викентия после отслуженной им в Преображенском храме Божественной литургии и молебна святым Царственным мученикам святыня Крестным ходом была перенесена на Ганину яму.
Запомнилось буйство весны в тот майский день, природа ликовала. Земля была усыпана подснежниками и медуницей, словно звала приникнуть к ней и покаяться. Наутро крест заблагоухал.
- Итак, вы с честью выполнили доверенное монахиней Серафимой святое дело…
- По словам моей тёти Марии Александровны, матушка Серафима однажды явилась ей ранним утром, в солнечных лучах. Образ её был светлым и лёгким. Она низко-низко поклонилась до земли и исчезла…
Беседовала
Людмила
КОСОВСКАЯ
Екатеринбург, 23 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В минувшие выходные состоялось открытие воскресной школы Храма-на-Крови.
— У меня здесь, как скит, — говорит Надежда Алексеевна Елсукова, оглядывая своё жилище. В самом деле, в небольшом домике на окраине Нижнего Тагила – аскетическая простота: белёные стены, печь, стол со стулом, единственная кровать за перегородкой… И, конечно же, — иконы. За окошками, со стороны огорода, хорошо виден светлый силуэт храма
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.