Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №36 (261) → 25 сентября — память мученика Алексия

25 сентября — память мученика Алексия

№36 (261) / 22 сентября ‘03

Церковный календарь

Алексей Иванович Ворошин родился в 1886 году в семье благочестивых крестьян Ивана и Евдокии. Иван Ворошин был старостой в Никольском храме деревни Каурчиха.

Когда Алексей повзрослел и пришло ему время жениться, он подыскал невесту и хотел уже обручиться с ней, как неожиданное обстоятельство изменило его намерения. В те времена молодежь собиралась по деревням на беседы. Благочестивые люди не одобряли эти беседы. Были там и рассказы нецеломудренные, и вольное обращение, и веселье зачастую переходило границы христианского благочестия. Алексей просил свою невесту не посещать эти беседы, но девушка не послушалась. Тогда благочестивый юноша задумался: если, еще будучи невестой, она не слушается, то что будет, когда станет женой. И задумывался он еще о многом: о времени, о происходящем вокруг, — его чуткая душа ощущала, что рушится устроение всей русской жизни.

Алексей отложил сватовство и пошел в Кривоезерскую пустынь. Настоятель монастыря принял юношу послушником. Через год он вернулся домой, но стал жить не в родительском доме, а в баньке. Вскоре они с отцом поставили в огороде келью, где Алексей молился все свободное время.

Наступил март 1917 года. Новая власть присылала указы о создании сельсоветов. Односельчане решили, что новая власть должна быть справедливая, святая, а, значит, кому быть председателем сельсовета как не Алексею Ивановичу? Став председателем, Алексей не переменил своих обычаев — продолжал много молиться, посещать церковные службы.

Через год из города прислали своего председателя сельсовета, и Алексей Иванович, оставив эту должность, практически полностью порвал с миром и уединился в своей келье. Так прошло девять лет. В 1928 году он принял на себя подвиг юродства. Теперь блаженный жил, где придется, одевался в лохмотья, никто не знал, где он ночует, и всегда его появление было неожиданностью.

Для крестьян наступили тяжелые времена. Их выгоняли из собственных домов, отбирали все. А блаженный Алексей уже ходил по селам и предупреждал тех, кто будет выслан. Однажды он пришел в гости к сапожникам-торговцам совершенно нагой. Те подивились, а вскоре к ним приехали представители власти и вывезли все их имущество до последней ложки и нижнего белья. Раздетые они стояли у своих домов, которые теперь им не принадлежали, не имея права ничего из них взять. Бывало, что блаженный приходил в какое-нибудь село, выбирал дом и начинал его мерить. Затем он называл хозяевам какую-то совершенно несуразную цифру, над чем все смеялись. Но проходило время, хозяина дома арестовывали и давали именно такой срок – столько лет, сколько называл юродивый.

Однажды блаженный Алексей во время службы вошел в храм – на голове шапка, в зубах папироска. Он пошел по храму, заложив руки за спину и не обращая ни на кого внимания. Прихожане растерялись, но вскоре поняли, что предсказывал им юродивый. Храм был закрыт, и по нему дерзко расхаживали рабочие в шапках, с папиросами в зубах – они перестраивали храм под клуб.

Видя странное поведение Алексея Ивановича, многие гнали его и смеялись над ним. Ходил он всегда в одном и том же кафтане до колен, окруженный деревенскими мальчишками, старавшимися ему как-нибудь досадить. Несколько раз власти арестовывали его и направляли в костромскую психиатрическую больницу, но всякий раз врачи признавали его здоровым и отпускали. Задолго до начала массового разрушения и закрытия церквей блаженный говорил, что наступит время, когда в России почти все храмы будут закрыты, но Господь пошлет лютую кару, войну, и люди очнутся и часть храмов вновь будет открыта, но тоже ненадолго: в 60-м году наступит новое гонение, снова будут закрывать храмы и все истинно верующие понесут тогда много скорбей.

Много сохранилось в памяти людей предсказаний блаженного, которых поначалу никто не понимал. Одной маленькой девочке Алексей Иванович постоянно говорил: “Дай четверть, дай четверть”. Девочка смущалась, а поняла все через много лет, когда вышла замуж за пьяницу, который частенько повторял эти слова. Шел однажды блаженный по полю, где мужики с бабами жали лен. Остановился и сказал: “Ой, молитесь Богу! Ой, как загремит!”. Мужики вспомнили об этом, когда вскоре началась Финская война и их взяли на фронт.

Знал блаженный и о своей судьбе. Несколько раз он говорил близким о своих похоронах, но те только удивлялись: Алексею Ивановичу едва исполнилось пятьдесят лет, он был крепок и ничем не болел. Однажды, попрощавшись с родными, блаженный отправился в деревню Парфеново, где его уже поджидали, чтобы арестовать. Поместили юродивого к преступникам. Он молился день и ночь. Никто не знал, когда он спал и когда ел, скудный паек он почти весь раздавал. Обвинить блаженного было не в чем, и следователи, чтобы он сам оговорил себя, прибегали к пыткам – ставили его босыми ногами на раскаленную плиту.

Вскоре молва о странном узнике облетела тюрьму, и ее начальник пришел поглядеть на блаженного. “Все говорят, что ты святой, — сказал он, — ты что скажешь?”. — “Ну, какой я святой. Я грешный, убогий человек”. — “Это правильно. У нас святых не сажают. Святые преступлений не совершают, а если посадили, значит, есть за что. Тебя за что посадили?”. – “Так Богу угодно”, — кротко сказал блаженный, а затем неожиданно добавил: “Что ты со мной говоришь, когда у тебя дома несчастье!”. Начальник удивился, но домой не пошел, а вечером узнал, что его жена повесилась. С тех пор он стал искать случая, чтобы отпустить юродивого. Однако, измученный пытками, блаженный Алексей попал в тюремную больницу и там скончался.

Тело его было выдано родственникам и погребено на одном из кладбищ города Кинешмы. 25 сентября 1985 года честные останки блаженного были перенесены в храм села Жарки. В августе 1993 года состоялось причисление блаженного Алексея Ивановича к лику святых. В настоящее время его мощи пребывают в Свято-Введенском женском монастыре города Иваново.

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Церковный календарь

22 сентября — обретение и перенесение мощей святителя Феодосия, архиепископа Черниговского

Обретение и перенесение честных мощей святителя Феодосия произошло в 1896 году, через двести лет после его блаженной кончины. Нетленные мощи Черниговского архиепископа почивали в пещере при Борисоглебском храме Чернигова, источая бесчисленные чудотворения и исцеления.

 
Церковный календарь

27 сентября — воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Сегодня Православная Церковь торжественно вспоминает обретение Честного и Животворящего Креста Господня и его Воздвижение. Это событие произошло в IV столетии в царствование святого равноапостольного Константина Великого. Благочестивый император

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс