Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №35 (260) → «Тише едешь — дальше будешь»

«Тише едешь — дальше будешь»

№35 (260) / 15 сентября ‘03

Жизнь

На прием к моей супруге пришла молодая женщина с шестимесячным ребенком. В их разговоре каким-то образом промелькнула тема детского развития, и мама поведала о том, что ее малыш в группе ускоренного развития. В этой самой группе психологи-педагоги создают для детей специальные учебные программы, при помощи которых ребенок чуть ли не начинает раньше читать, чем ходить. Женщина в восторге, она спит и видит, как из ее сына растет новый Лобачевский. Она считает, что подобными тренингами в ребенке можно развить скрытые таланты и, может быть даже, таланты эти будут гениальными. Но так ли это на самом деле?

Во-первых, мамой движет не только материнская любовь. В глубинах ее сущности таится комплекс неполноценности, выраженный в низкой самооценке собственной личности. Она не считает себя уникальной и где-то даже не довольна собой за то, что ей нечем выделиться из общей массы таких же, как она, людей. Но у нее есть сын, которого она считает продолжением себя, и поэтому все, что не удалось ей сделать в своей жизни, по ее мнению, должно воплотиться в нем. Она знает, что в итоге и она будет уникальной, как мать сына, обладающего уникальностью.

Во-вторых, таким образом она может травмировать самолюбие будущего мужчины. Если мальчик не оправдает маминых надежд, то вся ее неудовлетворенность собственной жизнью может обрушиться на него и стать нежеланным спутником. Материнские комплексы теперь станут комплексами сына, и он будет вынужден смотреть на собственную жизнь, как на бесконечную рутину, утопая в жалости к себе. А все потому, что мама украла у своего сына детство.

Да, именно детские годы мы вспоминаем с наибольшей радостью. Такого беззаботного времени не будет больше никогда. И по тому, как человек провел свое детство, можно судить о его будущей жизни. Именно в детстве человек научается жить; отсутствие предрассудков, установлений, чистое сердце позволяют ребенку глубже проникать в мир. Ему все интересно. Из безделушки он может придумать игру и играть в нее часами. Зачастую обычная палка и жестяная банка становятся предметами захватывающей игры.

Ребенок может просто бегать или резвиться иным способом. В этом есть практическая польза для будущей полноценной жизни взрослого человека. Ребенок познает мир телом; он еще не задумывается о смысле бытия и о пользе того или иного действия. Он, не понимая разумом, но понимая телом, делает то, что ему нравится и тем самым настраивается на чудеса и радости вселенной. Деревья, звезды, река – природные источники вдохновения, а как уж дети любят дождь и бегание босиком, это, по-моему, знают все. Поэтому счастливым взрослым может стать только тот человек, кто сполна насладился прелестями детской свободной жизни, кто впитал в себя богатство природы. Только тот человек может стать полноценным, кто наиболее глубоко познал радость детских лет.

Я проводил разницу между детьми, выросшими в городе и детьми деревенскими или из поселков. Последние кажутся мне более живыми, более радостными что ли. Их здоровый естественный вид насыщен неким детским восторгом. Городские же дети видятся мне в большей степени проблемными. Выросшие среди бетонных плит, движения автомобилей, привыкшие чаще ходить по тротуарам и пешеходным дорожкам, они менее оптимистичны, менее добры и замкнуты. Они более системны.

Система сегодня пронизывает буквально все, даже воспитание детей. Учеными разрабатываются различные программы по стандартизации человека. Ребенок с малых лет приучается следовать чьей-то воле, он изначально теряет самое ценное – свободу. С рождения от него требуют осуществления определенных действий. Ребенок не может просто наслаждаться жизнью – он постоянно должен что-либо выполнять, не осознавая, нужно это ему или нет.

В результате, он с детства приучается быть бездумным придатком для чего-то, деталью бездушного механизма. Он растет нервным, постоянно испытывает стрессы, потому что система требует от него эффективной безошибочной работы; он невротик, живущий на лекарствах и биологически активных добавках, производимых самой же системой, ведь ей нужно как-то поддерживать деятельность своих деталей. У него нет времени полюбоваться миром, почувствовать себя живым человеком, он постоянно куда-то торопится, — навряд ли из него вырастет полноценная духовная личность. Ему некогда подумать о личном, о духовном; его постоянно используют на работе, дома на досуге; он не живет для себя; он постоянно в процессе – внутри двигающегося социального механизма. Он не может осознать происходящего, потому что с детства, когда он не в состоянии был еще думать, родители поместили его в эту машину, и теперь он несется, как миллионы таких же, к достижению аморфных целей, нужных как будто бы ему, но на самом деле необходимых системе.

Тише едешь – дальше будешь. Выдающиеся исторические личности добились высоких результатов в своих областях деятельности только потому, что у них было время остановиться и присмотреться к окружающему миру. Большое видится на расстоянии. Они отдалялись от общего процесса, и у них появлялась возможность изучить какое бы то ни было явление не спеша и с достаточной основательностью. Они предавались созерцанию и чаще других анализировали в тишине и одиночестве. Когда Альберта Эйнштейна сын спросил о том, как ему удалось совершить переворотное открытие под названием “Теория относительности”, то он ответил: “Мне просто повезло, что я увидел маленького жучка, ползущего по шару”.

Порой мне становится страшно от мысли, что человечество загнано в тупик. То, что люди создавали для улучшения собственной жизни, теперь вышло из-под контроля и живет самостоятельной жизнью. Единственное, как человек может сегодня улучшить свое положение, так это попасть в место, где он сможет затрачивать наименьшее количество энергии, где влияние системы не так сильно сказывается на работе ее отдельных органов.

Бездушная система объявила охоту на человека; ее цель – порабощение свободного духа. Социальные реформы – это ничто иное, как закабаление трудового человека; под лозунгом улучшения условий жизни ему устанавливаются тугие рамки, из которых выбраться ос-новной массе людей невозможно. Человек отучился мыслить и действовать самостоятельно. Он слаб, потому что его дух высосан системой – это ее пища; единственное, что он может себе позволить, так это просить у системы малые крохи и надеяться только на нее. А ей только это и нужно. Она чувствует себя великолепно; она становится сильнее от мысли, что от нее кто-то зависит. Она убивает в человеке веру в то, что все, что ему необходимо для жизни, у него уже есть. Человек делает ненужное, чтобы потом купить себе не нужное.

Система отнимает у человека самое дорогое: в детстве она забирает фантазию, во взрослой жизни – мечту. И он, не видя никаких перспектив, распланировав оставшуюся жизнь, теряет энтузиазм. Ведь ничего необычного, по его мнению, с ним уже не случится. Остается только рутина. И у него невольно напрашивается вопрос: зачем жить дальше? Жить без чудес, без волшебства, без метафизического, без подъемов и падений, однообразно и монотонно. Он, лишенный надежды вырваться из этого адского круга, находит утешение в средствах, предоставленных ему той же самой системой, как то – спиртные напитки, наркотики, секс без границ и другие формы блуда. То, что является на сегодняшний день разрушительным для общества, порождение самой же системы.

И мне вот что интересно: как Россия – Русь отреагирует на мировую систематизацию? Я вспоминаю трех былинных героев-великанов – Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Вот поистине образцы, наполненные духовным богатством. Как сильно в них выражен характер русского народа. Интересно, в какой системе находился Илья Муромец, когда не мог ходить? Наверное жаловался, что ему не дают пенсию по инвалидности. Так… а потом пришли три седых старца из социального обеспечения, заставили Илью спуститься в погреб за медовым квасом, и он чудом пошел… А может они ему просто-напросто инвалидную коляску выделили?

Нет, все это не то. Россия – Русь всегда характеризовалась стихийностью. Стабильность, социальная страховка – это не ее термины. Только стихийностью можно что-то изменить в обществе. И я говорю не о беспорядочной стихии, а о единой, слаженной, гармоничной, благословенной Богом мощи. О той мощи, с которой Илья Муромец победил Змея Горыныча. И пусть эта стихийность зиждется на единых вечных началах – любви, уважении, понимании. Систематизация направлена на дробление, на голый математический алгоритм, на деление.

А как можно разделить душу народа?! Как?!!

Сергей Снег
г. Екатеринбург

 
Культура

Храм Вознесения Господня объявляет прием в детскую художественную школу

Екатеринбург, 25 августа, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Храм в честь Вознесения Господня города Екатеринбурга объявляет дополнительный прием в детскую художественную школу церковно-прикладного и декоративного искусства на 2003–2004 учебный год.Прием ведется по трем направлениям:— Класс общехудожественной

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс