Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №34 (259) → Ответы архиепископа Викентия на вопросы, поступившие на интернет-форум «Православной газеты», в первом выпуске телепрограммы «Архипастырь»

Ответы архиепископа Викентия на вопросы, поступившие на интернет-форум «Православной газеты», в первом выпуске телепрограммы «Архипастырь»

№34 (259) / 8 сентября ‘03

Архипастырь

Дорогие друзья!

Сегодня мы представляем вам ответы на ваши вопросы архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия, прозвучавшие в первом выпуске телевизионной программы Екатеринбургской епархии “Архипастырь”.

С 29 августа каждую пятницу, новая программа телестудии Екатеринбургской епархии будет выходить на телеканале “ТВЦ-Екатеринбург” в половине восьмого утра.В повторе программу вы сможете смотреть по субботам в это же время.

Название программы — “Архипастырь” — определяет и ее содержание. У каждого из нас — и мирян, да и священнослужителей постоянно возникают вопросы, которые мы не можем самостоятельно разрешить. И с этими вопросами мы стараемся прибегнуть к нашему Архипастырю — архиепископу Екатеринбургскому и Верхотурскому Викентию.

Часть из возникающих вопросов касается не отдельных людей, а многих из нас — ответы на них могут быть душеполезными многим. Поэтому и была создана эта программа.

Теперь у каждого из вас есть возможность задать свой вопрос Владыке Викентию. И пусть ответы Архипастыря послужат в назидание нам и к нашему спасению.

Сегодня 29 августа, сегодня и мысли, и чувства наверное всех родителей заняты подготовкой их чад к учебному году, к школе. Владыка, что Вы пожелаете отрокам и отроковицам, которые 1 сентября пойдут в “первый раз в первый класс”.

Я хотел бы поздравить всех — и родителей, и учеников, и педагогов с началом учебного года. Поздравить тех, кто только начинает учиться в первых классах с началом учебных лет, трудов на поприще и подвиге приобретения знаний. Я хотел бы поздравить родителей, которые воспитали и вырастили детей до семи лет и сейчас имеют возможность порадоваться — отдать их в школу, чтобы они приобрели те знания, которые им будут необходимы на протяжении всей жизни. Поблагодарить их за то, что они трудились и в настоящее время дают воспитание домашнее, которое будет также необходимо на протяжении всей жизни.

Конечно, очень важно будет в течение всего учебного года, всех учебных лет, когда они будут учиться в школе, чтобы проявились те добрые качества, которые вложили родители в их души. Я хотел бы пожелать успехов всем студентам и школьникам в начале учебного года, пожелать помощи Божией, чтобы они впитали в себя ту мудрость, которую им будут преподавать. Чтобы эта мудрость послужила им ко благу, послужила к тому, чтобы они были высоконравственными, высокообразованными людьми и были полезны нашему Отечеству.

Я хотел бы также поздравить педагогов школ, которые будут преподавать те или иные предметы ребятам, давать знания. Я думаю, что одновременно со знанием они передают и часть своей души, свое духовное состояние и ту нравственность, которая в них заложена их родителями в детском возрасте и тот опыт жизни, который они приобрели на протяжении всей своей жизни.

От преподавателей мы ждем особого их труда, особого подвига, чтобы они отдали все на благо нового поколения, для их воспитания, для их вразумления и обретения тех добрых качеств души, которые бы делали их высоконравственными, высокообразованными.

Те вопросы, которые мы сегодня задаем нашему Архипастырю поступили за последнее время на интернет-форум “Православной газеты”. И очень многих интересует вопрос: как отдать ребенка в православную школу? Об этом спрашивает Елена, Андрей, Сергей, Михаил из Екатеринбурга. «Нам бы не хотелось отправлять своего ребенка в учебное заведение, цели и задачи которого диаметрально противоположны нашим», — пишут они.

Мы благодарим Бога, что пришло такое время, когда вновь Церковь востребована нашему обществу. Мы благодарим Бога, что вновь Церковь нужна нашему обществу для его духовного, нравственного воспитания. Было время, когда Церковь была отстранена от школы. И школа, и люди, учащиеся в школе не могли приобретать те духовные и нравственные ориентиры в жизни, которые так необходимы человеку. Слава Богу, что люди хотят иметь православное образование и мы будем прилагать все усилия к тому, чтобы в нашей Епархии были православные гимназии, православные общеобразовательные школы, где люди смогли бы одновременно с изучением тех или иных предметов, которые преподаются в школах, приобрели и свою, православную, культуру. Обрели нравственность. Ведь одно знание и безнравственность — это как птица без одного крыла. Поэтому очень важно, чтобы одновременно со знаниями человек одновременно приобретал и воспитание доброе, хорошее. Пока у нас в городе всего лишь три гимназии, в которые мы можем принимать детей на обучение. Это, конечно, очень мало для такого города. Будем рады если родители будут нам писать, чтобы мы ориентировались, сколько нам нужно мест для того, чтобы организовать вот такие православные гимназии. И мы будем это делать, потому что это очень важно. Мы рады что есть такая потребность.

В продолжение темы. Алексей из Екатеринбурга спрашивает: «Планируется ли в обозримом будущем создание православных детских дошкольных учреждений в нашем городе? Детских садов?»

И это тоже очень важная проблема. Потому что действительно в детском возрасте, до семилетнего возраста, можно вложить в душу ребенка очень много доброго, хорошего. Очень важно, чтобы и здесь Православная Церковь смогла бы участвовать. Потому что она имеет богатейший опыт духовной жизни и могла бы дать хорошее воспитание этим детям. Поэтому и на это тоже мы хотели бы обратить внимание. Я благодарю тех, кто с эти вопросом обращается, хорошо, что есть такие люди, которые хотят воспитывать своих детей в православии с самых юных лет. И мы это желание обязательно исполним.

Руслан Хислюк из Харькова пишет: “Знаю, что Православная Церковь ведет ожесточенную борьбу с «Центром планирования семьи», который проводит очень нужную, правильную политику на регуляцию рождаемости в семье. Предлагает использование контрацептивных средств для того, чтобы избежать нежелательной беременности. Ведь это настоящая беда, если зачинается нежеланный ребенок. Я думаю, что в этом вопросе Православная Церковь идет против воли Бога, который помогает людям правильно устраивать свою жизнь, предохраняться от нежелательной беременности.

Это, конечно, вопрос очень многогранный, много можно беседовать на эту тему. И, конечно, человек, который сейчас задает вопрос — он немножко не понимает волю Божию. Потому, что воля Божия не в том, чтобы убивать людей. Ведь аборт — это есть убийство. Как бы он не был осуществлен. Да, может рождается ребенок больной, может рождается ребенок не совсем в порядке, но это не значит, что его надо убивать.

Здесь нужно больше акцентировать внимание на то, чтобы предупредить рождение таких болящих людей. Подумать, что бы можно сделать, чтобы не рождались больные дети. Ведь совсем недавно еще мы не знали, что ребенок рождается больным, этот человек становиться больным после уже рождения, после долгих лет жизни на этой земле, и тогда у него появляются какие-то болезни. Когда он родился он всегда был здоровым. Почему? Потому, что люди жили совсем другой жизнью, а жизнь была нравственно чистой. Значит нужно не Центру по планированию семьи работать не в том смысле чтобы предупреждать семью о том, что родиться у него ребенок больной, а до рождения воспитывала эту семью, чтобы она родила здорового человека.

А для того, чтобы не было больных детей, мы должны бороться со многими негативными, безнравственными сторонами нашей жизни. В первую очередь это что? Это — добрачные союзы, которые очень негативно сказываются на будущее поколение нашего общества. И когда в России люди руководствовались вот этими нравственными ориентирами в жизни когда понимали, что это есть грех, что это есть беззаконие, тогда и не было такого — нарушить свою девственную чистоту до брака, в браке. Когда человек с гордостью, можно сказать, соблюдал свою девственную чистоту и вступал в брак и он свидетельствовал о своей чистоте — эта была честь, это была великая честь и великая заслуга этому человеку. И когда после такого законного брака рождался ребенок, то он обязательно рождался здоровым, крепким, сильным и родители не знали, что такое реанимация в детском возрасте. Сейчас мы придумываем очень много всего, наука пошла вперед — это хорошо… Но лучше было бы, если бы поработали больше к тому, чтобы воспитывать молодое поколение, чтобы они жили благочестно, жили нравственно и не впадали в эти тяжкие грехи, которые приносят нам всем очень много плохого, много горечи, неприятностей. Из-за которых мы сталкиваемся со многими проблемами, в которые, конечно, нужно много вкладывать и средств для того, чтобы как-то выйти из этой ситуации. Поэтому сейчас нам нужно акцентировать именно на воспитании, нравственном воспитании в семье, чтобы и до брака и в браке знали, как себя вести и относились к деторождению очень серьезно, очень вдумчиво, и готовились к этому, как к великому событию. Потому что рождается новое живое существо, нуждающееся в помощи, нуждающееся в воспитании и нуждающееся в здоровой жизни на этой земле. А мы его приводим в эту жизнь уже больным, на страдания и мучения, когда он должен жить для радости — родиться и принести радость и родителям, и всему обществу, и быть полезным нашему обществу.

Владыка, посетителей интернет-форума “Православной газеты” интересует вопрос: «Как часто нужно, и как часто можно причащаться? Можно ли причащаться часто? И почему не все батюшки это разрешают?

Причащаться можно и часто. Это зависит от человека, который причащает. И каждый священник, который является духовником того или иного человека, то он смотрит на этого человека, то сам решает благословлять ему часто причащаться или нет. И поэтому нужно быть послушным воле своего духовного отца. Святые отцы и даже Священное Писание говорят о том, что должен испытывать человек себя, перед тем, как причаститься. Посмотреть на себя и испытать свою душу — достойна ли она этого великого таинства — Таинства Тела и Крови Христовых. И, конечно, если человек подходит к этому Таинству с чувством своей греховности, сознания своей немощи и с надеждой, с верой на Бога, что Господь по своей милости простит и сподобит великой благодати, поможет человеку преодолеть и победить, свои немощи страсти, то конечно это будет во благо этому человеку. Также и преподобный Серафим Саровский нас учит с такими чувствами подходить к Святой Чаше. А если мы подходим с чувством удовлетворения, что я вот достоин, что я вот сподобился благословения духовника причащаться так часто и не чувствовать за собой никакую греховность, осознания своей греховности, конечно, это будет тогда в суд и осуждение. И поэтому мы должны причащаться, но стараться, чтобы Причастие не было в суд в осуждение, чтобы оно нам было во благо, для укрепления наших душевных и телесных сил.

Владыка, один из священнослужителей нашей Епархии просит Вас разъяснить для всех такой вопрос: «Место убиения Святых Царственных Страстотерпцев нередко называют “Русской Голгофой”. Мы знаем, что Голгофа — это место распятия Господа нашего Иисуса Христа и символ искупления человеческого рода. К сожалению, некоторые ошибочно считают Царя Страстотерпца – Царем – “искупителем”, уподобляя его Христу. Как нужно правильно пониамть это выражение — «Русская Голгофа»?

Да, действительно, в народе идет такая мысль, что Царь искупил Россию, искупил людей живущих в России — он является искупителем. Но в таком случае получается, что мы как бы отодвигаем в сторону Христа Спасителя, который искупил весь человеческий род от греха, проклятья и смерти. Он дал нам через свои страдания на Кресте вечную жизнь. Здесь, на нашей русской Голгофе, как мы выражаемся, совершилось великое преступление, когда люди восстали против человека — помазанника Божия. Восстали и совершили такое страшное убийство. И он, Царь Николай, и вся его семья кротко, молчаливо, смиренно воспринимали все происходящее, как это делал преподобный Серафим Саровский, когда он был побит разбойниками и не стал даже их наказывать, а даже, когда их поймали и заточили в темницу, он попросил, чтобы их отпустили. Вот такое же любвеобилие и кротость мы видим в Царе-Мученике. И вот в этом есть его жертва ради Христа, для того, чтобы мы получили пример в нашей жизни, чтобы мы тоже так возвысились духовно и жили так, чтобы это было во спасение нам — вот это есть жертва, вот так мы ее пониманием, православно понимаем. Но ни в коем случае, что он искупил всех нас. Мы каждый должны нести свой Крест, как Господь нам дал, и нести его до конца с помощью Божией, как и сам Царь Николай это делал. Ведь он постоянно молился, постоянно был на богослужениях, старался читать святых отцов, укреплять себя в вере, укреплять в духовной жизни и это помогло тому, что он так славно и богоугодно нес свой крест до конца.

Как относиться к народным приметам, спрашивает Маргарита, наша соотечественница, живущая за рубежом: верить или не верить?

Приметы — это есть суеверие. Мы верим в промысел Божий. Мы верим в то, что все делается по промыслу Божию. В Священном Писании написано, что даже волос не падает с головы человека без промысла Божия, без воли Божьей. Тем более все, что у нас случается, делается по воле Божией, по промыслу Божию. Поэтому для нас существует только Бог и Его промышление о каждом из нас.

Почему Свято-Троицкий собор Екатеринбурга покрашен в желтый цвет? Всегда на Руси Церкви были белокаменными. — недоумевает один из посетителей форума. Владыка, почему, действительно стены на наших храмов имеют разный цвет — белый, золотистый, зеленый, синий, красный? Что это обозначает?

В нашей Церкви Православной цвет имеет особую символику и каждый праздник имеет свой цвет. Например, в праздник Святой Троицы мы облачаемся в храмах в зеленые облачения. И поэтому Троицкий собор было бы лучше всего, если смотреть канонически, окрасить в зеленоватый цвет. Вознесение — это белый цвет, Преображение — белый цвет. В богородичные праздники у нас — голубой цвет. Поэтому храмы в честь Божией Матери больше голубые. В Церкви есть семь цветов. И наши храмы, они посвящены какому-то святому, какому-то событию церковному, празднику большому. И вот они если посвящены мученикам, то это красный цвет, если богородичный храм — то голубой цвет. Крестовоздвиженский — он больше такого фиолетового цвета. Все люди, которые приходят в церковь видят, что на каждый праздник священнослужители облачаются в разные цвета облачений. Они облачаются не случайно, а так, что это соответствует цвету того праздника, который совершается в этот день.

“Ветхий завет”, как известно, Господь Бог заключил с израильским народом, — пишет читатель из Кемерово, к стати являющийся адвентистом. Вопрос: между кем и кем состоялся Новый Завет? И состоялся ли вообще? Ведь не Русская же Православная Церковь заключала “Новый Завет”? Чьи “подписи” стоят под этим Договором?

Господь заключил Новый завет со всем человечеством. И если в Ветхом завете это было только с израильским народом, богоизбранным народом, то здесь Господь пришел искупить весь род человеческий. Поэтому все мы, люди живущие на земле, все в союзе с Богом, если живем по воле Божией.

Владыка, как мы ни пытались сгруппировать вопросы на какие-то блоки, но они настолько разные, что сделать это практически невозможно. Поэтому следующий вопрос уже совсем на другую тему. Владимир, научный работник из Екатеринбурга, спрашивает о том, в честь какой Екатерины назван наш город? По радио передавали, что в письме де Генина говорится, что новый город будет назван в честь правящей императрицы Екатерины I. Верно ли это? А если он назван в честь святой, то, почему не Екатерининск, например?

Наш город назван в честь святой великомученицы Екатерины. И хотя в то время, когда был назван город, была правящая императрица Екатерина, но и она тоже праздновала свой день ангела в честь великомученицы Екатерины. Человеку в крещении дается имя того или иного святого. И город называется не в честь человека, а в честь святого, имя которого он носит. И так же город Санкт-Петербург — он тоже не в честь Петра великого, который основал этот город, а в честь святого апостола Петра и он до сих пор в честь святого Петра. Также и наш город в честь святой великомученицы Екатерины. Поэтому мы рады, что находимся в этом городе, покровительницей которого является святая великомученица Екатерина, славная и прекрасная святая нашей Православной Церкви. Поэтому мы будем всегда молиться ей, чтобы она не оставляла нас своим молитвенным покровом.

С Владыкой беседовал священник Евгений Попиченко
Расшифровка аудиозаписи — Антон Пепеляев
Руководитель программы игумен Димитрий (Байбаков)

 
Культура

В Храме-на-Крови прошла выставка декоративно-прикладных изделий церковно-приходских школ Епархии

Екатеринбург, 22 августа, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Во время проведения седьмого епархиального семинара для руководителей и преподавателей церковно — приходских школ в холле конференц-зала Храма-на-Крови прошла интересная выставка. На ней можно было увидеть стенды с декоративно-прикладными изделиями почти всех школ Епархии.

 
Архипастырь

Архиепископ Викентий вручил архитектору С.П. Трусову за понесенные труды церковный орден

Екатеринбург, 26 августа, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». 25 августа в резиденции Правящего Архиерея состоялось вручение высокой награды Русской Православной Церкви.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс