Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №27 (252) → В Екатеринбург из Америки будет возвращена икона Пресвятой Богородицы «Троеручица», пребывавшая в Ипатьевском доме во время заточения в нем Святых Царственных Страстотерпцев

В Екатеринбург из Америки будет возвращена икона Пресвятой Богородицы «Троеручица», пребывавшая в Ипатьевском доме во время заточения в нем Святых Царственных Страстотерпцев

№27 (252) / 15 июля ‘03

Царские дни

Екатеринбург, 8 июля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Славное празднование иконы Божией Матери «Троеручица» Православная Церковь совершает дважды в году: 11 и 25 июля.

События, связанные с первоначальным прославлением этой иконы, принадлежат к числу величайших чудес и милостей, дарованных Царицей Небесной роду человеческому. Свою славу икона «Троеручица» явила мiру во время разгула иконоборческой ереси.

В 716 году по Р.Х. на Византийский Престол Божиим попущением вступил лютый иконоборец, Император Лев Исаврянин. По его приказаниям воины врывались в дома верующих, отыскивая иконы, отбирали их и жгли, а иконопочитателей предавали мукам и смерти.
В эту пору ревностным защитником иконопочитания выказал себя государственный советник калифа Дамасского высокообразованный христианин Иоанн, пользовавшийся значительным влиянием на своего государя-магометанина. Иоанн писал письма своим многочисленным знакомым в Византии, в которых, на основании Священного Писания и Предания, доказывал правильность иконопочитания. Вдохновенные письма Иоанна Дамаскина переписывались, передавались из рук в руки, получая в Византии самое широкое распространение, и немало способствовали утверждению православных в истине и обличению иконоборческой ереси.

Желая извести сего Иоанна, чтобы в нем лишить Церковь непобедимого защитника иконопочитания, двуличный Император Лев решился на страшную ложь. Он приказал искусному писцу изучить почерк Иоанна и затем составить поддельное письмо как бы от Иоанна к Императору с предложением своей измены Дамасскому государю. В сем подложном письме Император Лев якобы извещался в том, что город Дамаск охраняется сарацинами небрежно и что императорское войско без труда им овладеет, автор же письма поможет в этом Императору. Поддельное письмо Император послал калифу, присовокупив к нему собственные заверения, что, несмотря на уговоры мнимого предателя, он желает жить с калифом дружно и советует Иоанна казнить.

Ни личная преданность Иоанна, ни его усердная служба не внушили калифу мысли проверить справедливым расследованием возведенную на Иоанна клевету. Калиф велел палачу отсечь у Иоанна правую руку, якобы начертавшую план измены, и повесить ее на городской площади. Вечером в тот же день блаженный, узнав, что утих гнев калифа, послал к нему своих друзей со следующими словами: «Умножается болезнь моя и несказанно меня мучит, и я не могу иметь отрады, доколе рука моя, на позор повешенная, не будет отдана мне». Калиф склонился на мольбы страдальца и велел отдать ему отсеченную руку. Получив мертвую десницу, Иоанн затворился в свою келью и, падши пред Святой иконой Богоматери, приложил отсеченную плоть к ране и из глубины сердца со слезами и рыданиями молился об исцелении на пользу верных.

В слезных мольбах к Владычице он поминал о том, как всегда чтил Ее Саму и Ее иконы, как защитою иконопочитания навлек на себя ненависть Императора Льва. В сердечном плаче он дал обет, если Пречистая Дева дарует ему исцеление, употребить исцеленную руку на писание творений во славу его Владычицы. Так в непрестанной молитве Иоанн предался тонкому сну и по воле Божией предстал в нём Самой Богоматери, Которая сказала: «Вот рука твоя здорова, и не скорби больше, исполни то, что ты обещал Мне в своей молитве».

Тогда же, согласно Церковному Преданию, благодарность блаженного Иоанна к чудной Исцелительнице своей вылилась в дивной песни: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь». А в благодарность за чудесное исцеление десницы помощью Богоматери и в память о чуде, он сделал из серебра изображение ручной кисти и приложил её к иконе своей Заступницы, как бы третью руку. Отчего эта Дамаскинская икона Божией Матери впоследствии и получила название «Троеручицы».

Весть об исцелении Иоанна немедленно разнеслась по Дамаску. Вразумленный чудом калиф сознал свою вину перед верным ему Иоанном и просил его снова взять на себя дела государственные. Но Иоанн уже решил отдать все свои силы на служение Богу. Он удалился в Лавру Святого Саввы Освященного и там принял иночество. Икону Божией Матери, пред которой он получил исцеление, он взял с собою. До XIII века по Р.Х. икона находилась в Лавре, а затем монахи передали ее Святому Савве, Архиепископу Сербскому, и она была перенесена им в Сербию.

При нашествии на Сербию турок православные положили икону на осла и пустили его без провожатого. Осел прошел один до Афонской горы и остановился у ворот Хиландарского монастыря. Иноки приняли икону, как великий дар свыше, а на место появления иконы с той поры ежегодно совершается Крестный Ход.

Однажды в Хиландарском монастыре умер Игумен. Братия приступили к избранию себе нового Игумена. Когда стали намечать и называть имена достойных кандидатов, то среди братии произошли разделение и распря.

Богоматерь, явившись одному затворнику, объявила, что Сама желает быть Игуменьей обители, и в знак этого икона Троеручицы, стоявшая дотоле в алтаре, чудесно перенеслась на средину храма, на игуменское место. С тех пор Хиландаром управляет наместник-иеромонах и стоит во время службы у игуменского места, где помещается икона Троеручицы. Прикладываясь к иконе, братия свято веруют, что принимают благословение от Самой Царицы Небесной, как от Игуменьи.

В эпоху русско-турецких войн долгие годы на Афоне хозяйничали турки. Но Хиландарская обитель оставалась вне их власти. Сами турки свидетельствовали, что они часто видели недосягаемую для людей и оружия таинственную Жену, охраняющую стены монастыря. На Руси Хиландарская икона «Троеручица» весьма почитается издревле. По просьбе Святейшего Патриарха Никона, с Афона список образа «Троеручицы» был доставлен в Москву 28 Июня 1661 года Тогда-то и был установлен второй праздник памяти иконы в честь её сретения на Московской Земле. После тот образ был помещен Патриархом Никоном в основанный им на Истре Воскресенский монастырь, именуемый Новым Иерусалимом. Оттуда и стали распространяться по России списки иконы, многие из которых были прославлены БОГОМ чудотворениями и потому стали особо чтимы в народе.

Один из наиболее почитаемых в России списков «Троеручицы» находится в Московском Свято-Данииловом монастыре. Этот большой образ был написан во второй половине XVII века. В девятнадцатом столетии дважды в год, накануне праздника «Троеручице» при огромном стечении народа прямо на монастырской площади совершалось Всенощное бдение. Икона была возвращена в Даниилов монастырь в середине 80-х годов прошлого века. На ней были повреждения, и первоначальный образ был в несколько слоев записан поновлениями. Церковный художник кропотливо восстановил первоначальный облик иконы. Теперь лик Богоматери вновь, как и в древности, светел. Уже во время реставрации икона явила свою чудотворную силу, просветляясь более, чем успевала сделать для этого рука реставратора, а у самого иконописца-поновителя за время работы над иконой восстановилось зрение. Теперь перед Данииловской иконой «Троеручицы» в Троицком соборе обители каждую вторую пятницу в пять часов вечера совершается пение Акафиста.

Другой — пока гораздо менее известный — список иконы «Троеручицы», который изображен на обложке данного издания, находился в Екатеринбурге — в Ипатьевском доме во время пребывания там в заточении Святых Царственных Страстотерпцев в 1918 году. Предшествующая история этого скромного домашнего образа нам неизвестна и, скорее всего, судя по безыскусности его письма, он принадлежал не Императорской Семье, а кому-то из бывших владельцев особняка на Вознесенской горке, а может быть, даже их прислуге. Но Августейшие Страдальцы, обращаясь в Своем страшном заточении с молитвами к Богу и Пресвятой Владычице, как и подобает всем православным, безусловно, не различали иконы, находящиеся в доме заключения на привезенные — «свои» и бывшее прежде там — «чужие», а значит совершали Свои молитвы и перед этой скромной иконой, которая стала духовным свидетелем Их страданий и мученического подвига.

После освобождения Екатеринбурга от большевиков икона Божией Матери Троеручицы был найдена в Ипатьевском доме одним офицером — знакомым Сестры Святого Государя Императора Николая II — Ея Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны. Этот офицер в начале 1920-х годов привез икону в Данию, где тогда проживала Государыня Императрица Мария Феодоровна и семья Ея Дочери — Великой Княгини Ольги Александровны, для передачи памятной реликвии Императрице. Государыня же Сама распорядилась, чтобы сия Екатеринбургская святыня хранилась в семье Ея младшей Дочери. Все последующие годы Екатеринбургская икона «Троеручицы» всегда была овеяна семейным молитвенным вниманием, благоговением, и, по свидетельству старшего сына Великой Княгини — Тихона Николаевича Куликовского-Романовым, их семья постоянно ощущала на себе Покров Божией Матери во всех великих жизненных испытаниях, которых немало выпало на долю Великой Княгини и Ея близких. До самой Своей смерти в 1960 году Великая Княгиня Ольга Александровна никогда не расставалась с Екатеринбургской святыней и завещала её хранить Своему старшему сыну.

Но все эти годы икона «Троеручица» почиталась не только домашними Тихона Николаевича. Неоднократно по Царским дням или в дни памяти самой иконы внук Императора Александра III доставлял Екатеринбургскую святыню в свой приходской храм Пресвятой Троицы, чтобы вся русская православная община города Торонто могла приложиться к святыне, покаянно помолиться перед ней о Воскресении плененной России.

В 1991 году, когда Т.Н. Куликовский-Романов узнал, что в России уже практически обсуждается вопрос о строительстве Храма-Памятника на месте убийства Царской Семьи, он обратился с письмом к Его Святейшеству Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, где заявил о том, что по завершении его строительства во время освящения собора он намерен передать Екатеринбургскую икону Божией Матери «Троеручица» в храм на Крови Царственных Страстотерпцев. Осенью 1992 года на Покров Пресвятой Богородицы супруга Тихона Николаевича — Ольга Николаевна Куликовская-Романова по воле мужа посетила Екатеринбург, и по его же просьбе в её присутствии на месте мученической кончины Царской Семьи русским духовенством была отслужена панихида. После этого первого паломничества на Всероссийскую Голгофу 20 октября уже в Москве О.Н. Куликовская-Романова встречалась со Святейшим Патриархом и в ходе продолжительной беседы ещё раз подтвердила намерение своего супруга — Тихона Николаевича передать свято чтимую им икону «Троеручица» в храм, который намереваются воздвигнуть в Екатеринбурге. И Его Святейшество подтвердил Свое одобрение этого благого и жертвенного намерения родного племянника Святого Царя-Страстотерпца Николая.

Однако в путях Господних Тихону Николаевичу при жизни не довелось исполнить свой святой обет: он почил в Бозе 8 Апреля 1993 года, накануне завещав выполнить его волю своей супруге — Ольге Николаевне Куликовской-Романовой — председателю им основанного Благотворительного Фонда во имя Ея Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны.

Всё это время О.Н. Куликовская-Романова, ежегодно посещая Россию по делам Благотворительного Фонда, неизменно стремилась побывать и помолиться на Русской Голгофе. Когда наконец началось строительство храма Всех Святых, в земле Российской просиявших, на Вознесенской горке, надежда, что воля её супруга будет ею исполнена, возросла и укрепилась.

Во время своей последней поездки в Россию летом-осенью 2002 года на ставшей уже традиционной встрече с Его Высокопреосвященством Высокопреосвященнейшим Викентием, архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским, была достигнута договоренность о торжественном протоколе встречи иконы «Троеручица». Крестным ходом в канун празднования дня памяти «Троеручицы» 10 июля икона для последующей передачи Её на вечное хранение в храм Всех Святых, в Земле Российской Просиявших, будет доставлена от железнодорожного вокзала в Свято-Троицкий Кафедральный собор.

Начало Крестного хода от площади перед железнодорожным вокзалом в 20 часов 30 минут.

 
Царские дни

Во время работы Второго фестиваля православной культуры «Царские дни» около Храма-на-Крови откроется выставка работ уральских мастеров

Екатеринбург, 8 июля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Богата талантами уральская земля. Всегда славилась она искусными камнерезами, ювелирами, художниками по дереву, вышивальщицами… Так было исстари.

 
Царские дни

В Екатеринбурге пройдет Крестный ход с возвращающейся в город иконой Пресвятой Богородицы «Троеручица», пребывавшей в Ипатьевском доме во время заточения в нем Царской Семьи

Екатеринбург, 10 июля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Сегодня в Екатеринбург из Америки будет возвращена икона Пресвятой Богородицы «Троеручица»

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс