Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
«Звериное царство [во все времена] приступает к народам… с вековечным искушением: «все сие дам тебе, егда поклонишься мне»… В ответ на это искушение древнерусские иконописцы с поразительной ясностью и силой воплотили в образах и красках то, что наполняло их душу – видение иной жизненной правды и иного смыла мира».
Князь Евг. Трубецкой
…Мой спутник выглядит несколько непривычно в стенах высшего учебного заведения: поношенный свитер, кирзовые сапоги. Но вот мы поднимаемся по крутой железной лестнице, попадаем в маленькую комнату, и все встает на свои места. Тот, кто бывал в мастерских художников, знает, что это не просто творческая площадка, мастерская становится домом: множество завершенных работ и незаконченных полотен легко уживаются с кухонной утварью на обеденном столе и диваном. В мастерской, куда мы вошли, все традиционно, только доминантой здесь – святой угол: под святыми ликами – Библия. На подрамнике – большая, потемневшая от времени икона Пресвятой Богородицы, ждущая реставрации. Знакомая творческая атмосфера мастерской наполнена особым, возвышенным и сокровенным духом.
Стараясь не помешать работе, мы заходим в главное помещение, где трудятся несколько иконописцев. Чистый дневной свет ровно освещает и почти готовую икону, и карандашный эскиз на ватмане. Благоговейная тишина ничем не нарушается. Для беседы возвращаемся обратно, в маленькую мастерскую, и я прошу художника-иконописца Сергея Леонидовича Кузнецова рассказать о себе.
Сергей рисовал, как говорит, “от начала: бабушка рассказывала, моими рисунками печку топила”, — улыбается он. Жизненная стезя сама выбрала его, а первым учителем стал руководитель изостудии свердловского Дворца пионеров Н.К. Раздрогин. “У него не было личной жизни, мы били его личной жизнью. После этого я понял, что надо обучаться у мастера”, — вспоминает художник. Тогда Сереже Кузнецову довелось испытать искушение славой: иллюстрировал книги, даже зарубежные издания, участвовал в выставках и давал интервью на телевидении, о нем рассказывали газеты. “Как Пикассо говорил, в детстве я рисовал как Леонардо да Винчи, и понадобилось много лет, чтобы рисовать как ребенок”.
Второй школой для Кузнецова стала Москва, куда он приехал после службы в армии. Сергей вошел в творческую среду студентов-художников, штудировал предметы, но поступать в вуз не стал. “При советской власти были диссидентские настроения, презирался официоз, потому что в учебных заведениях было мало профессионального обучения, много было политики,” – объясняет он. Кузнецов искал своего учителя, и его вторым наставником стала монументалист И.И. Лаврова. Для молодого художника открывалась дорога на престижные выставки; он одним из первых начал рисовать на улицах Москвы; сотрудничал со щепкинским театральным училищем, с молодым театром Николая Аверушкина – выполнял эскизы к декорациям. Тогда, в конце 80-х открылся Арбат и художники, до этого «варившиеся в собственном соку», получили возможность для творческого общения.
- Для всех нас это было безблагодатное время. Но все искали истину. Москва была свободнейшая, а мы были дворниками – будущие священники, писатели, художники. 90-й год оказался переломным: все разделились, пришло время, и кто искал истину, тому она открылась. Двое моих друзей стали священниками. А кто-то, наоборот, спился. Третьи стали диссидентами, уехали за границу. В Москве к тому времени уже не надо было оставаться: там все заполонили деньги, и мы все разъехались. Меня Господь привел обратно, в Екатеринбург.
В родной город Сергей Кузнецов вернулся со своей иконой, которую списал с иконы Владимирской Богородицы еще в Москве. Тогда, в Москве, его друг, журналист, пишущий на православные темы, предложил показать работу опытному иконописцу, но художник отказался. «По гордыне, — оценивает он сейчас. – А мог бы оказаться учеником… Жизнь была прожита очень греховно, но по незнанию, а потом, по возвращении в родной город, наступил сокровенный момент».
Сергей к тому времени уже чтил святого Серафима Саровского, драгоценностью стала приобретенная летопись Дивеевского монастыря. Смысл непонятных ранее церковнославянских слов молитвы открывался готовому их принять сердцу. Малая родина подарила ему спутницу жизни – встреча с одноклассницей спустя 20 лет оказалась судьбоносной… И все же – Сергей остро чувствовал, что он падает:
- Мне, жившему долгие годы богемной жизнью, очень хотелось умереть или восстановиться. И я очень сильно помолился об этом батюшке Серафиму…
Сергей убежден, что дальнейшие события происходили по этой горячей молитве… Он чудом остался жив: рука злодеев остановилась в последний момент. Вспоминая этот эпизод, Кузнецов объясняет:
- Сказано ведь: “Дай кровь и прими Дух,” – не может греховный человек приблизиться к Богу иначе, как трудами, страданиями за Христа, или омываясь своей кровью. И я тогда почувствовал себя другим человеком. Дальше была борьба, падения и утешения, но главное – началась молитва. Я понял ключевую формулу: “Прияхом Духа Небеснаго, обряхом Веру истинную, Небесной Троице поклоняемся”, — без этого человек не отличит, где прелесть, где ложь, а где – истина… А как Господь утешает! С женой мы венчались в Дивеево, куда приехали на праздник батюшки Серафима. Кроме супруги я обрел там старого друга: Володя Шикин, тот московский друг-журналист, который всегда был для меня авторитетом, — отец Владимир в Дивеево, — стал моим духовником. Тогда же я получил благословение на иконописание. А по возвращении Господь послал еще одну знаменательную встречу…
* * *
«…Человечество стоит на перепутье… Что же побежит в нем, — культурный зоолгизм или то «Сердце милующее», которое горит любовью ко всей твари? Чем надлежит быть вселенной, — зверинцем или храмом? Сама постановка этого вопроса преисполняет сердце глубокой верой в Россию, потому что мы знаем, в котором из этих двух начал она почувствовала свое национальное призвание…».
Князь Евг. Трубецкой
…Этот вуз – особенный. Может быть, потому, что находится он на Вознесенской горке, — рядом святыни: Храм-на-Крови – покаянная народная молитва, и храм Вознесения Господня, который после многих лет музейного существования снова обрел свою паству от мала до велика. Может быть особенный еще и потому, что к Вознесенскому храму и Уральской государственной сельхозакадемии ведет одна дорога. Только небесно-голубые стены и золото куполов – выше. А ниже дверей академии – другие, выкрашенные яркой желто-сине-зеленой краской двери ночного клуба с поистине символическим названием “Атлантида”… Вуз особенный, это чувствуешь, когда под звон колоколов идешь по его переходам с толстыми старинными стенами, а в них, над арками, выдолблены углубления, — самое место для иконы. На парадной лестнице из модного мрамора — нетрадиционно и живо смотрится огромный пейзаж с пасущимися лошадьми, а в ректорате – живописные портреты людей, которым вуз обязан своим становлением. И все же не эти работы художников Е. Липихина и С. Кузнецова, что на виду, являются солью… История художественно-иконописной мастерской сельхозакадемии началась со знаменательной для Кузнецова встречи. Художник встретил ректора.
Александр Николаевич Семин, сын рязанского крестьянина, ушел из авиационного института, предпочтя мехфак сельскохозяйственного. Он стал самым молодым в Екатеринбурге ректором, а затем одним из самых молодых докторов наук.
- Все совпадало, — рассказывает Кузнецов. – Академия уже занималась благотворительностью. Александр Николаевич предложил мне работу художника совмещать с тем, к чему я стремился — иконописанием.
Так в течение трех лет сформировалась полноценная артельная мастерская – иконописная. Трудимся соборно. Первое лицо в артели – Татьяна Федоровна Водичева, ее знает весь город, мы все – ее ученики. Татьяна Федоровна возродила, по благословению Владыки, школу невьянской иконы, теперь в стенах УрГСХА совершается полный цикл иконописания. Наши иконы во многих храмах Екатеринбурга – Вознесенском, Троицком, Преображения Господня, Трех Святителей, а также в Алапаевске, на Ганиной яме. Сейчас завершается работа над иконостасом Храма-на-Крови, который в Царские дни 2003-го ждет Патриаршего освящения.
А еще в планах ректора – построить, художника же – украсить иконами – часовню на территории учебного хозяйства академии, что находится в 30-километровой зоне Белоярской атомной станции…
С.Кузнецов рассказывает о своей жизни, о деле, которому служит, и думаешь: слава Богу, Россия возвращается на пути своя, и к Церкви Христовой обращаются не только люди, но коллективы вузов. Уже заключен договор о сотрудничестве между Епархией и советом ректоров вузов области. Благодаря Архитектурно-художественной академии студенческая паства имеет свой храм – во имя святой Татьяны. Профессионально-педагогический университет в этом году делает 3-й набор на теологический факультет; а кафедру психологии Гуманитарного университета возглавляет доктор медицинских наук священник Сергей Вогулкин. Горно-геологическая академия возвращает себе благословение Царя-Страстотерпца Николая, указ которого дал жизнь этому вузу, стремится восстановить домовый храм во имя святителя Николая. Ну а сельхозакадемия поднимает свое богоугодное дело, а ее ректор А.Н. Семин пишет любительские, но искренние строки песни, мечтая, чтоб они стали гимном академии:
“Видишь, там купола
золотые,
То “Вознесение”
радует нас!
А храм посещают
люди простые
И тихо молитвы
читают за нас…
Припев:
А рядом стоит
Академия родная,
Та, что готовит
кормильцев страны,
Она для России
почти что святая,
Ведь русскому полю
все мы верны!
* * *
А горный хрусталь,
как застывшие реки,
И нам не сдержать
покаяния слез,
Уральские горы
запомнят навеки,
Что наш Государь здесь
страдал, как Христос!
* * *
И нечем нам путь
этот скорбный измерить,
Россия взошла
на Голгофу свою.
Как радостно нам
в Воскресение верить
И в Веру, и в Верность,
и в Славу твою!
- …Ну, а то, что рядом церковь и кабак, — добавляет Кузнецов, — так стоит вспомнить, как Василий Блаженный кидал камни в стены храма и обнимал стены кабака, — важно, где ангелы Господни, и с кем мы. “Стяжи дух мирен, — сказано, — и тысячи вокруг тебя спасутся”…
Екатеринбург, 24 июня, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Несколько лет назад в селе Чусовом Шалинского района образовалась инициативная группа православных людей, которые решили помогать делу духовного просвещения жителей Уральского края и возрождению
Екатеринбург, 27 июня, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». «Светлой памяти отца Владимира Братенкова» — так назывался фестиваль
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.