Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Преподобный Амвросий родился 23 ноября 1812 года в Тамбовской губернии в семье пономаря Михаила Федоровича и жены его Марфы Николаевны Гренковых. Будущего оптинского старца в миру звали Александр, он был шестым из восьмерых детей и отличался бойким и веселым нравом, смышленостью.
Когда мальчику исполнилось двенадцать лет, его отдали в Тамбовское Духовное училище, по окончании которого он поступил в Духовную семинарию. Обладая живым и веселым характером, добротой и остроумием, Александр был любимцем товарищей и сослуживцев. В последнем классе семинарии он перенес тяжелую болезнь и дал обет постричься в монахи, если выздоровеет. Когда Александр поправился, он не забыл своего обета, но несколько лет откладывал его исполнение. Совесть, однако, не давала ему покоя, и чем дальше, тем мучительней становились ее укоры.
Однажды, гуляя по лесу, юноша остановился на берегу ручья и явственно услышал в его журчании слова: “Хвалите Бога! Храните Бога …”. Дома он пламенно молился Божией Матери просветить его ум и направить волю. В то время в селе Троекурове Тамбовской губернии проживал известный подвижник Иларион. Александр пришел к нему за советом и услышал в ответ: “Иди в Оптину – ты там нужен”. Опасаясь, что уговоры родных поколеблют его, он ушел в Оптину тайно. В обитель он прибыл 8 октября 1839 года, а в апреле 1840 года был определен в число братства и одет в подрясник.
Некоторое время Александр был келейником преподобного оптинского старца Льва. Тот любил молодого послушника, но, испытывая его смирение, на людях часто делал вид, что гневается на своего келейника, называл его “химерой”. Но другим про него говорил: “Великий будет человек”. После кончины старца Льва послушник Александр стал келейником преподобного Макария. 29 ноября 1842 года он был пострижен в мантию и наречен Амвросием (в честь святителя Амвросия Медиоланского). Через три года инок Амвросий стал иеромонахом.
За эти годы здоровье преподобного сильно пошатнулось. Зимой 1845 года он сильно простудился, получил осложнение на внутренние органы и с тех пор уже не смог полностью поправиться. В 1848 году отец Амвросий был вынужден по болезни уйти за штат, будучи признан неспособным к послушаниям, и стал числиться на иждивении обители. С тех пор он не мог совершать Литургии, еле передвигался, не выносил холода и сквозняков, пищу употреблял жидкую или протертую и кушал очень мало. Впрочем, старец не унывал и признавался, что телесная немощь благотворно действует на его душу. Он говорил: “Бог не требует от больного подвигов телесных, а только терпения со смирением и благодарения”.
Несмотря на болезнь, преподобный Амвросий оставался в полном послушании у старца Макария, который поручал ему заниматься переводом святоотеческих книг. Благодаря руководству своего старца отец Амвросий смог обучиться искусству из искусств – умной молитве. Постепенно преподобный Макарий стал поручать его духовному окормлению некоторых братий и мирян. К моменту кончины старца Макария, преподобный Амвросий уже старчествовал в течении двенадцати лет. Он переселился в пристройку, называемую “хибаркой”, и там прожил тридцать лет, ежедневно принимая целые толпы людей.
Его келейники, приводившие и выводившие посетителей, к концу дня еле держались на ногах. Сам преподобный временами лежал на постели почти без чувств. А в 1862 году и без того крайне болезненного старца постигла еще одна болезнь, после которой он уже не мог ходить на богослужения и даже причащался непосредственно в своей келье. Трудно представить себе, как мог он, будучи пригвожденным к одру, в полном изнеможении сил, каждодневно принимать сотни людей и отвечать на десятки писем.
Среди благодатных духовных дарований старца прежде всего замечалась прозорливость. Вот один из случаев. Один иконостасный мастер, духовный сын преподобного Амвросия, поехал в Оптину, чтобы получить деньги за сделанную работу. Сумма была очень большая. Он зашел к старцу за благословением и заторопился домой: на следующий день его ждали заказчики с очень крупным заказом. Но старец упросил его прийти попить у него чай, а затем оставил его еще на полдня, а потом еще на день. Мастер противиться не смел, но сам чуть не плакал: такой заказ уплывал из рук. Через три дня преподобный сказал: “Ну все, пора тебе домой. Да по времени не забудь Бога поблагодарить”. Домой мастер ехал с легким сердцем: заказ уже не воротишь, но зато батюшка Амвросий так ласково с ним обошелся. Только въехал в ворота, а вслед за ним – его заказчики. Оказалось, что они, по каким-то обстоятельствам, опоздали к нему как раз на три дня. Но на этом история не закончилась. Через два года после кончины старца, умирал работник мастера, живший у него очень много лет. Умирающий позвал хозяина и покаялся перед ним, что как раз тогда, когда тот опоздал из Оптиной на три дня, он вместе с двумя товарищами три ночи подряд караулил хозяина на дороге. Работники прельстились большими деньгами, которые мастер должен был везти из обители, и обязательно убили бы его, если бы не прозорливость старца Амвросия.
Что касается исцелений по молитвам батюшки, то им не было конца, но старец, по своему великому смирению, усиленно скрывал их. Был такой случай. Однажды старец возвращался откуда-то в Оптину и по дороге увидел такую картину: стоит нагруженный воз, лежит мертвая лошадь, а рядом плачет крестьянин. В те времена потеря лошади-кормилицы была для крестьян огромным бедствием. Преподобный приблизился к мертвому животному, медленно обошел его три раза, а затем взял хворостину и стегнул лошадь со словами: “Вставай, лентяйка!”. Лошадь послушно поднялась. Многим людям преподобный являлся на расстоянии, подобно святителю Николаю, или с целью исцеления, или для избавления от бедствий.
А вот какое чудо описывала одна монахиня, духовная дочь старца: “Он встал с постели, на которой лежал. Сделав два шага, он очутился на середине своей келии… Старец выпрямился во весь рост, поднял голову и воздел свои руки кверху … Мне представилось в это время, что стопы его отделились от пола. Я смотрела на освещенную его голову и лицо. Помню, что потолка в келии как будто не было, он разошелся, а голова старца как бы ушла вверх … Через минуту батюшка наклонился ко мне, изумленной виденным: “Помни, вот до чего может довести покаяние. Ступай”. Я вышла от него, шатаясь, и всю ночь проплакала о своем неразумии и нерадении…”.
В последние годы жизни старца Амвросия, по его благословению, была устроена женская Казанская пустынь в деревне Шамордино, где и суждено было преподобному встретить час своей кончины. Сразу же после этого начались чудеса: преподобный, как и при жизни, исцелял, наставлял, призывал к покаянию. Мощи старца почивают в Оптиной пустыни, в церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Святая мученица Феврония в трехлетнем возрасте была отдана родителями в общину подвижниц, находившуюся в Месопотамии. Повзрослев, Феврония стала вести строгий образ жизни: питалась только хлебом и водой, спала на узкой короткой доске, ночью нередко вставала и читала Священное Писание или молилась.В это время началось гонение императора Диоклетиана, который послал в Месопотамию своих сановников. Многие христиане стали спасаться бегством.
Двух великих христианских подвижников прославляет сегодня святая Церковь, именуя их “Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие”.Почему святых апостолов Петра и Павла называют первопрестольными и первоверховными? Вовсе не потому, что они, якобы, получили верховную власть над всеми апостолами.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.