Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №19 (244) → «Многоголосье казачье потрясло!»

«Многоголосье казачье потрясло!»

№19 (244) / 15 мая ‘03

Культура

Так начался путь к православию руководителя фольклорного ансамбля «Багренье» и детского историко-этнографического театра «Ратибор» Ю.М. Нестерова

“Это Юрий Нестеров, — слышу в телефонной трубке, — помнишь, рыжебородый…” И вот мы за столом в маленькой кухне Нестеровых, вспоминаем первую встречу.

…Тогда наш общий приятель решил устроить для своих зарубежных гостей-ученых, как водится, прощальное застолье. А Юрий Нестеров, руководитель фольклорного ансамбля “Багренье” и его жена Юлия стали задушевными хозяевами вечера. И пошла по кругу чаша (деревянная, ручной работы, с резной длинногривой тройкой), а в ней медовуха, нежная и крепкая, по старинному рецепту приготовленная. Зазвучали степенные величания да старинные русские, казачьи песни. Яркие голоса Юрия и Юли вплетали каждый свою отдельную нить, а получалось единое, яркое, многоцветное полотно дивного сказа о чем-то забытом, но щемяще-родном. А потом – пляски с играми всем на радость. Одним словом, сердца швейцарцев согрелись до слез, так что первое впечатление – о немытых екатеринбургских тротуарах – ушло… Встреча запомнилась, и хотелось снова пообщаться с этой красивой парой, узнать о том, как фольклор – не лубочный, а истинный, первозданный – стал для них жизнью.

- Произошло все совершенно случайно, — рассказывает Юрий. – Родился и работал я в Москве. В 1985 году, во время Московского фестиваля молодежи и студентов, захотелось окунуться в неформальное общение, и мы с друзьями пошли на Красную площадь. Я влился в один из людских ручейков, а вокруг маленькие и большие островки: кто-то поет, рядом греки сиртаки танцуют, дальше – немцы, а тут “Машину времени” лабают… И вдруг – десять человек – запели!… И с часа ночи до пяти утра – игры, песни, пляски… Я слов-то не понимал, потом еще год разбирался со словами. Но это многоголосье казачье потрясло!

Это оказался коллектив известного фольклориста А.С. Кабанова. Через год выделилась мужская группа, которая стала заниматься собственно казачьими песнями. 23 февраля 1987 года состоялось первое выступление в Институте им. Гнесиных, этот день считаем днем рождения ансамбля “Казачий круг”. В составе “Казачьего круга” мы объездили с концертами весь Союз.

- Юра, почему все-таки так потрясает казачья песня?

- Казачья песня, вообще фольклор – это творчество свободных людей, гармоничных с окружающим миром. Казачья песня – квинтэссенция извечной тяги человека к истине. Поэтому фольклор для меня стал импульсом к духовной жизни. Позже убедился, что многие начинают духовно расти благодаря фольклору. Идеология не заменит историческую преемственность поколений. Кто мои предки? Как они жили? Зачем я живу? Эти вопросы должны волновать каждого человека. Для меня казачьи песни стали способом изучения истории, фольклора: много ездили в экспедиции, делали записи. На Дону впервые услышал, когда четыре 70-летних деда стали на четыре голоса (!) раскладывать песню. Запись была потрясающая! В экспедиции в Ставропольском крае увидели казаков, которые жили не по светским законам, а по неписанному своду законов предков. Фольклорное богатство бесподобное, – какие былины нам пели! Нетронутый пласт южнорусской культуры, заповедник фольклора!

Следующим шагом стало для Юрия принятие крещения, что пришлось на Рождество. А через месяц Господь привел его в (тогда еще) Свердловск, на гастроли, где Нестеров нашел свою “половинку” — Юлю.

По-девичьи стройная, темноволосая и кареглазая Юлия Нестерова, до этого хлопотавшая над ужином, теперь дополняет рассказ. Ее знакомство с песенным народным творчеством связано с Домом культуры Уралмаша, где впервые попала на вечорку, и с клубом политпесни “Варшавянка”, который поставил себе задачу качественно поднять воспитательный уровень подростков района, а Юля оказалась в этой среде. Для старшеклассницы началась творческая жизнь: подготовка сценариев, выступления в деревнях, фольклорные экспедиции.

- Материал накапливался. Тогда областной Дом фольклора существовал то-лько в планах. Работников для него не было, и мы пошли учиться, кто на филологический, кто на психологический факультеты.

От фольклора оказывается самый короткий путь к православию, — приходит к уже прозвучавшей мысли Юлия. — Одна из песен, о поле Куликовом, стала для меня открытием – что такое история, как бережно нужно с ней обращаться. В экспедициях мы знакомились с народной культурой, там, где она сохранилась в первозданном виде, с мировоззрением людей из глубинки, и в этой живой среде понимали, чего лишена официальная культура. Но фольклор – это не только песня, слово. Для выступления нужны костюмы, и мы научились вышивке, плетению поясов. Выступления связываются с народным календарем, поэтому естественно входишь в православную систему координат. Церковь становится необходимой составляющей жизни, традиций, быта. Не случайно многие из фольклорного движения стали священниками, матушками, а кто-то в монастырь ушел, но при этом ведут активную жизнь, несут духовность в мир. Так фольклор определяет судьбу. А дети, окунувшись в эту атмосферу и воспринимая все максималистски, “подтягивают” и взрослых.

- Пошла вторая волна, — объясняет Юрий, продолжая рассказ. – Выступления “Казачьего круга” по всей стране привлекали внимание к традициям, вызывали уважение к опыту старшего поколения. И если раньше город задавал моду, практически вытеснив традиционную народную культуру, то теперь пришло время вернуть деревне ее исконное богатство.

Молодая чета Нестеровых оказалась на гребне этой волны. С этой целью сначала поехали на Дон, потом откликнулись на приглашение из Сургута. Супруги и их маленькие дети сталкивались с бытовой неустроенностью, проблема выживания решалась нелегко. Но доброта и отзывчивость помнятся. Как, например, та 10-литровая банка соленых огурцов, что подарила приехавшей семье старая казачка (молодая хозяйка банку-то такую видела впервые!). А когда сгорел дотла только что приобретенный дом под соломенной крышей, подошел к хозяину-погорельцу старик-сосед и запел ему на пепелище слова старинной песни: “Шумел, гремел по- жар московский”… Сейчас Юрий шутит: прошли огонь, воду и медные трубы. А медными трубами, видимо, можно назвать проверку человеческих отношений. “Если мы сами говорим об идеалах, то не может быть нечестных отношений с другими людьми, а это требует перерождения от каждого” — такова позиция Нестеровых. Вот и не складывались отношения с теми, кто привык к компромиссам. И Нестеровы уезжали, вложив в начатое дело много сил. Но зерно прорастало, и их фольклорная школа давала цвет. Так, приятель с Дона, когда-то предлагавший: “Давайте лучше Розенбаума петь”, стал казачьим атаманом, а в Сургуте возник центр традиционной русской культуры. Екатеринбургский фольклорный ансамбль “Багренье” — лауреат Российских и международных конкурсов, один из старейших в городе, выступает с концертами в домах культуры и школах, участвует в различных фестивалях – фольклорных, православной культуры.

Младшие Нестеровы – школьники Степа и Устя — разделяют интересы своих родителей. А вот судьба их сверстников очень волнует Нестеровых-старших.

- Летом на Белой горе (под Кунгуром) проходил православный фестиваль. Там вместе со священнослужителями мы обсуждали проблемы подростков, — рассказывает Юрий. — Пока дети маленькие, они легко входят в Церковь. А для подростков нет форм, сообразных возрасту и полу, и в воскресных школах нет опыта мужского общения. В то же время фольклор, православные праздники помогают решить эту задачу.

Поскольку в правилах Ю.М. Нестерова проводить идеалы в жизнь, он, сам увлеченный одним из видов русского рукопашного боя – бузой, пошел в школу учить этому искусству детей. Уже была подготовлена авторская сертифицированная образовательная программа “Народная борьба”, цель которой – воспитание мужчины-творца в мирное время и защитника – в военное. На этот раз Нестеров нашел необычную форму работы с мальчишками – историко-этнографический театр “Ратибор”. Изучение русской традиции рукопашного боя и изготовление военно-исторического костюма (доспехов и вооружения), освоение казачьих песен, былин и мужской пляски, походы для обучения выживанию на природе, — все эти составляющие помогают воспитанию мальчика в духе традиций.

“Быть православному воинству! — призывает мальчишек и их родителей Юрий Михайлович Нестеров. – Продолжим славу русских воинов Пересвета и Александра Невского. В нашей традиционной борьбе нет соревнования, есть со-стязание, то есть совместное стяжание, обретение воинского духа. Воспитание воинства – путь наращивания духовности, опыт развития собственного тела. А это необходимо каждому подрастающему мужчине”.

Лариса Ларионова

 
Жизнь Епархии

Типография Епархии получила новое оборудование для выпуска газетной продукции

Екатеринбург, 13 мая, «Православная газета». В типографию Екатеринбургской епархии поступило полиграфическое оборудование для выпуска газетной продукции. Его привезли на трех больших трейлерах из г. Рыбинска Ярославской области.

 
Культура

День Победы как опора в возрождении России

Вот уже в 58-й раз Россия отдает дань памяти павшим на полях сражений и замученным в фашистской неволе, приносит благодарность ветеранам Великой Отечественной, тем, кто сегодня с нами отмечает эту дату. По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II с 1994 года в этот день в храмах совершается поминовение всех погибших в Великой Отечественной

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс