Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №18 (243) → О милосердии к бедным

О милосердии к бедным

№18 (243) / 8 мая ‘03

22 мая — празднование перенесения мощей Николая Чудотворца

В этой теме:

22 мая — празднование перенесения мощей Николая Чудотворца
Жизнь Святителя Николая есть правило веры, образ кротости и учитель воздержания
22 мая — празднование перенесения мощей Николая Чудотворца
Верование Церкви в ходатайство святых есть несомненная истина

Из великого сонма святых угодников Божиих, прославляемых Церковью, святитель Николай пользуется особенной любовью русского народа. В честь его построено много храмов на святой Руси; память его совершается два раза в год, 19 декабря и 22 мая, и кроме того, в течение года, наряду с апостолами, воспоминается в церковных службах каждый четверг. Самое имя его любезно православному русскому человеку и потому часто встречается в христианской семье, — не только в скромной хижине, но и на царском престоле. Какая же из многих добродетелей его привлекает к нему православных христиан? Зная, что к Богу и святым Его мы обращаемся за помощью в своих нуждах, душевных и телесных, и особенно часто обращаемся с своими мольбами к тем святым, которые много явили дел своего милосердия к страждущим, мы должны признать, что выдающейся добродетелью святителя Николая было милосердие к нуждающимся. Святая Церковь в своих песнопениях прославляет его как алчущих кормителя, обуреваемых на море изрядного правителя и скорого помощника всем, находящимся в бедах и скорбях. И действительно, вся жизнь святителя Николая представляет собою непрерывный ряд благодеяний, оказанных им страждущему человечеству. Но не только при жизни, даже и по смерти он не перестал благотворить обращающимся к нему с молитвами. Самый гроб его сделался источником исцелений для страждущих душою и телом. Множество чудотворных икон его, находящихся в разных местах нашего обширного отечества, — не что иное как наглядные и несокрушимые памятники его милосердия к роду христианскому. В этом отношении святитель Николай является благим и верным рабом Господа нашего, исполнившим одну из главнейших Заповедей Владыки Господа о милосердии к ближним.

Будучи в Своем существе любовью, которая непрерывно выражается в делах милосердия к тварям вообще и особенно к страждущему человеку, Господь Бог заповедал эту любовь и милосердие всем людям, как главный закон их жизни и основание их благополучия временного и вечного.

Чтобы человек имел всегдашнее побуждение к исполнению этого закона, Господь Бог так устроил природу человеческую, что только при взаимных услугах, вытекающих из любви и милосердия друг к другу, люди могут устраивать свое благополучие на земле. Ограниченность природы человеческой, ее сил душевных и телесных, и происходящие отсюда нужды и недостатки жизни должны бы располагать людей к взаимной помощи, к милосердию и любви в течение всей жизни.

В самом деле, человек рождается на свет таким слабым существом, что без посторонней помощи тотчас лишился бы жизни. Эту помощь оказывают ему прежде всего родители его, которые располагаются к тому и чувством сострадания к слабому вообще, и природным чувством любви к своему дитяти. С возрастанием младенца, с переходом его в отроческий возраст и юношеский потребности его увеличиваются, к прежним заботам о потребностях телесных, о пище, одежде и жилище присоединяются заботы о потребностях душевных, о воспитании и обучении. В лета мужества, когда человек призывается к разнообразной деятельности на разных поприщах жизни, сочувствие и помощь подобных ему становятся еще более необходимыми как для успеха в делах, так и для удовлетворения личных потребностей душевных и телесных. Старость, сопровождающаяся упадком сил и разными недугами, требует такой же помощи посторонней, как и первый возраст человека. Оказывается, таким образом, что премудрость Божия в устройстве природы человеческой, в ограниченности ее сил и способностей положила глубокое основание для взаимной помощи и любви между людьми.

Первыми и ближайшими не только по времени, но и по самому делу исполнителями Заповеди Божией — о любви и милосердии к ближним — были святые апостолы. Отправляя их на проповедь, Господь Иисус Христос указал им и место и предмет ее, и при этом вменил им в обязанность сопровождать благовествование Евангелия делами любви и милосердия. Болящия исцеляйте, прокаженныя очищайте, мертвыя воскрешайте, бесы изгоняйте; туне приясте, туне дадите. Как основание для этих дел благотворительности нуждающимся, святые апостолы старались утвердить в сердцах людей чувство любви к ближним. Чадца! любите друг друга, — постоянно повторял евангелист Иоанн, и когда его спросили верующие: зачем он повторяет одно и то же? — отвечал, что это главная Заповедь Господа, исполняя которую мы исполним тем самым весь закон Христов, ибо на любви весь закон и пророцы висят (Мф. 22, 40).

После апостолов такими же исполнителями Заповеди Христовой о любви и милосердии к ближним являются преемники их служения — пастыри и архипастыри Церкви. Стоя во главе христианского общества, они старались удовлетворять не только духовные, но и телесные потребности своей паствы. Среди множества предстоятелей древней Церкви, святитель Христов Николай является особенно ревностным благотворителем. Дела христианского милосердия были, так сказать, его призванием, которое проявлялось у него с ранних лет. Так, он роздал бедным свое имущество, доставшееся ему по смерти родителей. Когда же он поставлен был епископом Мир ликийским, то и церковное имущество, и свое личное употреблял на дела милосердия и благотворительности. Он не ожидал, пока придут к нему с просьбой нуждающиеся, а сам разыскивал таковых и старался оказывать свою помощь тайно. За то и сподобил Господь Своего верного раба такой славы, какая выпадает на долю немногих. К святителю Николаю обращаются с мольбами о помощи все нуждающиеся, не только христиане, но и язычники. Так велика слава его милосердия у людей, а еще большая, несомненно, у Господа Бога, прославившего Своего угодника нетлением мощей, даром чудотворений и благодатных исцелений от его святых икон и молитвенного призывания его имени.

Празднуя в честь святителя Христова Николая и прославляя добродетель милосердия его к страждущим, позаботимся, братия, воспитать и в своих сердцах чувства любви и сострадания к бедствующим братиям нашим. К этому побуждает нас и наша природа своими немощами; этого требует от нас Господь Бог; этому поучает нас своей жизнью и прославляемый ныне угодник Божий. Подражание ему в делах благотворительности, по любви к ближним, будет лучшей похвалой с нашей стороны.

 
22 мая — празднование перенесения мощей Николая Чудотворца

Жизнь Святителя Николая есть правило веры, образ кротости и учитель воздержания

Ныне ублажаемый в церковных песнопениях и чтениях святитель Христов Николай родился в Ликийском городе Патаре, и в юных летах отдан был на служение Богу под руководство дяди своего Николая, епископа патарского, который возвел его потом в сан пресвитера. Во время путешествия дяди к святым местам

 
22 мая — празднование перенесения мощей Николая Чудотворца

Верование Церкви в ходатайство святых есть несомненная истина

22 мая – праздник перенесения мощей святителя Христова и чудотворца Николая из Ликийского города Миры, находящегося в Малой Азии, в апулийский город Бари, область южной Италии.Святитель Христов Николай скончался в Ликийском городе Мирах 19 декабря 342 г., и его тело с честью погребено было в соборном Мирликийском храме

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс