Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Ныне ублажаемый в церковных песнопениях и чтениях святитель Христов Николай родился в Ликийском городе Патаре, и в юных летах отдан был на служение Богу под руководство дяди своего Николая, епископа патарского, который возвел его потом в сан пресвитера. Во время путешествия дяди к святым местам Николай управлял патарской паствой, и, по возвращении его, сам отправился в Иерусалим. Во время путешествия своими молитвами святитель Николай дважды укротил бурю, поднявшуюся на море. Возвратясь из Иерусалима, он хотел продолжать свое служение в родном городе, но, по особому внушению Божию, переселился в город Миры, где вскоре был избран в епископы и явился образцом веры, кротости, воздержания. В гонение на христиан Диоклетиана он вместе с другими подвергся тюремному заключению, в котором пробыл до торжества христианства при Константине Великом. На первом вселенском соборе святитель Николай показал особенную ревность в посрамлении ереси Ария. Прославленный от Бога даром чудотворений, великий святитель почил в глубокой старости, в 342 году, в городе Мирах, где мощи его пребывали до перенесения их в итальянский город Бари в 1087 году.
Вот за что преимущественно восхваляется Церковью святитель Николай — за высокие его добродетели: веру, кротость и воздержание! Сама вещей истина, т.е. самое дело явило его правилом веры, образом кротости, воздержания учителем.
Он на самом деле преподает нам превосходное правило веры. Век, в который жил он, обиловал ересями. Но святитель Николай не любил мудрствовать паче, еже подобает. Будучи преемником апостолов по званию пастыря, он был преемником и их простоты по вере. Он мыслил согласно с мыслями отцов Церкви предшествовавших веков и учил так, как они учили. Он был не только прост, но и ревностен. За имя Христово он потерпел многое: его лишали имущества, заключали в темницу, угрожали смертью. Но светлая и твердая вера его сияла в самой темнице, где он укреплял исповедников Христовых: она же на соборе никейском посрамила лжеучителя Ария, отвергавшего Божество Иисуса Христа.
И нам, братия, без веры невозможно угодити Богу (Евр. 11, 6). Тщетны, ничтожны все совершенства наши пред Богом, если нет в нас веры. Верою, — говорит апостол, — вселяется Сам Иисус Христос в сердце (Еф. 3, 17), и верующий может сказать: живу не ктому аз, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20). Но такие плоды спеют в человеке тогда, когда вера его проста и ревностна. Недаром говорят: «В простых сердцах Бог почивает».
Не напрасно Церковь называет святителя Николая и образом кротости. Кротость его, по свидетельству истории, обращала на путь истинный многих грешников, укрощала мятежи народные и была так могущественна и действенна, что одно только воззрение на святого укрощало в других страсти, облегчало скорби и привлекало к нему даже неверных.
Какое прекрасное произойдет общество, если между нами, братия, поселится кротость христианская! В таком обществе не может быть ни вражды, ни притеснений, ни насилий. Кротость нравится всякому. Желает начальник видеть кротость в подчиненных, желают и подчиненные иметь кроткого начальника. И Бог наш особенно любит кротких: на кого воззрю, — вещает Он Сам чрез пророка, — как не на кроткого и молчаливого и трепещу- щаго словес Моих? (Ис. 66, 2).
Не напрасно, наконец, Святая Церковь именует святителя Николая и учителем воздержания. Он был лучший учитель воздержания во всех возрастах жизни. Он был постником от самого младенчества. Он был любителем целомудрия от самой юности: «не бе в нем видети нимало юношеских нравов, но старца обычаи». Он был чужд удовольствий чувственных: главным наслаждением его была благотворительность. Он не заботился о стяжании благ земных; все свое имение раздавал бедным.
Воздержание так высоко ценится, что без него, по словам апостола Павла, и христианин — не христианин: иже Христовы суть, — говорит он, — плоть распяша со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24). Для чего Господь постился сорок дней и ночей? Для того, чтобы нас научить воздержанию, сделать воздержными Своих последователей. Но воздержание, говорят, лишает нас многих удовольствий? Оно лишает нас удовольствий таких, которые отнимают у нас здоровье и силы, которые не только разоряют, но и развращают, унижают нас и пред нами самими, и пред другими. Ныне и мирская мудрость поняла важность воздержания: многие, например, врачи, признают вред от постоянного употребления мясной пищи, производящего различные болезни и преждевременную смерть. Таким образом, воздержание полезно и для души и для тела.
Настоящее наше празднование в честь угодника Божия Николая нужно не для него, Самим Богом прославленного, а для нас, чтобы, прославляя, поминая его, как наставника, мы подражали его вере (Евр. 13, 7) и святой, богоугодной его жизни, которая да будет нам правилом веры, образом кротости, учителем воздержания.
Екатеринбург, 1 мая, «Православная газета». В учреждениях культуры муниципального образования «Верхняя Пышма» прошли праздничные программы, посвященные светлому празднику Пасхи.Так во Дворце культуры «Уралэлектромедь» еще задолго до пасхального концерта толпились и стар, и млад.
Из великого сонма святых угодников Божиих, прославляемых Церковью, святитель Николай пользуется особенной любовью русского народа. В честь его построено много храмов на святой Руси; память его совершается два раза в год, 19 декабря и 22 мая, и кроме того, в течение года, наряду с апостолами, воспоминается в церковных службах каждый четверг. Самое имя его любезно православному русскому человеку
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.