Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Преподобный Арсений родился в Риме, получил хорошее воспитание и образование, но оставил науку и посвятил себя на служение Богу. Император Феодосий назначил его наставником своих сыновей, но преподобный тяготился своим положением и стремился к уединению.
Однажды он услышал голос: “Арсений, бегай людей и спасешься”, и удалился в египетскую пустыню, в одну из обителей. В следующий раз голос сказал ему: “Арсений, бегай людей и пребывай в молчании – это корень безгрешия”. После этого подвижник ушел в затвор, бывая в церкви только в праздники и воскресенья. Когда его спрашивали, почему он скрывается от людей, преподобный отвечал: “Бог видит, что я люблю всех, но не могу быть одновременно с Богом и людьми. Силы Небесные все имеют одну волю и единодушно славят Бога, на земле же каждый человек имеет свою волю и мысли людей различны. Не могу, оставив Бога, жить с людьми”.
В великих подвигах преподобный Арсений провел 55 лет и преставился в возрасте 95 лет. Старец учил: “Много раз я раскаивался о своих словах, а о молчании – никогда”. Эти мудрые слова напоминают нам о том, как губительны для души многословие и празднословие.
Ни на что так мало мы не обращаем внимания, как на свойственную многим из нас привычку проводить время в пустых, бесполезных разговорах. Казалось бы, что такого? Почему бы не посвятить свое свободное время беседе с друзьями и знакомыми? Что в этом предосудительного? Но беседа беседе рознь и слово от слова отличается. Бывает беседа мирная, душеспасительная и слово разумное и доброжелательное. А бывает беседа дурная и суетная, а слова гнилые. Как сказал Спаситель: “От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься” (Мф. 12, 37).
За пустые, суетные, праздные слова дадут люди ответ в день суда (Мф. 12, 36). Почему же? Потому, что в таких беседах трудно человеку удержаться от греха. Истинно говорит Писание: “При многословии не миновать греха” (Притч. 10, 19). Осуждение ближних, оклеветание их, осмеяние, сквернословие, кощунство – вот к чему приводит, обычно, человека привычка празднословить. Легок переход от слов к делу, и нетрудно заметить, что празднословием питается в сердце человеческом вражда к ближнему, поддерживаются раздоры, от безнравственных и кощунственных слов развращается ум. “Посмотри, — говорит святой апостол Иаков, — небольшой огонь как много вещества зажигает. И язык — огонь” (Иак. 3, 5–6). А можно ли шутить с огнем?!
Тот, кто не заграждает свои уста, не следит строго и основательно за своими мыслями, а легкомысленно бросается словами, тот не может быть тверд и в своих делах, у того душа открыта для всех вредных влияний, к тому враг спасения получает легкий доступ и ловит в свои сети.
Следующее предостережение относительно привычки празднословить, показывающее, как она гибельна для души и противна Богу, содержится в отеческих сказаниях. Жил один святой старец, которому Бог даровал видеть то, чего не видят другие. Однажды сидели многие иноки и разговаривали между собой. Когда беседа была душеспасительной и содержала различные изречения из Священного Писания, тогда стояли среди иноков святые ангелы и на их лицах сияла радостная улыбка; они с удовольствием слушали братию. Когда же разговор переходил к темам суетным, ангелы огорчались и тотчас уходили далеко от беседующих, среди которых появлялись и вращались кругом нечистые кабаны, покрытые струпьями. Это были демоны, радовавшиеся пустословию и многословию монахов.
Когда старец увидел все это, он ушел в свою келью и проплакал всю ночь. А затем стал наставлять иноков, говоря: “Охраняйтесь, братья, от празднословия и суетных бесед, от которых рождается для души гибель и через которые мы соделываемся ненавистны Богу и ангелам”.
Будем же всегда держать в памяти эти слова и наставления поминаемого ныне преподобного Арсения. Пусть беседы наши будут чисты и наполнены любовью к Богу и ближним. Как говорит святой апостол Иаков: “кто не согрешает в слове, тот человек совершенный” (Иак. 3, 2), а “кто… думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие” (Иак. 1, 26).
Святой Варвар жил в Греции и долгое время был разбойником. Однажды, глядя на награбленные сокровища и размышляя о совершенных преступлениях, он решил покаяться: “Господь не презрел молитвы висевшего рядом с Ним разбойника и меня пощадит по неизреченной милости Своей”.Варвар оставил все свое добро, пошел в ближайшую церковь и покаялся священнику, умоляя отпустить ему грехи.
Сегодня святая Церковь молитвенно вспоминает апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Он был самым юным из апостолов и в то же время самым любимым учеником Спасителя. В Евангелии только о нем одном сказано: “Ученик, которого любил Иисус” (Ин. 21, 7). Эту любовь святой Иоанн заслужил своей крепкой и неизменной любовью ко Христу.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.